В попытке вспомнить, какая же именно компания запустила современный тренд на производство акустики в стиле ретро, я пришел к выводу, что Wharfedale с их Denton 80 были если не самыми первыми, то как минимум одними из первых, кто параллельно с основной линейкой акустики начал методично заниматься возвращением на рынок своих старых моделей.
Спустя более чем десять лет у Wharfedale сформировалась довольно обширная серия Heritage, в которой постоянно появляются какие-то новинки. Одна из них — акустика Super Linton, которая, как и Super Denton, не заменяет предыдущую версию, а существует параллельно с ней, расширяя тем самым фирменную линейку винтажных колонок.
Super — значит «сверх»
Модель Super Linton стоит на ступеньку выше обычных Linton, вышедших к 85-летию компании, но те теперь носят название Linton Heritage. Но и стоимость улучшенной версии Super Linton в полтора раза выше. Вот только единственное изменение в конструкции, которое замечаешь при беглом осмотре — это новый твитер с иным фланцем и без защитной решетки. Все остальное выглядит точно так же.

Более внимательный осмотр показал разницу в высоте при идентичных параметрах ширины и глубины — значит, внутренний объем немного увеличился. Фирменные подставки у обеих версий Linton тоже абсолютно идентичные. Учитывая, что цвета шпона, используемого в отделке, тоже не изменились, у обладателей первой версии есть возможность проапгрейдить систему до «Суперов», сохранив старые стойки. Пользуясь случаем, отмечу, что качество отделки корпусов у новых Linton по-прежнему безупречно, как и у любой другой акустики серии Heritage — и так было с момента зарождения этой серии.
Но вернемся к отличиям — ведь несмотря на минимальные изменения, заметные снаружи, Super Linton были основательно переработаны изнутри. Твитер с 25-мм тканевым куполом получил новый, более массивный керамический магнит, басовик с 200-мм кевларовым диффузором также получил усовершенствованную магнитную систему и новую литую корзину, а среднечастотник с кевларовым диффузором калибра 135 мм обзавелся собственной акустической камерой, защищающей его от негативного влияния басовика. Акустическое оформление осталось прежним — пара фазоинверторов, выведенных на заднюю панель.
Помимо излучателей разработчики основательно переработали кроссовер. Изменились частоты раздела, а секции, отвечающие за НЧ- и СЧ/ВЧ-излучатели, теперь собраны на двух не связанных друг с другом платах (хотя возможности бивайринга и биампинга при этом не появилось).

Большое внимание разработчики уделили качеству комплектующих. В СЧ/ВЧ-секции кроссовера используются катушки только с воздушным сердечником, а электролитические конденсаторы в НЧ-секции заменили на целую батарею полипропиленовых. Для внутренней проводки использовали кабели более высокого класса из длиннокристаллической бескислородной меди высокой степени очистки.
Из интересных особенностей конструкции необходимо отметить сложную конструкцию стенок акустики. Они состоят из двух слоев MDF, между которыми находится специальный клей, выполняющий роль виброгасящего материала. Аналогичным образом устроены корпуса акустики LEAK Sandwich, что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что разрабатывал их один и тот же человек и производятся они на одной фабрике. Так или иначе — технология прекрасно работает, нежелательная вибрация гасится в теле корпуса, в результате чего его стенки не создают призвуков, окрашивающих звучание.
Соответствие по всем пунктам
Система для тестирования подбиралась учетом технических характеристик, класса качества и эстетики. Ведь если уж выбор пал на акустику с винтажным дизайном, то и компоненты должны соответствовать — иначе какой в этом смысл? Колонок с хорошим звуком в любом дизайне предостаточно.

