Сначала немного истории: Audio System Components GmbH начали в далеком 1964 с аппаратуры для лингвистических кабинетов, взяв за основу один из магнитофонов от Braun.
Катушечный магнитофон ASC AS 6002 ST, made in Germany, год выпуска 1991.
ASC (Audio System Company) являлся ведущим производителем катушечных магнитофонов вплоть до 1991 года. Данный магнитофон был прямым конкурентом магнитофона Revox B 77 HS, но стоил около 3000 марок против 2500 за Revox. По мнению авторитетных аудиожурналов того времени обладал лучшими характеристиками, сопоставимыми с младшими Studer. Среди магнитофонов данного полу-профессионального класса 6002S обладал продвинутым набором функций и выдающимся звучанием. Много лет подряд немецкие аудиожурналы данный магнитофон причисляли к эталонной технике.
Можно ли было в конкурентной среде Ревоксов, Штудеров и Телефункенов сотворить чудо в конце 70-х прошлого века? Чудеса бывают, и начались они когда молодой инженер из команды Braun Герхард Занг возглавил магнитофонное направление в Audio Sistem Components. Дело пошло и в начале 80-х немецкий журнал Audio уже проводил сравнение с профессиональной новинкой Revox PR99.
" Не прошло и полгода, как два устройства этих двух производителей сравнили еще раз. На этот раз речь шла не о бытовых рекордерах, с которыми обе компании открыли новые горизонты, а о двух профессиональных магнитофонах: AS 6002 ST и PR 99. О новых или дальнейших разработках устройств, с которыми эти два поставщика зарекомендовали себя высокой международной репутацией.
Хорошая репутация, конечно, имеет свою цену: около 3500 марок за каждый, которые дилеры Hi-Fi выставляют за один из аппаратов , конкуренты которого также принадлежат к высшему классу в этом отношении.
Так что тест обещал быть очень захватывающим; в конце концов, оба устройства являются потомками хорошо известных и проверенных катушечных машин, которые хорошо зарекомендовали себя в кругах Hi-Fi и профессионалов под обозначениями AS 6002 и B 77 HS.
Таким образом, сравнительный тест должен не только показать, кто лучший в своем классе, но также и то, что действительно дает дополнительная стоимость в 800 марок (ASC) или 900 (Revox) для более профессионального оборудования.
Потому что, в отличие от своих базовых моделей, обе машины в первую очередь предназначены для серьезной работы с магнитной лентой.
«6002 ST специально разработан для небольших студий, студий звукозаписи и радиостанций», - резюмирует 31-летний руководитель разработки ASC Герхард Занг.
«Радиовещательные организации заинтересованы в использовании PR 99 в первую очередь в мобильном секторе, то есть в вещательных транспортных средствах. Но некоторые студии звукозаписи также уже заказали новую машину», - говорит 41-летний пресс-секретарь Revox Юрген Райт, ограничивая возможные варианты использования PR 99.
Но даже заядлый энтузиаст Hi-Fi может извлечь выгоду из профессиональной концепции двух конкурентов - ASC и Revox. Потому что не только их пригодность для высококачественной записи и их прочная конструкция делают их уровень выше средних устройств, но также и используемый ими студийный эквалайзер CCIR * (PR 99 также доступен в версии NAB, AS 6002 ST может воспроизводиться на DIN-S (CCIR) или NAB в базовой конструкции ) имеет преимущества.
Так что, если вы хотите отправить свои ленты звукозаписывающим компаниям или радиовещательным компаниям, например, для демонстрационных целей, вы найдете подходящего партнера в двух этих новичках.
В остальном AS 6002 ST отличается от базовой версии 6002 S только в одном: счетчик ST откалиброван по времени, как это обычно бывает в студии. Конечно, специалисты ASC дорого платят за это. В эпоху цифровых часов, которые можно купить в универмагах за 30 марок, 800 марок - это большие деньги для этой дополнительной платы и измененного выравнивания записи. Занг лаконично добавляет: «Эти изделия по индивидуальному заказу производятся в небольших количествах и, следовательно, в более дорогих версиях».
