Казалось бы, в классике все давным-давно сыграно. А звукозапись зафиксировала все великие исполнения всех великих произведений. На то она и классика, собственно. Казалось бы, зачем искать современные интерпретации, если не весь Рихтер или Караян отслушаны?
На самом деле в классике тоже много чего происходит. Новые тенденции в исполнении знакомых произведений, переоценка ценностей и так далее. Современные исполнители, соответственно, ищут новые подходы к знакомому, а также откапывают что-то совсем забытое. И в конце концов современные записи звучат для современных ушей очень хорошо, так что и с них можно «въехать в тему» классики.
Pascal Moraguès, Frank Braley, Christian Poltéra «Brahms. Clarinet sonatas & Trio»
В поп-культуре такое называется супергруппой: коллектив, где каждый — звезда. Ну а по классическим канонам — просто трио мастеров. И играют просто камерного Брамса — музыку мелодичную, приятную, стилистически между классицизмом и романтикой.
Играют соответствующе — с эмоцией, душой, слезой. Послушайте аллегро из «Сонаты для кларнета ми-бемоль мажор» — это просто хит. Да и сама соната удивительно красива и выразительна.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Andrew Manze, James Ehnes & Royal Liverpool Philharmonic Orchestra «Vaughan Williams: Lark Ascending, A Sea Symphony (Symphony No1)»
Рейф Воэн-Уильямс — один из главных английских композиторов (почти как Найман, Бриттен и Пол Маккартни). На этом альбоме — самый главный хит Воэна-Уильямса «Взлетающий жаворонок», вещь исключительно светлая, романтичная, немного грустная. Ее прекрасно играл Найджел Кеннеди, да и кто только ее не играет, практически любой уважающий себя скрипач. Уверен — один раз вы услышите эту трепыхающуюся тему «Жаворонка» и не скоро ее забудете.
Основное произведение альбома, впрочем, «A Sea Symphony». Это штука романтично-помпезная, грандиозная, с хорами и оркестрами, но фирменный щемяще-светлый мелодизм Воэна-Уильямса и ей присущ вполне.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Javier Perianes «Debussy: Préludes du 1er Livre»
Все, что вы хотели знать о фортепианных произведениях Клода Дебюсси — в серии лейбла Harmonia Mundi. Целый цикл, где прославленный пианист играет определенный фортепианный цикл (от наших — великий Николай Луганский).
«Прелюдии. 1-я тетрадь» сыграл испанец Хавьер Перианес. Трудно сказать, что именно у Дебюсси «хит», а «Прелюдии» — как бы одно концептуальное произведение. Вот, кстати, пьеса «Затонувший собор» (La Cathédrale engloutie) у нас упоминалась в обзоре джазовых альбомов — в исполнении квартета Олега Грымова. Перианес, конечно, исполняет безо всяких вольностей, как написано, но Дебюсси есть Дебюсси — фактически композитор, открывший XX век. Аромат раннего джаза, модерна и так далее. Неповторимая и вечно современная штука. Кстати, есть запись шипучая, 1913 года, где «Собор» играет сам автор!
А зачем, собственно, нам знать Дебюсси? Ну, во-первых, чтоб прочувствовать, как он повлиял на того же Билла Эванса. Во-вторых, на всех остальных джазменов и современных композиторов. В-третьих, просто ж прекрасная музыка.
Sol Gabetta «Schumann»
Виолончелистка Соль Габетта — уроженка Аргентины с русскими корнями по материнской линии (владеет бытовым русским) — одна из самых прославленных виолончелистов сейчас. Номинант на «Грэмми» и обладатель кучи престижных наград.
На этом альбоме она играет миниатюры Шумана дуэтом с прекрасным французским пианистом Бертраном Шамаю (в 2015 выпустил прекрасный альбом со всеми фортепианными произведениями Равеля; вообще спец по французским композиторам).
А «Концерт ля-минор» — с Базельским камерным оркестром и дирижером Джованни Антониони. Не хит виолончельного репертуара, но вещь очень красивая и изящная. Так ее Габетта и играет — легко, изящно, при этом тембр осязаемый, выпуклый. (Концерт этот Ростропович записывал с Бернстайном, сравните.) На видео — с другим оркестром, но представление составить можно.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Yuja Wang «The Berlin Recital»
Ван Юйдзя родилась в Китае, училась в Америке, живет в Нью-Йорке. Во всем мире известна под ником «Летающие пальцы» (а также славится своими более чем откровенными концертными платьями). Впрочем, сама она считает главным не техническое совершенство (и даже не длинные ноги), а эмоцию. И старается играть то, что ей самой по душе. А в основном ей по душе, как ни странно, русские композиторы. «У меня особенная близость с Прокофьевым, он — “ускользающий” композитор, его музыка беспокоит, но именно это меня в ней притягивает. Кстати, я знакома с его внуком — он композитор и диджей!» (речь, по-видимому, о Габриэле Прокофьеве).
На предыдущем альбоме она записала второй фортепианный концерт Прокофьева — произведение исключительной технической сложности. Здесь — «Восьмая фортепианная соната си-бемоль-мажор». Также грузящие Скрябин и Дьёрдь Лигети (короткие пьески, вполне удобоваримые).
Но главный хит, ради которого я и рекомендую этот альбом — первый же трек, рахманиновская «Прелюдия соль-минор, соч.23». Эту бодро-надрывную мелодию — то ли марш, то ли победная реляция, то ли тревожный сон — из головы просто так не выкинешь! Кстати, опять-таки сохранилось исполнение автора на трескучей патефонной пластинке.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer