Хоть единая кинематографическая вселенная Marvel и появилась пораньше киновселенной DC, сольный фильм о женском персонаже в ней вышел только сейчас. В ленте «Капитан Марвел» (Captain Marvel) рассказывается история относительно малоизвестной на просторах России Кэрол Дэнверс, но рассказывается при этом очень понятно и, что скрывать, приятно.

Фильм построен так, что супергероикой не кажется. Это в первую очередь история конкретного человека, и, несмотря на постоянные упоминания спасения мира — и не одного, — выглядит очень камерной, на деле затрагивающей лишь небольшую кучку персонажей.

Это история становления, представления, появления. Причем не только главного персонажа — Кэрол Дэнверс, но и других, уже знакомых нам по вышедшим ранее фильмам киновселенной.

Это очень милый фильм. Я не знаю, может, мне везет в последнее время на милые картины, но по сравнению со всеми последними кинокомиксами «Капитан Марвел» — максимально беззубый. Ей-богу, даже «Человек-паук: через вселенные» был пожестче и посуровее.

Сюжет, как обычно для кинокомиксов, прост, как пять копеек — во всем виновата амнезия (вот, в прошлом месяце на ней же была завязана «Алита», тоже ведь кинокомикс). Верс, живущая на далекой планете расы Кри, шесть лет назад потеряла память, ее мучают обрывочные воспоминания и необузданная суперсила, но начальство упрекает ее за всяческие проявления эмоций по этому поводу. Волей случая ее забрасывает на Землю, где она знакомится с несколькими интересными персонажами и узнает много интересного о себе и о мире.

Казалось бы, такую банальную историю мы видели сотни раз, вот только у «Капитана Марвел» есть свой особый шарм, который заключается в характере сыгранного Бри Ларсон персонажа. Кэрол Денверс — или Верс, как ее зовут поначалу — это такой девчачий вариант Человека-паука, соседской девчонки, которая готова пойти с тобой обдирать задницу о сосну, прыгать на велосипедах с крыши, ловить майских жуков и орать караоке. И нам не просто показывают этот образ во флешбеках — Кэрол сохраняет его и во взрослом возрасте. Она задорная, ехидная, за словом в карман не лезет и в табло даст при удобном случае. Она легка на подъем и не скрывает эмоций — хоть это ее начальством и порицается.

Это не самый привычный персонаж из шутливого списка «сильных и независимых», у нее нет звериной серьезности и какой-то нереальной, напускной крутости. Кэрол, осознав свою суперсилу, выписывает в небе виражи с радостными воплями и совершенно очевидно ловит кайф от того, что может пулять из ладоней фотонными зарядами. В общем, ведет себя как самый обычный человек.

И именно эта человечность, которой наградили супергероя, чья миссия — спасти всех «Мстителей» в намеченном на следующий месяц «Финале», как раз располагает к себе зрителя.

Она простая девчонка. Она всегда была простой девчонкой со своими мечтами, она к ним стремилась, вставала после каждого поражения и пробовала снова, она упорно шла вперед — и она их достигла. Вот в такой вот ультимативной супергеройской форме.

И это, я считаю, прекрасно.

Кэрол Дэнверс в том виде, в котором ее показали в «Капитане Марвел» — более реалистичная, более живая, более доступная ролевая модель для нынешних девчонок, чем та же «Чудо-Женщина». Таких Кэрол можно встретить в каждом районе десяток — мы точно с одним из ее живых прообразов прикладывали подорожники к ободранным коленкам, пуляли мячиком в баскетбольное кольцо, обменивались фишками с «Покемонами». А вот принцесс в нашу глубинку не завезли.

Показать Денверс помогают самые разные персонажи — и в первую очередь старая подруга, которая напоминает ей, кто же она на самом деле, заканчивает за нее фразы и безоговорочно в нее верит. Верит — и доверяет, и ее доверие позволяет Кэрол понять, что вообще стоит делать со своей жизнью дальше.

Омоложенный компьютерной графикой Сэмуэль Л. Джексон в роли Ника Фьюри в этом фильме больше внимания уделяет чудесному рыжему коту по имени Гуся, нежели происходящему вокруг аду, супер-женщине в пассажирском кресле и зеленокожим пришельцам. Ну, будь я Фьюри в ситуации первого в моей жизни инопланетного вторжения, я бы тоже использовала кота в качестве заземления, лишь бы с ума не сойти. Именно на этот дуэт — Фьюри и Гусю — приходится большая часть вызывающих улыбку моментов всего фильма.

Джуд Лоу в этом фильме яркостью своих глаз соперничает с Крисом Пайном времен «Звездного пути». Ничем кроме этого он, в принципе, больше и не выделяется, разве что активно участвует в классическом для комиксов противостоянии великого добра и не менее великого зла. Образы персонажа Джуда Лоу, начальника Кэрол, и Бена Мендельсона, сыгравшего начальника противоборствующей стороны, Талоса, отлично друг друга оттеняют и демонстрируют абсолютно разные ценности, важные для этой картины. Но фильм, несмотря на вроде бы масштабный конфликт, угрожающий целой расе живых существ, в итоге получился очень компактным и добрым — и в первую очередь за счет персонажей.

Действие его происходит в девяностых, и саундтрек подобран под стать — R&B и хип-хоп в исполнении Salt-n-Pepa и TLC, R.E.M, Nirvana, Garbage, No Doubt и другие хиты того времени, хотя в моментах с самолетами я нет-нет да ждала, когда зазвучит «Take My Breath Away» — но меня, увы, не обрадовали. Вся эта знакомая эстетика с пейджерами, медленным интернетом, здоровенными ЭЛТ-мониторами, одеждой тех лет и чуть желтоватый цвет картинки в сумме с сюжетом и с настроением картины навевают мысли о том, что фильм опоздал. И опоздал очень сильно, минимум лет на 15. Ему бы выйти примерно тогда же, когда на экранах резвился «Человек-паук» Сэма Рэйми — и цены бы ему не было.

Сейчас «Капитан Марвел» смотрится всего лишь ответкой на «Чудо-Женщину». Безмерно душевной, милой, даже ламповой, намного более для меня лично родной — но появившейся невовремя. Фильм устарел уже в момент премьеры, и смотреть его необходимо дома, с чаем, с печеньем, обложившись мягкими подушками, семьей и котами.

Кинематографическая вселенная Marvel уже ввела несколько женских персонажей и логичнее было бы развивать уже знакомых героинь. Но «Капитан Марвел» в некотором роде служит экспозицией для всей той заварушки, которую нам уже показали. И как экспозиция этот фильм неплохо работает.

Это не сверх-шустрая современная супергероика, в которой кругом краш-бум-бэнг, яркие вспышки, непонятно, кто на ком стоит, кто с кем воюет, что происходит и кто все эти существа — хотя к экшену у меня претензий нет, он сделан качественно, с правильной долей идиотизма и цветастости. Но вот в чем дело: в этом фильме экшен — не самоцель.

«Капитан Марвел» — это человеческая история. Это история, можно сказать, взросления, понимания, принятия, осознания и еще всяких многих важных для становления личности вещей. Необязательно, конечно, для того, чтобы пройти через все эти стадии, терять память и получать суперсилу — но у Кэрол путь, к сожалению, оказался тернист.

P.S.: В фильме нет романтической линии, а слезодавительными я могу назвать только моменты со Стэном Ли. И это — еще один балл в копилку милоты и в копилку непохожести.