В этом цикле статей, автор хочет подробно рассмотреть вопрос классификации грампластинок именно с точки зрения Филофониста. То есть коллекционера – смысл жизни которого - собирательство и каталогизация виниловых прессов.
В этом цикле статей, автор хочет подробно рассмотреть вопрос классификации грампластинок именно с точки зрения Филофониста. То есть коллекционера – смысл жизни которого - собирательство и каталогизация виниловых прессов.
При этом, мы постараемся несколько дистанцироваться от музыкального творчества того или иного исполнителя. Нам не надо писать рецензии на альбомы. Достаточно просто определить их место в коллекции.
- Странная затея! Воскликните Вы и в подавляющем большинстве окажитесь правы. Действительно, фонотеки формируются десятилетиями – плавно, постепенно, за годом год добавляется еще одна полочка для грампластинок. Потом еще одна… Ну – Вы знаете! И куда определить вновь приобретенный винил Вы, как правило, решили задолго до покупки.
Однако, так бывает далеко не всегда.
Проиллюстрирую примером. Один наш одноклубник обзавелся семьей и потерял возможность крутить винилы на той громкости, к которой он привык. А по-другому, его, видите ли – не прет. Мучился, мучился, плюнул и решил все распродать.
- Да ну ее – стоит только душу травит. Возьмешь в руки пластиночку Металлики, слезу пустишь… Не выдержишь – поставишь под иглу, сделаешь по громче – так жена бежит:
- Куда врубил! Ребенка только уложила!!! Если он сейчас проснется – свою сиську будешь ему давать! Так что – вот так вот… С глаз долой – из сердца вон… Забирай мою тысячу прессов – отдам не дорого. Лучше к тебе буду приходить слушать.
В общем: "Нас на бабу променял" *. А коллекцию его я выкупил. Не для того, чтобы побарышничать, а лично для себя. Так сказать, забрал за недорого в хорошие руки. Среди приобретенной тысячи пластинок, оказался рок всех мастей и оттенков, а также металл во всем своем пышном многообразии, о пышности которого я лично даже не догадывался. Большинство исполнителей я не то, чтобы никогда не слышал – я даже и не догадывался об их существовании, пока не стал обладателем этих грампластинок.
Для еще одной тысячи пластинок пришлось заказывать стеллаж, а дальше встал вопрос – как их в этом стеллаже расставлять то? По каким принципам и понятиям?!! Каким образом каталогизировать музыкальный материал, с которым ты вообще не знаком и понятия не имеешь, как их там критики трэша различают. По прическам, или по цветам бандан? Повторяю – нету цели глубоко погружаться в их мрачноватую субкультуру. Достаточно поверхностного знакомства для расстановки по фонотеки их грампластинок.
С этим вопросом я обратился к бессменному хранителю Клубной фонотеки Филу.
- Чтобы легко и быстро находить пластинку в фонотеке, ты должен не вспоминать «куда я ее засунул», а думать – куда бы я ее положил? И подойдя к нужному шкафу, ты протянешь руку к нужной полке – там и будет стоять искомая грампластинка. То есть изначально нужно построить систему в голове.
И тогда на полках в стеллажах всегда будет порядок.
- Ну и как в голове построить такую систему?
- У тебя должны быть какие-то основополагающие принципы. Есть несколько систем каталогизации, и ты должен выбрать – на душу, какая тебе ляжет. Самая простая – алфавитная. Но мне не нравится такой способ каталогизации. Я предпочитаю расставлять грампластинки по жанрам. Захотелось Диско послушать – вот листаешь Boney M с Ottawan и Dschinghis Khan. А то бегай по всей фонотеке – думай, выбирай.
- Хорошо! Давай по жанрам. Дальше что? Я в этих жанрах ни бум-бум.
- Если материал тебе не знаком, надо ориентироваться на какие-то очевидные признаки. Например, инструментал налево, с вокалом – направо. Вокал мужской или женский и на каком языке. Далее музыканты: бас-гитара, электрогитара, барабаны, электроорган – все инструменты электронные – это вниз. Симфонические и эстрадные оркестры – все инструменты живые – это вверх. Смесь электроинструментов и живых подпевок, дудок, перкуссий – это посередине. И тогда не вникая в жанровую специфику, ты рассортируешь грампластинки, и точно будешь знать, где что лежит. Это в общих чертах. А так – тебе нужна консультация специалиста. К Председателю обратись.
