Хочу поделиться опытом ремонта и модернизации довольно распространенной отечественной вертушки «Ария-102-стерео». Решил написать по причине периодического появления подобных тем. Найти инструкцию по ремонту на него очень просто. Более того, забегая вперед, скажу, что результат оказался для меня совершенно неожиданным — не надеялся получить достойный звук от такой конструкции!
Из особенностей вертушки: прямой электромеханический привод диска, электронный микролифт, необычная конструкция тонарма, оптический автостоп.
Выполненные работы можно разделить на несколько этапов. Сначала был сделан ремонт и замена вышедших из строя радиокомпонентов. В моем случае нужно было поменять конденсаторы, которые потеряли емкость, в результате чего не работал микролифт и автостоп.
Дальше пришлось сделать регулировку узлов аппарата. Я разобрал привод стола, смазал его и собрал обратно. С ним проблем не возникло, а вот потом все пошло не так гладко. Вероятно, сборка на предприятии была не очень-то высокого качества, поскольку находящиеся под заводским лаком регулировочные винты были настроены неправильно. Тонарм при повороте двигался с заеданием. Причина скрывалась в шторке автостопа — ее криво установили и она касалась корпуса.
Также было обнаружено заедание при перемещении тонарма вверх-вниз. Оно возникало из-за неправильной регулировки винтов тонарма под пластиковой крышечкой. Обратил внимание, что в более раннем проигрывателе «Радиотехника ЭП-101-стерео», несмотря на всю примитивность и похожесть конструкции тонарма, на выходе был очень достойный звук. А в этом проигрывателе с тонармом все очень плохо.
Следующий этап — модернизация. Я решил полностью перебрать тонарм и собрать и отрегулировать все как надо. По итогам нашел виновников некачественной работы тонарма — это узел с пружинками на фото и установка трех жил вместо пяти. Все это было удалено и сделано уже по правилам.
Заменил проводку тонарма на то, что было не жалко, ведь результат на тот момент был еще не известен, поэтому поставил МГТФ. Его многие критикуют, но в данном случае он оказался вполне уместен. Из тонарма у меня выходят пять жил: четыре идут на головку и пятая на корпус тонарма (для нее есть специальное место крепления). Штатный кабель до фонокорректора без земли я заменил на балансный кабель. У меня в наличии был Supra Dual, но вполне подойдет и другой микрофонный кабель с двумя жилами внутри и общим экраном. Кабель распаян согласно схеме.
В проигрывателе из кабеля выходят четыре жилы, которые соединяются с четырьмя жилами тонарма. Экран от кабеля никуда не соединяется — это важно. Еще параллельно кабелю идет земляной провод. Одним концом он соединяется с землей фонокорректора, а вторым заходит в проигрыватель и соединяется с землей тонарма. Еще мне пришлось подсоединить к нему отдельный провод (он тоже синего цвета, как и земля) и пустить его на дно — в нем есть специальный контакт для подсоединения земли.
В итоге — вертушку просто не узнать. Тонарм получил необходимую подвижность, никакого рокота или помех теперь вообще нет. Еще заменил родной мат на фетровый и штатную головку на AT95EBL.
Можно и дальше вести усовершенствование по пути утяжеления стола, повышения виброразвязки, но я решил остановиться на том, что есть.
P.S. Не судите строго за фото, ведь все выполнено в процессе работы над проигрывателем.