Идеи носятся в воздухе, как говорится. Точно. Почему-то в конце сентября – начале октября вышло несколько крайне любопытных джазовых альбомов, которые так или иначе обращаются к классике. Классика в техническом смысле: струнные квартеты, оркестры. Классика джаза. Академические произведения, написанные джазменом. Тренд?
Vyacheslav Guyvoronsky «Letters of Forgotten Days»
Частенько упоминаемый в моих обзорах лейбл Fancy Music намедни выпустил очередной релиз на стыке академической музыки, авангарда и джаза. Музыканта, который сам в себя все эти жанры вбирает. Патриарх российской музыки — Вячеслав Гайворонский, трубач, композитор, философ.
Здесь — его именно композиторские работы. Струнный Квартет № 1, написанный еще в студенческие годы, в 1968 году. Красивая прозрачная музыка — вполне в духе тогдашнего умеренного авангарда и минимализма. Хотя это и не минимализм, и не «новая простота» Арво Пярта. Кстати, в liner notes написано, что 3-ю часть квартета Гайворонский показывал самому Пярту в Таллине — если это знать, то в простых мелодических линиях сразу начинает слышаться «Spiegel im Spiegel», что, конечно, неправильно — здесь никакого плагиата. Разве что эмоциональные переклички.
Восьмиминутная пьеса «Odessa» — единственная, в которой сыграл сам Гайворонский. Очень приятная, тоже эдакая «эмбиентная» композиция. Контрастно завершает альбом «Reading Brodsky» — более жесткая, с диссонансами.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Bandcamp
Stefon Harris & Blackout «Sonic Creed»
Вибрафон в современном джазе инструмент, прямо скажем, не самый распространенный. Непонятно почему: такой милый, округлый «булькающий» звук вроде должен привлекать широкую аудиторию. Да и юным пианистам и ударникам есть о чем задуматься: ниша-то свободна... почти. А так-то набор мировых звезд вибрафона примерно один и тот же, от Гэри Бертона до Джо Локка.
Стефон Харрис, понятно, в среднем поколении один из главных (если не самый главный). Ворох потрясающих альбомов на культовом Blue Note и других лейблах, громкие коллаборации и так далее.
«Sonic Creed» — альбом очень крепкий, разнообразный, энергичный. Начинается с оригинально-скоростного прочтения стандарта «Dat Dere». Авторская «Chasin’ Kendall» — вполне типичный хитрый пост-боп с мясистым бас-кларнетом мощного Феликса Пейкли. Две композиции с вокалом Джин Бейлор – для коммерческой притягательности, надо полагать, не случайно одной из них начинается трейлер альбома (см. видео).
Но это как раз тот случай, когда джазовая баллада со словами и размышлениями непонятно что на альбоме делает. Голос Бейлор, конечно, чист, прозрачен и вообще прекрасен, но голосов-то много, в Штатах тем более. Ах, да: альбом — концептуальный. Харрис, некогда сильно выступивший с записью под названием «Evolution of Jazz», на этом альбоме, по его словам, пишет «хронику жизни афроамериканцев прошлого и начала нынешнего веков», обращаясь к наследию великих джазменов прошлого. Выбранные композиции — от музыкантов, связанных с Артом Блейки: та же «Dat Dere» Бобби Тиммонса, «The Cape Verdean Blues» Хореса Силвера, «Go» Уэйна Шортера и «Now» Бобби Хатчерсона, который вибрафонист, кстати). Вообще в современном джазе это какая-то мания/обязаловка — обращаться к корням, припадать к ним, окучивать и так далее. Такая игра. Подчас очень увлекательная.
Mike Westbrook «Starcross Bridge»
Живой классик, о котором вы наверняка не знали, 82-летний английский пианист, композитор и аранжировщик Майк Уэстбрук. Известен как раз тем, что писал для больших составов — и этим и сыграл роль в развитии британского джаза. В его проектах участвовали Джон Тейлор, Кенни Уиллер и вообще многие заметные английские джазмены.