- Тут не так все просто. Председатель жанры мрачнее Megadeth обсуждать отказывается. Обзывает их сатанистами и кричит что это вообще – не музыка! Вот тут я с ним не согласен. Как это не музыка? Музыка! Раз ее на грампластинке издали – значит, музыка.
- Поддерживаю. Есть у меня знакомый специалист в этой области, думаю, он с удовольствием тебя проконсультирует. Ты только имей ввиду, жанровость артиста - вещь довольно тонкая, я бы даже сказал – интимная. К тому же, в разные периоды своего творчества – артист может меняться. Это у Sade первый альбом от последнего – не отличается. А вот у Queen – все наоборот. Так что, заговаривая о жанре надо привязываться к конкретному альбому. А лучше выяснить, не к какому жанру принадлежит тот или иной исполнитель, а с кем бы рядом ты бы его поставил. Вот так они у тебя по кучкам и собьются. Удачи!
Это пожелание Фила меня, по началу, несколько обескуражило, но по мере погружения в процесс я стал все больше и больше вникать в его смысл и, в конце концов, внял – удача с нами!
Пообщавшись с рекомендованным Филом Экспертом, я понял, отчего он меня предостерегал и взял на вооружение им же предложенные постулаты. С самого первого общения с Экспертом, у нас возникла полное взаимонепонимание. Он упорно отказывался понимать – зачем и кому нужна подобная статья. А я в свою очередь недоумевал – зачем он так подробно и досконально расписывает дискографию каждой группы?
Однако, худо без добра не бывает и в процессе общения, некоторые спорные моменты сфокусировались и обнажились так сказать на острее копья. Например, Black Sabbath– это рок, блюз или металл? Лично я придерживаюсь мнения, что Black Sabbath – это тяжелый блюз, которые с годами все больше тяжелел, тяжелел и продолжает тяжелеть. Кто-то скажет - это рок. Эксперт определил совершенно конкретно – до 1980 года Black Sabbath играли рок, а дальше – металл.
Слушайте! Ну, в самом деле!!! Я же не буду половину Black Sabbath ставить в стеллаж с Роком, а вторую половину – в стеллаж с Металлом. Да и кто вообще так будет сортировать пластинки? Совершенно очевидно, что весь Блэк Саббат до 1980 года и после будет стоять в одной стопке. Также, на мой взгляд, совершенно очевидно, что в этой же стопке будут стоять сольные альбомы Tony Iommi, Ozzy и Dio. А рядом с Deep Purple будут стоять Rainbow и Whitesnake. И при таком порядке никакой путаницы не возникнет, и грампластинки будут легко искаться в фонотеке. Также, мне понравилась идея Фила делить исполнителей по музыкальным инструментам. С флейтой – отдельно. Я-то думал фолк-метала не бывает – оказывается бывает, да еще как!!
В конце концов, у меня таки сложилось стройная картина мироздания в части классификации тяжелого металла. После долгих консультаций с Экспертом, автор придумал следующие критерии построения фонотеки:
1. Музыкальный состав: классический – бас, гитара, барабаны; усложненный: плюс соло гитара, плюс синтезатор. Разноображенный: плюс подпевки, перкуссии, дудки. Ну и т.д.
2. Музыкальный жанр, определяемый критиками.
3. Страна происхождения и язык.
4. Идеология и смысловая направленность текстов.
5. Особые приметы и Время.
Думаю, этих пяти январских тезисов будет вполне достаточно, чтобы уверенно рассортировать тысячу пластинок по фонотеке.
Подробно рассмотрим несколько отслушанных грампластинок.
Black Sabbath “Paranoid”. Ну вот – совершенно понятный и знакомый тяжелый блюз. Мелодичный, зажигательный, лиричный и напористый. Я не вижу здесь ничего металлического – просто блюз утяжелился и бас ушел в самый нижний регистр. Ну и потом время сильно накладывает отпечаток на звучание и манеру записи.
Например, привыкнув слушать Ozzy на поздних сольниках, я его здесь узнал только к третьему треку.
То ли микрофоны другие, то ли звукорежиссеры, то ли еще что, но на поздних записях голос у него прям как у компьютера. А тут – вполне себе человеческий. С легкой стальной ноткой.