Исходя из этой логики, компанию Super Linton составили интегрированный усилитель LEAK Stereo 230 и CD-транспорт LEAK CDT. Эти аппараты, кстати, изначально и создавались как рекомендуемые для Wharfedale серии Heritage: линейку собственной акустики Sandwich в LEAK возродили позже. И она, в отличие от всего, что выходило в ретро-дизайне у Wharfedale, оказалась винтажной лишь по внешним данным, но не по характеру звука.
Превосходство звука
Первое, чем удивила связка из компонентов LEAK и акустики Wharfedale Super Linton — это превосходная разборчивость в середине. В аудиофильских записях слышно каждый вздох, каждое прикосновение к струне, каждый шорох в студии.
И все это нисколько не раздражает, скорее наоборот — создает эффект присутствия и делает прослушивание более увлекательным. Благодаря этому превосходно звучат все вокальные записи, джаз, классический рок, включая прогрессив, акустический блюз и акустическая музыка в целом, классика, включая масштабную симфоническую, и различные этнические направления.

Что касается характера верха и низа, то именно края диапазона придают звучанию акустики винтажный характер. К качеству верха нет никаких претензий — он чистый, точный прозрачный, без песка и артефактов, но оценить его в полной мере вы сможете, если откажетесь от режима Direct на усилителе и поставите регулятор верхних на отметку примерно два часа. Во всяком случае, именно такая настройка на LEAK Stereo 230 проявила верхние частоты и сделала звучание акустики более современным.
С другими усилителями темброблок, возможно, и не придется трогать, поскольку акустика очень ярко отзывается на смену компонентов и хорошо проявляет их характер, а LEAK Stereo 230 в принципе звучит очень мягко.
Что касается низа, то здесь ситуация несколько иная. Речь идет уже не о количестве, а скорее о характере звучания баса. Он не очень глубокий, но при этом имеет выраженный винтажный почерк — немного форсированный, объемный, насыщенный, раскатистый. Однако за все то время, пока я тестировал систему, включая самый разнообразный материал, бас ни разу не скатился в откровенный бубнеж и гулкость — все ноты оставались на своих местах.

А еще у него нет ни намека на замедленное инертное звучание, поэтому самые быстрые контрабасовые пассажи отрабатывались очень четко и разборчиво. Одним словом, винтажная «расхлябанность» и теплота низа — это лишь акцент, сделанный осознанно и строго дозировано, а по факту контроля над ситуацией акустика не теряет ни на секунду. В современной танцевальной электронике такому басу немного не хватает сфокусированности, жесткости и присутствия инфраниза, а вот диско и даже евродэнс звучат очень даже неплохо, в каком-то смысле даже аутентично.
Вообще Super Linton не особенно тяготеют к современной музыке, во всяком случае, в связке с LEAK им больше по душе старые записи аналоговой эпохи. Поэтому если будете слушать Эллу Фитцджеральд или Фрэнка Синатру, Jetro Tull или Deep Purple, то испытаете максимум удовольствия. А вот метал и навороченную электронику получите в несколько измененном, оригинальном прочтении, с теплыми, винтажными оттенками.

Но есть и исключения: современные записи традиционной музыки звучат на Super Linton столь же увлекательно и аутентично, как старые. Например, Дайана Кролл и Майкл Бубле воспринимаются так, словно их писали с расчетом на прослушивание в системах именно с такой акустикой.
В отличие от LEAK Sandwich 250, которые напрочь порвали шаблон сочетанием ретро-дизайна и светлого, четкого, собранного звучания, идеально подходящего для современной музыки, Wharfedale Super Linton успешно привели порванный шаблон в исходное состояние, поскольку характер звучания на 100% соответствует тому, что ожидаешь услышать от акустики, выглядящей вот так. А вот если говорить о классе качества, то Sandwich 250 и Super Linton очень близки.
От общих впечатлений перейдем к частному. Super Linton дают равномерное рассеивание звука по горизонтали, ощутимый спад отдачи по верхам возникает тогда, когда стоишь уже практически в плоскости фасада, отклонившись от оси излучения градусов на 160-170. Это позволяет ставить акустику вдоль стены без разворота на слушателя — чтобы красиво смотрелось в интерьере.

