Двусмысленная осень. То тепло, то холодно. Вроде бы карантин, но никто его уже не боится. А рекорд-бизнес, похоже, вошел в привычное русло. Ну и прекрасно. В общем, не спать! Очередной сильный классический релиз — про Бетховена, как всегда в этом году. Необыкновенно личный и тихий альбом французского пианиста-виртуоза. И горячие американские джазмены, для которых традиция и эксперимент — не оксюморон, а симбиоз.
«Beethoven: Violin Concerto in D Major, Op. 61.» Daniel Lozakovich, Valery Gergiev, Münchner Philharmoniker
Юный швед с польской фамилией и долгими русскими связями играет хрестоматийный скрипичный концерт Бетховена. Кто его только не записывал: от Исаака Стерна и Ицхака Перлмана до Гидона Кремера, Найджела Кеннеди и сонма других разнокалиберных звезд и не-звезд.
Ну а что — произведение-то чудесное, вдохновенное и разнообразное. Почти фольклорная чистота мелодий, мотивов и попевок, умеренный пафос и пышность оркестра. Скрипка же иногда должна прямо-таки дышать, а не играть — по-другому это не опишешь.
Молодецкая экспрессия и виртуозность Даниэля Лозаковича кому-то может нравиться, кому-то нет (мне — скорее, да, но сталкивался и с противоположным мнением уважаемых коллег-музыковедов). Но тут россиян должна переполнять гордость за то, что звезду эту открыли у нас — и очень рано. Валерий Гергиев и Владимир Спиваков играли в России с совсем молодым Лозаковичем. Не ошиблись: публика его полюбила. И наша, и не наша.
Bertrand Chamayou «Good Night!»
Про такие релизы писать легко и приятно, ибо у них есть концепция. И личная история за ними. Написал что-то вроде «известный французский пианист Бертран Шамаю… борется с бессонницей» — и все, свободен.
Но ведь так оно и есть! Бертран Шамаю — пианист и вправду французский, прославленный, плодотворный и разнообразный. Действительно, здесь он решил использовать свои нарушения сна «на благо». И собрал такой вот альбом-«сонник», где есть Леош Яначек (см. видео), Григ, Шопен, Вила-Лобос, современный Аарон Десснер (который к тому же — гитарист группы The National), Богуслав Мартину, хрестоматийный Бузони, малоизвестный Сергей Ляпунов. И все это сочетается.
Но Шамаю, правда, и играет это, как эдакий романтичный, фоново-приглушенный минимализм — будто для спальни с энергосберегающим ночником. Неожиданно сочетаются ре-бемоль-мажорные «Berceuse» Шопена и Милия Балакирева. Нет, от такого если и в сон — то только в хороший.
Ron Miles «Rainbow Sign»
Можно было бы сказать, что этот альбом — довольно не характерная для лейбла Blue Note продукция. Впрочем, что у них в последние лет десять — характерное? Конечно, нет того разгула моего любимого хард-бопа, что был в 50-е — так и времена не те.
А у трубача Рона Майлса крайне интересное музыкальное происхождение: такое чувство, что он впитал все. В этом альбоме он исключительно играет на корнете: звукоизвлечение — совсем свое, голос медяшки — узнаваемый моментально. И когда сипит, и когда чистенько нотки выигрывает. Мастер.
Собственно, музыка — грубо говоря, модальный психодел. И делает его довольно не стандартная команда мечты: Билл Фризел с его слегка детонирующе-плывущей гитарой, барабанящий по клавишам Джейсон Моран, точнейший барабанщик Брайан Блейд и до сего момента не знакомый мне басист Томас Морган.
Начинается альбом с абстрактного размытого трека «Those Who Dream». Но дальше идет более традиционное и приятное. А «The Rumor» — так и вовсе романтика.
Adam Kolker «Lost»
Тенор- и сопрано-саксофонист Адам Колкер — музыкант опытный и заслуженный. Репутацию заработал в группе великого перкуссиониста Рея Баретто, вообще же играл с Марией Шнайдер, Джоном Аберкромби и многими другими. Композитор, автор нескольких отличных, разнообразных и изобретательных сольных альбомов.
И вот решил он записать трибьют Уэйну Шортеру. Ну кто сейчас трибьютов-то не делает? Особенно если ты сопранист, сам бог велел устроить себе challenge, бросить вызов — и сыграть гениальные сопрано-партии Шортера. Короче говоря, суть да дело, но на «трибьютный» альбом Колкера попали всего две пьесы Уэйна Шортера.
Собственно, заглавная «Lost» и «Dance Cadaverous» — да и та в сильно измененном виде. Но! При этом первый же трек «The Time of the Barracudas» звучит, как ранний Херби Хенкок на лейбле Blue Note. Вот, ей-богу, я сто раз проверил, не ошибся ли мой Google.Play? Конечно, все неслучайно — даже название у пьесы морское. И остальное в этом же роде: вроде бы свое, но с каким-то историческим фоном — как палимпсест. И еще отдает Биллом Эвансом.
Элитарная ритм-секция: грувовый басист Угоно Окева, интеллигентный барабанщик-ветеран Билли Харт (работавший с вышеупомянутым Хенкоком). Пианист — напористый и драйвовый Брюс Барт. И главное тут — ощущение вот такого настоящего джаза, пятидесятнического, интересного и авторского, но без выпирающего эго. Не наивное ретро, а современное звучание. Это субъективное ощущение, но наслушанный человек именно его и получит.
Soundcloud, Spotify, Deezer, Apple Music