Пару недель назад я начал слышать странные «шипящие» звуки в квартире, которую я снимаю пополам с другим парнем. Мне удалось определить, что звуки доносятся как раз из комнаты соседа. Сначала я думал, что это какая-то видеоигра, но потом стал слышать шипение даже по ночам, когда сосед спал.

Несколько дней подряд это не давало мне покоя. Конечно, я бы мог просто спросить моего сожителя об этих звуках, но постоянно забывал. Дело в том, что шипение было надоедливым, но не до такой степени, чтобы решать вопрос немедленно. В итоге мне удалось застать соседа дома и спросить его о звуках. Однако в тот момент никакого шипения не было, поэтому мой сожитель вообще не понял, о чем я говорю.

Надо сказать, странное шипение стало раздражать меня на подсознательном уровне, но когда именно оно появилось, я не знаю. Возможно, это началось давно. Вполне вероятно, что раньше я не замечал этих звуков. Тем не менее, дошло до того, что мой мозг уже на автомате «ждал», когда шипение снова появится. В один прекрасный момент, когда звуки вернулись, я без стука ворвался в комнату соседа. «Это оно», — сказал я. «Ах, это. Это батарея», — ответил мой сосед.

Это и вправду шипела отопительная батарея, а сосед просто не замечал. Необходимо понимать, что «раздражающий звук» — это субъективное понятие. С другой стороны, должно же быть какое-то общее мнение. Чтобы внести ясность, мы обратились к экспертам по звуку.

Рвотные позывы

Тьод Андринга (Tjeerd Andringa), специалист по слуховому восприятию, доцент Гронингенского университета.

Звуки рвотных позывов. При рвоте человек издает звуки, заложенные на подсознательном уровне. Это нужно, чтобы наш организм соответствующим образом среагировал. Центр аудиционной обработки мозга расположен рядом с «областью отвращения», которая моментально реагирует, когда мы глотаем что-то ядовитое. Эта самая область, в свою очередь, отвечает за брюшные мышцы, вызывающие рвоту.

Вообще, здесь все достаточно просто. Если посмотреть на эволюцию позвоночных, то первым позвоночным было «животное» с телом в виде трубки, у который с одной стороны был рот, с другой — задний проход. Больше ничего. И единственным занятием этого создания было открывание рта с последующим пропусканием пищи через себя. Организм нашей позвоночной «трубки» был рассадником бактерий всех видов.

Ей приходилось быть очень осторожной: если съешь что-то не то – отравишь и бактерий, и себя. В общем, для первого позвоночного самым важным было решать, что проглотить, а что оставить в покое. Именно по этой причине все главные органы чувств человека расположены рядом со ртом или в нем самом. Чтобы понять, стоит ли что-то съесть, мы пробуем это, нюхаем, осматриваем и даже слушаем. Наши чувства помогают нам выбирать еду.

У всех нас есть сенсоры, связанные с мозговым стволом, который обрабатывает информацию на самом базовом уровне. Например, в ситуациях, когда у человека нет времени подумать и разобрать информацию полностью. В таких случаях срабатывает обработка на низшем, базовом, физиологическом уровне. Эта система реагирования всегда работает фоном, однако наш мозг не дает ей постоянно управлять всеми действиями. Тем не менее, именно эта базовая система срабатывает в первую очередь, так как она у нас самая быстрая.

Если говорить о других аналогичных звуках, то они относятся к восприятию более высокого уровня. Скрежет ногтей по школьной доске, скорее всего, тоже имеет отношение к восприятию звуков на уровне подсознания. Однако здесь уже нет прямого отношения к нашей системе немедленного реагирования. Плач ребенка, к примеру, ничего не значит для млекопитающих, чьи детеныши вообще не умеют плакать. Здесь мы имеем дело с более высокими уровнями обработки звуковой информации. Все это очень важно для человека, но все-таки нет ничего более базового и врожденного, чем реагирование организма на звуки, издаваемые при рвотных позывах.

Вечеринка у соседей

Тревор Кокс (Trevor Cox), специалист по инженерной акустике, профессор Салфордского университета.

Реакция человека на звук зависит от обстоятельств. Здесь все индивидуально. Все тесно связано с конкретной ситуацией. Если говорить в общем, то нас очень раздражают те звуки, которые мешают нам что-то делать. Теперь, когда мы все работаем из дома, нас очень раздражают соседи, которые постоянно что-то сверлят.

Все усугубляется, когда мы никак не можем контролировать звуки. К примеру, соседи устроили вечеринку: вы нервничаете не только потому, что шум не дает вам уснуть, но и потому, что не знаете, когда все это закончится. Если бы вы заранее знали, во сколько закончится праздник, то нервничали бы не так сильно.

Скрежет ногтей по доске

Флориан Холлервегер (Florian Hollerweger), специалист по акустике и звуковому искусству, доцент Колумбийского колледжа в Чикаго.

Как известно, самый противный звук — это скрежет ногтей по доске. Просто ужасно! Никто до сих пор точно не знает, в чем загадка этого звука. Уже даже начали психоакустическое исследование данного феномена. Без шуток. Мне становится не по себе, когда я просто думаю о нем.

Бытует мнение, что пандемия тоже сделала свое дело: многие повседневные звуки теперь кажутся нам очень раздражающими. В зависимости от вашей ситуации, это могут быть соседи или ваши домашние. Издаваемые ими звуки теперь раздражают нас куда больше, чем еще год назад.