На культовом авангардистском лейбле HatHut вышел его фортепианный альбом — чистое соло, ничего более. В отличие от иных «хэтхатовских» бешеных свободных импровизаторов (у того же Сесила Тейлора есть альбом на этом лейбле) он играет материал сочиненный. Даже — стандарты (‘Round Midnight вывернута до неузнаваемости). Простая для восприятия и очень личная музыка; Starcross — ж/д-станция в графстве Девон, откуда пошла музыкальная карьера пианиста. Две композиции написаны в соавторстве с женой пианиста, Кейт Уэстбрук. Задумчивые пассажи, мягкое туше — эдакая камерная исповедь осенью жизни.
Medeski Martin & Wood, Alarm Will Sound «Omnisphere»
Давно уже в среде продвинутых академических музыкантов такое: сыграть электронное произведение так, как будто оно написанное «настоящим» композитором. И таким образом, например, Афекс Твин превращается в Дьердя Лигети и Пьера Булеза, а допустим, Pan Sonic в Филипа Гласса и Стива Райха (ну или кажется, что превращается). У джазменов тоже такое случается.
Трио Medeski Martin & Wood подобным никогда не баловались, и теперь пошли по третьему пути: сыграли свои же произведения со струнным коллективом Alarm Will Sound. Получился довольно цельный альбом, в котором пьесы разных лет получили новое измерение. Ну как бы «кислотность», психодел и общая шиза Medeski Martin & Wood немного отошли на второй план, а на первый вышла собственно красота и стройность композиций. Мораль: любая «шиза» внутри себя имеет систему. Тогда — работает.
Miguel Zenón (Feat. Spektral Quartet) «Yo Soy La Tradición»
Более традиционный пример из серии «джаз плюс струнные». Считается, что для джазмена записываться со струнным составом — challenge, серьезная задача. Дескать, скрипки-альты-виолончели по природе своей несвингующие. Наверно, это справедливо для академических музыкантов...
В общем, со струнными пытались играть лучшие: от Чарли Паркера до Грега Осби. Теперь вот Мигель Зенон. Альбом получился академичным, с легким привкусом латино. Прозрачный звук, «геометрические» партии, плотный нижний регистр (кому нужен контрабас, правда что?) — строго и солидно. Но все-таки этот струнный — качает!
Nate Smith «Pocket Change»
И для разнообразия — «антиклассика»: сольный альбом барабанщика, в котором не звучит ничего, кроме ударной установки. Чтоб разбавить весь этот академизм-постмодернизм. Кажется, грядет нашествие барабанщиков, которые делают музыку только посредством ударной установки и — иногда голоса. Бенни Греб и его «Grabfruit» — яркий тому пример.
Сорокачетырехлетний американец Нейт Смит — один из самых востребованных сессионных барабанщиков и бендлидер. Играл, как положено приличным джазменам, со многими выдающимися (Бетти Картер, Дэйв Холланд, Рави Колтрейн), поп-исполнителями в том числе (Джо Джексон). С коллективом Underground саксофониста Криса Поттера в начале нулевых записал три альбома. Сам, как и Поттер, представитель вот этого среднего поколения джаза неканонического, так скажем. То есть музыкантов виртуозных и ищущих. Так что такой вот финт ушами — сольный барабанный альбом — не удивляет.
Музыка на «Pocket Change», между прочим, довольно приятная и разнообразная. Это не сухой мастер-класс по парадидлам, сбивкам и так далее. И не сухой грув, к которому хочется подлить гитар, клавиш и вообще всего и побольше. И кстати, тут нет изобилия ковбеллов, треугольников, всяких идиофонов, экзотической перкуссии и прочего, но из нормальной ударной установки Смит выжимает мелодичный грув с неожиданными хитрыми сбивками, от которых дыхание замирает. Легко, непринужденно.