В этом случае музыка заполняет комнату максимально равномерно и если ходить туда-сюда, тональный баланс практически не меняется. Стереоэффекты четко летают между колонками, но глубина сцены и пространственные эффекты считываются не очень хорошо. Впрочем, если немножко приподнять тембры ВЧ, картина проясняется и становится более объемной, но чем больше верха, тем меньше в звуке винтажности и аутентичности, так что придется выбирать.
Звучание строго на оси у Super Linton чуть более острое и сфокусированное, поэтому в классическом равностороннем треугольнике с колонками, направленным точно на слушателя, можно получить вполне голографичную звуковую картину. В целом же ставить колонки можно как угодно, и в аудиофильском режиме, и в режиме фонового прослушивания звучать будет хорошо.
Еще одна специфическая особенность Super Linton, проявившаяся в связке с LEAK: способность звучать мягко, комфортно и детально на любой громкости. Если посильнее выкрутить ручку по часовой стрелке, создается очень приятный эффект, когда музыка заполняет собой все пространство, как будто обволакивает слушателя пышным теплым одеялом, закрывая ото всех посторонних звуков.

Запас неискаженной мощности у этих колонок весьма и весьма приличный, поэтому основательность низа, насыщенность тембров и масштаб стереокартины сохраняются даже в большом помещении. На малой громкости Super Linton удивительным образом сохраняют разборчивость и микродинамику. И все это — без использования тонкомпенсации!
Heritage или Super?
В процессе прослушивания новых Super Linton было крайне сложно удержаться от прямого сравнения их с младшей версией, что я в итоге и сделал — с теми же компонентами LEAK в паре. Несмотря на портретное сходство, эти колонки существенно отличаются друг от друга.
Звучание Linton Heritage воспринимается как более сглаженное с меньшим количеством микродеталей, особенно это ощущается в середине диапазона. Средние частоты в целом более акцентированные и выдвинутые вперед, что делает более выраженной винтажную окрашенность звучания. На этом фоне Super Linton превосходят младшую модель в плане выразительности и реалистичности за счет лучшей детальности, плюс кажутся универсальнее в плане жанровости за счет лучшего тонального баланса.

Новые Linton действительно оказались «супер» по всем основным характеристикам. И если Linton Heritage — это колонки, подходящие для любителей аутентичного звука 70-х, то Super Linton — это, скорее, универсальная акустика, добавляющая ко всем плюсам современного звука оттенки той самой винтажной аутентичности.
Итог
Wharfedale Super Linton хороши в первую очередь тем, что на 100% оправдывают ожидания. Видишь перед собой большие трехполосные колонки в ретро-стиле с приличным ценником и вполне логично ожидаешь качественный звук с определенной «заточенностью» на характер музыки прошлого века. И именно это получаешь в полной мере.
То количество деталей, которые выдают Super Linton, способна извлечь из записей осилит далеко не каждая модель той же стоимости, выполненная в современном дизайне. При этом все записи аналоговой эпохи звучат в исполнении Super Linton превосходно, а современная музыка и современный мастеринг лишь приобретают некоторые винтажные нотки, не теряя высокого качества звука в целом.

Скорректировать характер звучания в значительной степени можно путем подбора компонентов и кабелей, но имеет ли это смысл, если существуют, например, колонки вроде LEAK Sandwich 250 и масса моделей с современным характером звука от тех же Wharfedale?
детальное и выразительное звучание с хорошо прорисованной сценой, жанровая универсальность, качественная отделка
большие габариты, неуниверсальный дизайн
219 990 рублей (со стойками)
Количество полос: 3
ВЧ динамик: 25 мм тканевый купол
СЧ динамик: 135 мм кевларовый конус
НЧ динамик: 200 мм кевларовый конус
Диапазон частот: 39-20000 Гц (+/-3 дБ)
Частота раздела кроссовера: 550 и 2500 Гц
Импеданс: 6 Ом (минимально 3,9 Ом)
Чувствительность: 90 дБ
Максимальное звуковое давление: 110 дБ
Рекомендуемая мощность усилителя: 25-200 Вт
Акустическое оформление: фазоинвертор
Габариты: 605х330х300 мм
Вес: 19,8 кг (1 шт)