Шотландская компания Fyne Audio базируется в городке Белсхилл, округ Норт-Ланаркшир — это буквально полчаса на машине к востоку от Глазго. Однако еще ближе расположен некий Котбридж, где с 1976 года находится небезызвестный Tannoy... Совпадение? Не думаю! На самом деле, это соседство объясняется очень просто.
В 2002 году бренд Tannoy купила датская компания TC Electronic, та была преобразована в TC Group и, в свою очередь, в 2015 году приобретена компанией Music Tribe. Прежний руководящий состав Tannoy и разработчики, включая главного инженера Пола Миллза, решили основать собственную компанию, и буквально два года спустя на выставке High End в Мюнхене уже дебютировали акустические системы Fyne Audio.
Типичная современная колонка — это многополосная конструкция на базе нескольких динамических излучателей, музыкальный сигнал для которых от усилителя нужно сначала разделить на полосы, преобразовать из электрической в акустическую форму и потом заново «собрать» непосредственно перед слушателем.
Сама по себе идея абсолютно здравая — каждый на своем месте должен заниматься своим делом. Однако же «есть один нюанс», а именно: большинство источников звука в музыке, да и в жизни — точечные, а тот же вокал в колонке вынужден воспроизводиться двумя, а то и большим числом динамиков, которые физически расположены в разных местах, отсюда — проблемы, в первую очередь — фазовые. В теории можно использовать для всего частотного спектра один широкополосный излучатель, но мы не будем перечислять тут его недостатки.
И тогда на сцену выходят производители коаксиальных динамиков, то есть тех, где на одной акустической оси расположен и вуфер, и твитер. В итоге, у команды Fyne Audio был огромный наработанный опыт (более двухсот лет на семерых человек), и ресурсы на разработку и производство, чем они незамедлительно и воспользовались.
Изначально модельный ряд компании насчитывал три серии АС: бюджетную F300 без коаксиальных технологий, классическую F500 и флагманскую F1, не только разработанную, но и производящуюся в Шотландии. Позже к ним добавились сабвуферы, 700-я серия колонок, а в будущем компания планирует выпустить и встраиваемые АС. Я тестировал флагманскую 500-ю серию, в частности акустику F502. Помимо них, в серию входят полочные F500, центральный канал F500C, младший напольник F501 и своего рода тюнингованная версия флагмана F502 Special Production с элементами «семисотой» серии.
Конструкция
Тестируемые колонки достаточно стандартны по массо-габаритным характеристикам — было бы лукавством говорить, что выглядят они как-то необычно. Нетипичным выглядит разве что наличие пары достаточно крупных «восьмерок» на фронтальной панели вместо более привычной россыпи малокалиберных излучателей. С них и начнем.
Коаксиальный динамик в исполнении Fyne Audio оснащен литой алюминиевой корзиной и носит название IsoFlare и представляет собой дюймовый титановый компрессионный драйвер с неодимовой магнитной системой на одной оси с традиционными целлюлозным вуфером и ферритовым движком. Рупор ВЧ-динамика разделен на дюжину радиальных секторов, что делает его отдаленно схожим с часовым циферблатом.
Еще один важный момент — подвес диффузора вуфера, имеющий фигурные выемки по технологии FyneFlute, которая призвана упростить его движение вне зависимости от частоты.
Третий элемент акустических систем Fyne Audio — порт фазоинвертора по технологии BassTrax. Во-первых, он выведен в нижнюю панель корпуса, что делает колонки менее зависимыми от расстановки в комнате относительно задней и боковых стен. Во-вторых, он выведен не в пол, а в опорную плиту, что развязывает его от свойств напольного покрытия и высоты шипов.
В-третьих, он направлен в акустический рассекатель, что в частности обеспечивает стабилизацию движения диффузора и уменьшение амплитуды внутренних стоячих волн, по крайней мере, как декларируется разработчиком. И чуть не забыл — при этом внутренний объем корпуса, на который нагружен басовый динамик, составляет внушительные 64 литра.
По конфигурации разделительных фильтров это классическая 2,5-полосная колонка, то есть нижний динамик работает до 250 Гц, а верхний до 1 700 Гц, где и передает свою эстафету твитеру. Используются фильтры первого (для твитера) и второго (для вуфера) порядков. Варианты отделки корпуса: темный или черный дубовый шпон, либо черный или белый лак, в комплекте имеются съемные защитные сетки.
