Англичанин Бен Уитли (Ben Wheatley) дебютировавший в полном метре в 2009 году c лентой «Убийство — дело семейное», нашему зрителю знаком прежде всего по триллеру «Высотка» с Томом Хиддлстоном в главной роли. Его новое творение — криминальную комедию «Перестрелка» — уже сравнили с лучшими работами Тарантино. По-моему, это успех. Или все же низкопробная стилизация? Давайте разбираться.
Сюжет
Исторический момент времени — стильные 70-е, заброшенный склад, на котором банда ирландцев встречается с торговцами оружием. Кейс зеленых, стволы, красивые посредники, кривые ухмылки, шутки ниже пояса. Кажется, криминальная сделка на мази... Но в какой-то момент ситуация, согласно законам жанра, выходит из-под контроля. Вот уже и выстрелы слышны, а наши герои, не прекращая словесной и не только перепалки, как тараканы, расползаются по щелям склада.
Съемочная группа
Проект объединил в себе действительно блестящий актерский состав: Киллиан Мерфи (роль Криса Уитли писал специально для него), Сэм Райли, Бри Ларсон, Шарлто Копли. А также Арми Хаммер в роли флегматичного метросексуала Орда: по словам Уитли, с Арми ему хотелось поработать еще с момента выхода «Одинокого рейнджера».
Сам Уитли зарекомендовал себя как «режиссер-хамелеон»: с 2009 года ему удалось снять фильмы, жанры которых варьируются от криминальной драмы до черной комедии и ретрофутуристического триллера.
Совершенно очевидно, что Уитли, считающий «экшн квинтэссенцией кинематографа» и называющий в числе своих фаворитов такие фильмы, как «Исправительный срок», «Славные парни» и «Таксист», вряд ли взялся бы за банальную стрелялку. Здесь режиссер вместе со своей супругой и постоянным сценаристом Эми Джамп возвращаются к теме, хорошо знакомой зрителю по их предыдущей работе: замкнутое пространство, в котором мужчины ведут себя как малые дети, и все дружно пожинают плоды разгулявшегося эго и бессмысленного насилия, сдобренного порцией черного юмора.
Увы, совсем не Тарантино
Пожалуй, первые минут двадцать «Перестрелка» действительно смотрится легко. Герои, одновременно переругиваясь, стреляют друг в друга с меткостью бывалых снайперов. Шуточки в стиле «я не работаю с теми, у кого ствол заряжен» кажутся забавными; свистящие пули, неизменно достигающие своей цели, все еще не режут слух; костюмы же, скроенные по последней моде 70-х, радуют глаз идеальными цветовыми сочетаниями. Но вот уже половина фильма позади, а воз, как говорится, и ныне там: герои по уши в пыли и крови, перманентная стрельба утомила, шутки, кажется, давно иссякли.
Как можно было таким солидным составом снять настолько одномерное и искусственное кино, для меня как зрителя до сих пор остается тайной за семью печатями. «Я забыл, на чьей стороне нахожусь», — кричит один из участников «Перестрелки», и кажется, что герой по ту сторону экрана дезориентирован, подобно зрителю в зале. Замаскировавшись под комедийный боевик в стиле Тарантино, «Перестрелка» — пример очень посредственной, слабенькой стилизации: идея не блещет новизной, а герои, достигшие апогея в своем кретинизме, вовсе не смешны. Сравнение с «Бешеными псами» очень поверхностное и лишь по форме: в этой истории вы не встретите ни одного по-настоящему циничного, харизматичнго персонажа, ни единого по-тарантиновски зажигательного диалога.
Однако за содержанием современный зритель давно не гонится, и кассовые сборы любого из «Форсажей» — прекрасный тому пример. Фразы вроде «Ты что, не подрочил перед встречей» или «Дедуля, а не пора ли тебе в очередь за пенсией?», возможно, придутся по вкусу любителям всевозможных юморин. Впрочем, юмор — бог с ним, был бы хороший экшн! Но и тут беда: ползающих на протяжении полутора часов друг за другом героев едва ли можно отнести к разряду эффектных зрелищ. Все это очень скучно, а скука и жанр, на который претендует «Перестрелка», — понятия едва ли совместимые.
Самым ярким эпизодом, пожалуй, станет герой, крепко сжимающий пистолет в обуглившихся руках . Звучит зловеще, не правда ли? А вот смотреть не страшно, не смешно, не противно, не... Никак — вот, пожалуй, ключевое слово, определяющее настроение и посыл «Перестрелки».
Таким образом, попытка в общем-то неплохого режиссера Бена Уитли собрать все лучшее из хороших фильмов Тарантино и Ричи, вылилась в посредственную стилизацию — яркую, шумную, как балаган, и необычайно однообразную. «Перестрелке» катастрофически не хватает оригинальности, динамики и того градуса, который, бесспорно, присутствует в фильмах, на которые ориентируется Уитли. И это, увы, не компенсирует ни яркий актерский состав, ни красивая картинка оператора Лори Роуза, ни безупречная работа гримеров с художниками по костюму. Ни имя самого Мартина Скорсезе в титрах. И как его только сюда занесло?