PR 99 отличается от B - полностью измененное название уже указывает на основные отличия от базовой модели: симметричные разъемы XLR от студийной технологии, калибруемые входы и выходы и измененный внешний вид указывают на значительную ревизию B 77. Алюминиевая передняя панель PR 99 также более прочная и менее подвержена загрязнениям, чем темно-серая пластиковая передняя панель B 77, которая типична для Revox.
Однако четкое расположение и дизайн элементов управления остались прежними, кнопки и элементы управления находятся на том же уровне, что и остальная часть базовой панели. Это делает головки более доступными, что не только упрощает очистку и размагничивание головок и направляющих элементов, но и позволяет монтировать ленты. ASC не имеет этой опции.
Чтобы улучшить свойства намотки, которыми Revox всегда пренебрегали (исключение составлял только снятый с производства A700), разработчики добавили второй рычаг контроля ленты (расположенный справа) и увеличили натяжение ленты по сравнению с B 77. Тем не менее ленты не похожи на те, которые на устройствах от ASC всегда аккуратно свернуты, даже после быстрой перемотки. Даже использование студийной ленты на свободно намотанных рулонах на сердечниках становится удовольствием с адаптерами, доступными в качестве аксессуаров ASC."
Замучился я это переводить с немецкого... Деликатные ребята с Audio не выявили явного лидера - типа ASC мотает лучше, позже это сделал я сам.
Теперь самое интересное. Известный киевский художник в начале 90-х поменял по бартеру свои работы на магнитофон в Германии. Магнитофон был ASC. Эксплуатировался он редко, но крайне аккуратно. Два года назад у меня стоял Revox PR99 markIII претендентом на второй аппарат в системе, но мои продвинутые друзья-коллеги по безумству решили, что это неправильно.
И вот, несколько неожиданно ASC оказался у меня...
С этого момента подробнее: первая неожиданность оказалась на фронтальной панели крышки блока головок - тумблер включения четвертой (sic!) головки для воспроизведения на 4 дорожки, о существовании которой предыдущий владелец не догадывался. Вообще Андрей Шишло после профилактики магнитофона сразу сказал, что головки шикарные.
Головы - vollmetall hochabriebfestem собственной разработки Recovac, аналогичные у Nagra- цельнометаллическиe, высокоустойчивыt к истиранию.
Достойные характеристики: Wow & flatter - 38 cm/s: < 0,04%. Практически Штудер. И тем более - 38 cm/s: 20 - 25.000 Hz (20Hz по низам - 35 Hz у Studer A80. Андрей Шишло перестроил аппарат с базовых 250 nWb до 355.
А вот сравнение со Studer A807:
ASC AS6002S
38 cm/s: < 0,04%
38 cm/s: 20 - 25.000 Hz ± 2 db
Studer A807
38 cm/s:max. 0,05 %
38 cm/s * 30 Hz … 20 kHz ± 2 db
Настройка Bias по типу ленты прямо на верхней панели.
Нужно сказать, что свой потенциал прописать и воспроизвести нижний диапазон ASC выдает отменно. Доктор Петр сказал, что у него чуть было динамики с подвесов не слетели от записи на ASC.
При 3-х скоростях: 9-19-38 магнитофон имеет переключатель CCIR/NAB на передней панели и 5 направляющих ленты, две из которых оперируют тормозной системой.
Нельзя не упомянуть, что ASC AS с 38-й скоростью выпустили не более 30 000 штук и в Германии в клубе ASC стоит очередь из желающих сегодня такой приобрести.
Кстати, @Adenotom инициировал еще один существенный апгрейд, заказав мне у Борнемана панкейки, напечатанные 3D принтером, после чего магнитофон смог работать с рулонами SM900-911 до 1200 м.
Рабочий радиус 16.5 см, практически как у Studer версии Mark II.
Виктор Горбатов и Михаил Мамонов в один голос сказали после первого прослушивания, что аппарат аудиофильский по звуку. В итоге PR99 уехал домой, а ASC живет у меня и дружно дружит с Revox B77 HS. Вот такая история...
ASC AS R2R