Прослушивание
От эксперта в обзоре обычно ждут бесконечных сравнений с другими моделями схожего конструктива или ценовой категории, а также прослушивания всяческих связок и комбинаций на самой разнообразной музыке. Лично меня этот подход всегда умилял. Во-первых, нельзя объять необъятное и переслушать решительно все варианты, и вероятно совпадения случаев эксперта и читателя стремится к нулю. Во-вторых, снизилась степень доверия людей к текстам/статьям в интернете. И в-третьих, точка зрения аудиофила субъективна вдвойне, поэтому я ее высказываю, а любой другой вправе принимать ее или не соглашаться с ней.
Я слушал акустику в шоуруме салона HiFiProfi. Колонки мне понравились. Причем не какой-то запредельной динамикой или бесконечным частотным диапазоном, хотя упрекнуть их в недостатках по этим критериям достаточно сложно. Понравились прежде всего нейтральностью и комфортом, где под нейтральностью я подразумеваю некую тембральную достоверность (ничего не торчит и ничего не проваливается), а под комфортом — тонкую грань между детальностью отдельных элементов и слитностью звукоизвлечения.
Попробую привести пример. У моего приятеля-звукорежиссера в числе прочих есть и пара флагманских студийных мониторов небезызвестной компании. Он ими охотно пользуется, но не менее охотно и поругивает. В первую очередь — за комфортность звучания. Причем с детальностью там все в порядке, но это вопрос именно вкуса звуковой картинки, уж прошу простить за такой оксюморон. На этих мониторах одинаково хорош любой микс: они не обнажают недостатки, но красиво преподносят достоинства. Так вот, тестируемая модель Fyne Audio спроектирована именно что для дома.
При вдумчивом (не фоновом) прослушивании два наиболее важных для меня критерия: нежелание делать громче и желание слушать дольше, — в F502 оба они присутствуют в полной мере, тут я ручаюсь. Именно в этом плане я, возможно, не готов настоятельно рекомендовать Fyne Audio любителям слишком уж экстремальных жанров.
Мы слушали колонки в основном с лампой, поэтому может создаться превратное впечатление, что дополнительную теплоту дала и она, но это не так — тембральный почерк самих АС достаточно легко вычленяется из общей картины, и я готов поручиться, что и с транзисторным аппаратом ситуация будет плюс-минус аналогичная. Джаз, блюз, классика, рок, электронная музыка, в том числе и танцевальная — я действительно затрудняюсь представить, какие жанры могли бы вызвать затруднения у этих колонок, скорей уж речь может идти про общую «культуру производства» этих самых записей. Судорожно пытаюсь вспомнить, что же мне не понравилось в F502, листаю заметки и не нахожу, а потому вынужден закругляться.
Выводы
Очевидно, что это далеко не единственные колонки на рынке и безусловно не самые дешевые (хотя я на протяжении всего теста был уверен, что они стоят как минимум вдвое дороже). Но не менее очевидно и другое — у них за плечами команда разработчиков с поистине впечатляющими знаниями и опытом, а на вооружении одни из самых актуальных в акустике технологий.
Всем поклонникам коаксиальных излучателей — слушать в обязательном порядке, желающим приобщиться неофитам — тоже must have хотя бы для расширения кругозора, а там чем черт не шутит. Для компании с двухлетним (!) стажем ребята действительно создали шедевр.
Достоинства: аккуратная и неброская внешность, комфортное звучание, легкость согласования с усилителем — эти колонки так и просятся в типичную домашнюю стереосистему.
Недостатки: это не скальпель для препарирования музыкальных полотен и даже не увеличительное стекло для их скрупулезного разглядывания, но определенно аккуратное и чистое окно в мир музыки.
Официальный сайт: Fyne Audio F502
Цена: 159 000 рублей
Паспортные данные
Рекомендованная мощность усилителя: 40–180 Вт
Долговременная подводимая мощность: 90 Вт
Чувствительность: 91 дБ
Номинальный импеданс: 8 Ом
Частотный диапазон, -6 дБ: 30–34 000 Гц
Габариты: 1114х250х380 мм
Масса: 25 кг