У меня вызвало некоторое смущение оформление альбома, и я поинтересовался у Эксперта – чтобы это значило? Оказывается, музыканты Black Sabbath в то время были остро-социально заточены и выступали против гонки вооружений. А расплывчатый силуэт, носящийся с мечом по пустому лесу, символизировал бессмысленность империалистического милитаризма. Вот тут полностью поддерживаю. С кем они воевать то собрались? Тут кроме нас, больше никого нету. Вот он с выпученными глазами, один по лесу и бегает – воюет с призраками в своей голове за деньги налогоплательщиков.
Также, с этой пластинкой связан еще один драматический эпизод. По совершенно другому поводу, заходил знакомый аудиофил и мы тестировали фонокорректоры.
- Что поставить?
- Все равно.
- Black Sabbath “Paranoid” подойдет?
- Заводи.
Через какое-то время я вижу его растерянность и спрашиваю
- А ты раньше то «Paranoid» слышал?
- Не-а… Я из рока только классику знаю.
- Это и есть – классика рока!
- Да ну… Подумаешь… Тоже мне классику нашел… Какой-то мало популярный альбом, никому не известной группы. Баловство все это…
В общем, определяем Black Sabbath как тяжелый блюз и ставим рядом с Led Zeppelin и сольниками Tony Iommi.
Megadeth “Rust In Peace”. Вот это напор! Вот это надрыв!!! Бодро и весело – прям как я люблю. Интересно – один у них вокалист или несколько? Подпевки визжат, бас рокочет, барабан гремит, гитары ревут, вокал орет так - что волосы на голове шевелятся. Рай - для кристально чистой души трэш металлюги. Записан альбом превосходно! За соло на гитаре – отдельный респект. Эксперт сообщил, что это американцы, жанр трэш. Вокалист у них один, но богатый голосовой диапазон позволяет ему петь то брутальным, хриплым басом, то визжать фальцетом таким завораживающим. Вот как Борис Ребров часто делает – то в нижний регистр уйдет аж до инфразвука, то завоет тоненьким таким голосочком – как бабушка старушка. Что и говорить! Человек – Орган.
По содержанию текста, Megadeth сильно политизированы. Пацифисты – выступают против войны и против политической диктатуры. Красавцы! Поставлю их рядом с Manowar и Judas Priest.
Winter “Into Darkness”. Меня пугают такие затянутые жанры. Я начинаю думать, что это скорость не та и бегу врубать 45-ю. Потом оказывается, что это все же 33-я и все приходится начинать сначала. Ну вот наконец-то! Мрачные такие упыри – красавцы! Сначала длинный инструментал, достойный, более чем! Все гитары слышатся раздельно, барабаны – сами по себе. Артикуляция вокалиста поражает. Можно даже разобрать чего он там рычит. И вокалист – безусловно хорош… Такой у него упыристый, чревовещательный бас. На стороне Б у меня сложилось какое – то тягостное ощущение… Как будто вокалист читает заклинание… Монотонным, хриплым, загробным голосом, он как будто бы пережевывал слова-заклинания, и они тяжелыми проклятиями сыпались на голову слушателя. И в ответ на эти заклинания, в комнате для прослушивания, все стало шевелиться и заползало. Видение продолжалось несколько минут – до конца трека. Вот это я понимаю – глубина восприятия музыкального материала! А Председатель говорит – что это не музыка. Ну знаете ли! Если она способна пробуждать такие эмоции – это точно она! Музыка!!! Хотя сами эмоции мне не понравились – причем сильно не понравились.
Эксперт определил стиль как дэт–дум–металл. Американцы. Примечательно, что это единственный полноформатный альбом группы. Хотя сам проект просуществовал около 5 лет. Это странно, потому что альбом очень зрелый, качественно сыгранный и записанный. Я думал, таких альбомов у группы – как минимум пять. Тексты песен – апокалиптичны – что вполне укладывается в канву моего видения.
Skyclad “Vintage Whine”. Интересные металлюги, с хорошим вокалом. Акустических инструментов полно у них. Во как! Баллада под скрипку выкатилась… Вот прям так и хочется сказать музыкантам – прекратите экспериментировать! Строго держитесь стиля!!! Какая баллада? Вы что с ума сошли?!!! Вы под Фила Коллинза что ли косите?!!
Много, конечно, живых инструментов и фольклорную составляющую, это безусловно, накладывает. Рожок прекрасно вписывается в дуэт с соло-гитарой. Звук перетекает из одного инструмента в другой в бешеном хороводе. Прекрасная находка! Браво Маэстро!!!