«Раздражающий звук» — понятие очень неоднозначное. Как ни странно, многое зависит не только от самого человека, но и от окружающей обстановки и эмоционального состояния. Если задуматься, то все это кажется простым, но только с первого взгляда. Думаю, речь идет о замечательном факте: звук — это сила, способная управлять нами. И не только в негативном смысле: в данном случае я также говорю о самых красивых звуках — о музыке.

Все сказанное, безусловно, касается музыки. Восприятие зависит от предпочтений слушателя, от жизненного периода, от настроения и т.д. Другими словами, мы воспринимаем звуки по-разному в зависимости от обстановки и жизненного уклада. От этого зависит, будут ли звуки для нас «прекрасными» или «ужасными».

Как мне кажется, эти две крайности подтверждают нашу причастность к природной красоте, и мы можем воспитать в себе чувство прекрасного, стать частью настоящей красоты (например, через музыку). Это выходит за рамки оценочных суждений, но мы, похоже, не можем обойтись без них.

Часть моей работы посвящена экспериментальной музыке и звуковому искусству. Основываясь на моем опыте, могу утверждать, что чья-то любимая «прекрасная музыка» кому-то кажется «самыми отвратительными звуками». Быть может, когда вакцина от коронавируса станет доступной повсеместно, вы сходите на живой концерт послушать экспериментальную музыку.

И тогда вы поймете, к какой к группе людей относитесь. Возможно, вы где-то посередине. Рекомендую послушать музыкальную композицию «Imago», созданную британским композитором Тревором Уишартом (Trevor Wishart). Основой этого невероятно сложного произведения стал простой звон двух стаканов.

Искусственный сердечный клапан

Стивен Орфилд (Steven Orfield), основатель компании Orfield Laboratories, специализирующейся на мультисенсорных пространствах, исследованиях в области архитектуры и научных экспертизах.

В 1990 году я перенес мою лабораторию в помещение, где когда-то располагалась студия звукозаписи Sound 80. В свое время эта студия наняла меня для решения вопросов, связанных с акустикой и светом.

В 1975 году Sound 80 совместно с фирмой 3M, которая тогда только изобрела мультитрековую цифровую запись, стали первыми специалистами по цифровой аудиозаписи. Sound 80 даже упомянута в книге рекордов Гиннесса как «первая в мире студия цифровой записи». Будучи подрядчиком Sound 80, я лично присутствовал на записи последнего американского альбома Кэта Стивенса «Izitso».

Я купил помещение студии не только для того, чтобы перенести туда свою компанию, но и по причине проблем со здоровьем. Тогда я только перенес операцию на аорте — мне поставили искусственный клапан. У меня был врожденный порок. Готовясь к операции, я прочитал несколько медицинских журналов, однако на деле оказалось, что клапан намного громче, чем было написано в исследованиях.

Уже в лаборатории я измерил звук, используя датчик вибраций и точный микрофон. Все это я записал. Потом я провел эксперимент: одним ухом я слушал мой сердечный клапан, а вторым — сделанные записи. Мне понадобилось много часов, чтобы запись стала полностью соответствовать тому, что я слышу в жизни.

Затем я провел специальный тест, чтобы определить громкость звука. Суть заключалась в воспроизведении розового шума с постепенным наращиванием громкости до уровня, когда я уже не мог слышать клапан. И наоборот: снижение громкости до уровня, когда я начинал слышать клапан. Эти два крайних значения помогли мне определить порог слышимости клапана.

Медики утверждали, что мой клапан будет работать на громкости около 30 дБА, но по факту в низкочастотном диапазоне речь шла о 80 дБА. Это в 16 раз громче, чем было заявлено. Мне казалось, будто у меня внутри спрятаны старинные механические часы.

Я вновь вернулся к прочитанным статьям — выяснилось, что практически все их измерения были неправильными, большая часть оборудования использовалась не так, как нужно. Мне понадобилось два года, чтобы научиться засыпать: я пробовал гипноз, таблетки, терапию. Звук настолько раздражал меня, что я пригласил всех американских производителей искусственных сердечных клапанов к себе в лабораторию для участия в конференции.

Я хотел объяснить им, что все их измерения неверны, что им нужно начать работать над устранением этого звука в своих клапанах. В 1993 году представители компаний собрались в моей лаборатории, чтобы услышать все и понять, как на самом деле может шуметь искусственный клапан. Все были шокированы и обеспокоены. Выяснилось, что многие компании, заявляя о бесшумных клапанах, нарушали правила Управления по контролю качества продуктов и лекарств США.

Моя конференция стала отправной точкой для проведения новых исследований, включая изучение сердечных клапанов свиней и увеличения срока службы искусственного клапана с 5 до 20 лет. На сегодняшний день почти все сердечные клапаны — это биопротезы, которые вживляют через артерию и таким же образом восстанавливают при необходимости.

Я надеюсь, что моя работа по-настоящему помогла изменить индустрию и пересмотреть подход к созданию сердечных клапанов. Кстати, именно из-за меня издание Wall Street Journal опубликовало статью, где редактор рассказал об нескольких интервью с врачами, которые говорили неправду, так как пытались «защитить» медицину и не хотели обсуждать имеющиеся проблемы.

Оригинал: Which Sounds Are the Most Annoying to Humans?