В фантастических фильмах XX века любили показывать, каким будет наше ближайшее будущее. Не знаю, черпают ли инженеры вдохновение в Sci-Fi-кино, но ведь что-то из этого сбылось. А что-то и не сбылось. Сами знаете, интересней прогнозов бывает только проверка прогнозов былых.
Кинескопы в метро
Для затравки — шедевр всех времен и народов «Вспомнить все» (Total Recall) 1990 года. Арнольд едет в поезде метро и видит рекламу на ЭЛТ-мониторах, висящих в вагоне. Сегодня кое-где используются ЖК-мониторы, есть проекты по созданию настенных дисплеев в туннелях скоростных поездов, которые сливаются в движущиеся изображения. Теоретически... сбылось. Технически рекламу такого рода сделать труда не составит. Но практически из-за высокого шума в метро и прочих отвлекающих факторов вроде людей в вагоне (обычно их так много, что на громоздкие ЭЛТ просто не нашлось бы места) рекламные мониторы применяются крайне редко. Их место заняли баннеры. Стоят дешевле, и разместить их можно по несколько штук на каждой стене. Наглядный пример того, как реальная технология оказалась ненужной в силу слишком высоких затрат на нее.
Можно вспомнить и про голографическую Шерон Стоун, которая училась играть в теннис. А вот имплантировать воспоминания и красить ногти лаком, нажав на стилус, пока не научились.
Бездушная небесная сеть
Говоря о «кинобудущем», нельзя не вспомнить другую работу Арнольда Шварценеггера — бессмертный во всех смыслах Терминатор. 29 августа 1997 года мир оказался захвачен самообучающейся сетью Skynet, люди почти полностью истреблены, все захватили бездушные машины.
Собственно, месяц назад Google купила разработчика самообучающегося искусственного интеллекта Deepmind, заплатив около полумиллиарда долларов (это за компанию с всего лишь трехлетней историей). В прошлом году Google купила восемь фирм, связанных с робототехникой, включая Boston Dynamics, строящую роботов для Пентагона.
Планы «Корпорации Зла» имеют вполне четкие очертания, и если пока Скайнета нет, то велика вероятность того, что завтра он появится. Тогда с Google, если она не внедрит в своих новых «существ» три закона робототехники Айзека Азимова, поспорить будет сложно.
Вперед в прошлое
Описывая «будуще-прошлый» мир, нельзя пройти мимо легендарной трилогии «Назад в будущее» — иконе развития научной фантастики, рядом с которым даже «Космическая одиссея 2001 года» выглядит бледно (простите, фанаты «Одиссеи»).
Что было в том «прошлом 2015 году», который наступит уже через год-полтора? Прежде всего, запоминаются летающие машины. Их уже «частично» изобрели, увы, дальше прототипа дело не пошло. И пугающая голографическая реклама. Вспомните вторую часть трилогии, когда на Марти выпрыгнула акула из «Челюстей-19» и, злобно улыбаясь, пощелкала челюстями. В принципе, сегодня можно показать трехмерную голографическую рекламу (если бывали на фотовыставках, поймете, о чем я говорю). Но она еще не научилась выпрыгивать из проектора.
В фильме встречается и двухмерный голографический экран с новостями (и это в солнечный день на открытом воздухе). С ним сегодня ситуация та же, что и с трехмерной рекламой «Челюстей». Есть работающие макеты, которые встречаются на выставках электроники, но до массового внедрения, как до Луны. Равно как и до соответствующего развития проекционных технологий.
Про DeLorian говорить не буду, поскольку, кроме панели с датами и «конденсатора временного потока», ничего визуального в машине не было вовсе. Вспомнить можно про плоский (надо полагать, цифровой) бинокль. Сегодня таковой доступен широким массам в виде цифровых фотокамер и смартфонов. Цифровые бинокли давно лежат на полках магазинов, вот только размер их далек от той плоской прямоугольной штуки Дока Брауна. Предсказание сбылось частично — это смартфоны и «мыльницы» с цифровым зумом.
Трилогия вообще богата на предсказания (вторая часть, разумеется). Скажем, Док в самом начале фильма появляется в серебристых очках. Их предназначение зрителям так и не было раскрыто, но судя по их использованию, это то, что сегодня называют «Google Glass». Только чуть футуристичней по дизайну. Так что сбылось.
Еще один интересный момент — «официанты» в кафе «80-е». Их роль исполняли упомянутые ранее ЭЛТ-мониторы с лицами Майкла Джексона, Рейгана. Электронные официанты производства JVC (продакт-плейсмент) читали меню, принимали заказ… о дальнейшем фильм умалчивает.
В земекисовском 2015-м репортеры пользовались летающими камерами. Хоть радиоуправляемые дроны уже и продаются, но, как и 30 лет назад, основная масса журналистов за сенсацией несутся на собственных двоих. Есть подозрение, что летающие дроны-камеры вызовут споры о неприкосновенности частной жизни. Замечу, что во время просмотра кино у меня возникло подозрение — а вдруг Земекис не управляемых дронов нам показал, а полностью автономных роботов-репортеров. Сами летают, сами находят сенсацию, сами передают в студию и делают репортаж. Такого точно еще не придумали.
