"В начале было слово... "

Евангелие от Иоанна

Рассматривая и переслушивая эти два своих первопресса, я снова пробежал глазами "петит" на вкладыше "Ночного полета": записано и сведено на 3М Digital 32 track и 4 track магнитофоны в студии Soundworks Digital audio.

Компания 3М до 1978 года была известна спектром профессиональных аналоговых многоканальных рекордеров и магнитофонных лент Scotch 3M, и вдруг что-то случилось. Mincom было подразделением 3М, где инженер Том Юнг (Tom Jung) занялся цифровым экспериментом. В итоге свет увидел целый студийный цифровой сетап: 32-track recorder, 4-track mastering deck - все на ленту, а также digital editing controller. В своей студии Sound 80 в Миннеаполисе Томом был проведен бета-тест цифровой записи с комплекта 3М в режиме cut direct-to-disk—lacquer disk. Заметьте что сразу на лакер, о жестком диске никто и не подумал тогда. Боб Дилан, записавший ранее у Юнга свои "Кровавые дороги" аж подпрыгнул, но так до сего времени на цифру не запал, записывал аналог. А запали кто? Правильно - Steely Dan.

Примерно с декабря 1978 года цифровой материал с сетапа 3М стали сбрасывать не на лакер, а прямо на жесткий диск. Из тех первых записей я слышал пожалуй только Ry Cooder "Bop Till You Drop" (не помню никаких упоминаний, что цифровой исходник).

Как оказались у этой цифровой мастер-системы от 3М Дон Фейган и Уолтер Бекер - история утаивает, но в своих воспоминаниях прогрессивный Дон упоминал, что они долго тестили на своих пробных записях к новому альбому аналоговые Ампексы и цифровые 3М и сочли, что цифра играет лучше. Что было рискованно в то время и не дешево. К слову, стоимость цифровой системы записи от 3М тогда была невероятные 115 000 долларов, а Ampex ATR-102 или Studer A80 - примерно 25-30 тысяч и не всякая студия и, тем более, музыканты могли себе позволить эксперименты с ней. У "Стилидэнов" и у продюсера Гари Каца бюджет на такие эксперименты был и свет увидел альбом Gaucho.

Про цифровую драм-машину на записи альбома только ленивый не знает, а количество цифрового материала в тракинге - загадка до сих пор (может что и весь). Изотопом мне проверять лень. Правда звук, в любом случае, получился эпохальный и номинация Grammy на лучший альбом года, как и выигранная Grammy за лучшую запись - показатель.

Но с сетапом 3М свои проблемы - заявленные 16-bit, 50 kHz audio получить удалось только путем встряхивания, но не взбалтывания: "As no true 16-bit converters were available, it combined separate 12-bit and 8-bit converters to create 16-bit performance." Ну и в "допротулскую" эпоху как надо было "взлабнуть" стилиденцам в студии без цифрового редактирования? Умели...

Ну а "Ночной полет" соло у Фейгана - цифра и оригинал играет необычно светло и тонко. Но мастер все равно делали в аналоге.

Всем Мир (жевачка и дружба также)!

3М Digital, Steely Dan