Эксперт определил жанр группы фолк-металл. Англичане. Они же и родоначальники этого жанра. Интересно было послушать. Сыграно и записано весьма достойно.
Ну вот англичане от американцев все же отличаются какой-то чудаковатой утонченностью. Не являясь поклонником английского фольклора, все же получил удовольствие от столь неожиданного сочетания хэви-металл-саунда и акустических инструментов вплоть до рожка.
На мой взгляд эталоном такого сочетания может служить альбом Queen «Jazz». Вот там удивительно выразительное звучание фортепиано или чуть слышного вокала, перемежалось с оглушительным рокотом бас-гитары и ревом электрогитары.
Hellhammer “Apocalyptic Raids”. Сторона А. Взял пластинку в руки – обрадовался – сорокопятка! Вот сейчас наслажусь изысканной записью! Поставил под иглу – ничего особенного. Не сказали бы, что сорокопятка – не догадался бы.
Сторона Б. Не выключая вертак на ходу перевернул пластинку, прижал клемпом и уселся слушать. То ли привык, то ли звук лучше стал. Вокал смешной! Прям Панки какие-то! Материал – металлюги со всеми атрибутами – гитары, бас, барабаны и дурной вокал. Что то растрепано панковское есть в его манере. Однако, думаю что то изменилось. То как-то все медленно и печально было и вдруг все бодро и весело стало. И вокалист как будто геля хапанул. На втором треке меня стали одолевать сомнения. Как-то уж слишком задорно все звучит. Дай-ка проверю скорость. Поднимаю клемп, смотрю на яблоко – 33-я. Слушаем все сначала, но уже медленно и печально. Но, как ни странно, на 33 Б запись лучше, чем на 45 А. Black Sabbath напомнило – драматизмом и динамичностью.
Эксперт сказал, что это миньон, поэтому А 45 – Б 33. Швейцарцы. Но поют на английском. Родоначальник жанра блэк. И рассказал забавную историю в тему. Как-то музыкант Hellhammer поехал в Англию и прикупил там сингл группы Venom. Не вкурил, что он на 45 и стал слушать на 33. А разобравшись подумал – чего все гонятся за скоростью? Можно наоборот – замедлиться!
Люблю такие истории. Они делают грампластинки и весь виниловый тракт как бы соучастником музыкального действа, происходящего только здесь и сейчас, и только для Вас!!!
Эксперт посоветовал поставить эту пластинку рядом с Venom и я последовал его совету. В общем, глаза бояться – руки делают. Не так уж и страшны оказались эти злые металлюги при более внимательном рассмотрении.
В следующих эпизодах мы продолжим обсуждать рокеров всех мастей, выделив отдельной дурной ветвью всякую ПанкОту.
Подводя итог нашему обзору, хочу похвалить качество и уровень записи рецензируемых грампластинок. Все прослушанные альбомы записаны от хорошо до превосходно. Что развенчивает миф о том, что металлюги якобы пренебрежительно относятся к качеству записи. Очень серьезно относятся – уверяю Вас.
Нам остается поблагодарить Эксперта и Студию NewArtVinyl за предоставленную виниловую систему. Перечислю тракт, задействованный в прослушивании: иголка МС Шелтор 501, тонарм NewArtVinyl «Черный Аист», вертушка NewArtVinyl «Баланс», фонокабель NewArtVinyl «Серебряная Змея», фонокорректор «Твин Дэк». Ламповый предварительный усилитель NewArtVinyl и ламповые моноблоки на КТ 150 «Пульс». Акустические системы – Аудиоинструмент. Межблочные, силовые и акустические кабеля – NewArtVinyl.
И еще одна ремарка. В Хай-Энд тусовке бытует мнение – что это Вы на таких лютых вертаках и иголках за несколько сотен тысяч крутите такие примитивные грампластинки? Друзья мои, уверяю Вас – это дешевые понты идущие от незнания и узкого кругозора. Все прослушанные грампластинки достойны того, чтобы крутиться на самых лютых – адовых аудиофильских трактах.
* - это цитата из песни про Стеньку Разина. Во избежании кривотолков приведу ее расширенную версию:
За спиною слышан ропот
нас на бабу променял
только ночь с ней проикшался
сам на утро бабой стал