Наконец, различные технологии «умного дома», рассмотрение которых выходит за рамки статьи. Поэтому дактилоскопический сканер на входе, гидратор пиццы и прочие бытовые мелочи оставим в стороне, а внимание обратим на домашний телевизор: их в доме МакФлаев несколько. Один из них — обычный проектор, экран для которого натянули поверх окна для трансляции приятных пейзажей. Фишка не уникальная и использовалась в массе различных фильмов (в том же "Total Recall", например). И не такая редкость в богатых домах.
А вот и обычный телевизор напоследок: несколько больших ЖК-панелей на полстены с функцией PiP. Что сказать, обыденная реальность. Тут Земекис и компания были правы. Но вот наличие большого количества факсов в доме — грубый просчет. Факс ныне почти забыт, в домах его точно не встретишь. Правда, и в офисах сегодня не встретить факс с голосовым управлением. Просто потому что это никому не нужно.
Психобудка
Взаимоотношения людей и техники в будущем прекрасно показаны в фильме «Разрушитель» (Demolition Man). Не смотревшим эту блестящую работу Сталлоне с Уэсли Снайпсом настоятельно рекомендую.
Технологий в фильме использовалось много, и большинство из них, наподобие видеокамер на улицах, даже обсуждать смешно. Действие фильма разворачивается в 2030 году, но поскольку почти все из описанных футуристических визуальных технологий уже существуют в том или ином виде, есть смысл говорить о «Разрушителе» с точки зрения более раннего воплощения замыслов.
Установленная на улице будка-терминал в числе прочих услуг предлагала робота психолога: разговаривала с депрессивными людьми (одна из ее функций) и убеждала их в том, какие они замечательные. Собственно, до этого пока никто и не додумался. Даже в фильме подобное поведение людей смотрелось весьма нелепо, а уж представить, что кто-то будет общаться с интернет-терминалом и жалостливо сообщать ему о своих интимных проблемах… В общем, все, как говорится, сложно. Но в остальном подобные многофункциональные устройства сегодня не редкость, и, как мы знаем, есть и узкоспециализированные (например, для оплаты услуг), и полноценные компьютеры, просто подключенные к интернет-сети. Последние, впрочем, не сильно распространены.
Полицейские общались с карманным терминалом (неким подобием КПК). Собственно, такие устройства формально появились вскоре после выхода фильма на экраны, но для декларируемых целей они используются редко. Трудно представить себе полицейского, который консультируется с железкой на тему «Как поймать маньяка». Но легко представить себе полицейского, сражающегося со злобными птичками.
Видеотелефон использовался во многих фильмах, поскольку все футурологи мечтали его иметь. Сегодня видеосвязь появилась даже в телевизоре. Однако не скажешь, что бесплатный Скайп пользуется бешеной популярностью и все звонят друг другу по видео. Предпочтение отдается голосовой связи. Каждый для себя уже давно определил почему.
Еще одно — визуально-голосовой интерфейс управления автомобилем. И это уже дни сегодняшние. Автомобильные компьютеры были и во времена выхода фильма, только сейчас они обзавелись камерами переднего и заднего вида, инфракрасными сканерами, снижающими скорость на опасном расстоянии до объекта, да и голосовой интерфейс есть. Не такой разговорчивый, как в фильме, но из, например, Siri можно выжать пару предложений о близлежащих ресторанах. Система автоматического управления — это Google-такси, что заполонят американские дороги в ближайшие годы.
Машина в ответе
Продвинутый вариант взаимодействия автомобиля и человека показан в олдовом телесериале «Рыцарь дорог» (Knight Rider) 1982 года с Дэвидом Хассельхофом в главной роли. Машина KITT (KITT — Knight Industries Two Thousand / Knight Industries 2000) представляла собой модернизированный Pontiac Trans Am (яркая модель полуспортивного купе, которую вообще очень любит Голливуд) с продвинутым искусственным интеллектом, кучей кнопочек и лампочек, полурулем-полуштурвалом, несколькими мониторами (ЭЛТ, конечно, но и ЖК есть).
Старых фильмов о будущем именно в районе 2014 (плюс-минус 10 лет, но кто считает?) года на самом деле не так много, как может показаться. Не случайно большая часть этой статьи отдана фильму «Назад в будущее»: ведь сюжет второй части приходится на 2015 год. Понятно, что «инноваций» в таких фильмах гораздо больше. Я затронул лишь те, что касаются визуального отображения данных и общение пользователей с компьютерами. И выяснил, что сбывшиеся и несбывшиеся предсказания делят места поровну. Плоские телевизоры хоть во все стены есть, роботизированные машины скоро будут, Google Glass обсуждают политики, а голограммы... голограмм нет. Застопорились.
P.S. Опередили
Напоследок можно вспомнить фильмы (их реально много), где использовался «тач-интерфейс в воздухе»: «Особое мнение» (Minority Report) 2001 года, телесериал "Lexx" середины 1980-х и многие другие. Интересно здесь то, что рассказывают они в основном про даты, лежащие гораздо дальше 2014 года (от 20 до нескольких тысяч лет).
Но подобные интерфейсы уже существуют, причем в быту. Скажем, смартфоном Samsung Galaxy S5 (и его предшественником S4) можно управлять с помощью жестов руки на небольшом расстоянии от экрана. В общем, малость перестарались.