В этот раз хотелось бы поговорить о таком распространенном явлении, как доработка аудиоаппаратуры. Тема эта очень популярна в нашей стране, но ситуация в целом мне видится намного более печальной, чем хотелось бы.
Казалось бы, всегда есть соблазн, имея на руках некий аппарат, в чем-то его доработать. Открываем корпус, и вот оно — поле для деятельности. Тут — провода не те, тут — проходные конденсаторы «совсем проходные» и т.д. Любителей и умельцев, дружащих с паяльником, много, приобрести аудиофильские детали тоже в большинстве случаев не проблема. А значит, остается паять и ожидать чудес в звуке. Но чудеса случаются далеко не всегда. И причин тому множество. Если рассматривать среднестатистический среднебюджетный аппарат, созданный в содружестве маркетологов и инженеров, то там поле для деятельности более-менее очевидно и для достижения некоего результата будет достаточно компенсировать, даже частично, экономию на деталях. Но на самом деле это не всегда так — видел я бюджетные усилители, напичканные при доработке дорогими деталями. Сумма начинки превышала стоимость аппаратов в разы, штатная разводка менялась на Cardas или Siltec. Да только звучало это все смешно и наивно (ну примерно как если бы «запорожец» ездил с двигателем от спортивного автомобиля). Еще сложнее дело обстоит с аппаратами старшей весовой категории. Казалось бы, многие из них не так серьезно тронуты маркетингом и «финансовой целесообразностью», однако и там найдется, что перепаять и заменить. Но все получается еще сложнее. Чтобы переделка изменила звук аппарата, но не разрушила некую цельность, собственный почерк и лицо, кроме формальных технических знаний, нужно, вероятно, обладать харизмой и мышлением, сопоставимыми с харизмой и мышлением автора-разработчика. И нужно хорошо подумать, стоит ли в целостную картину привносить чтото свое или лучше поискать себе другой аппарат, который не захочется переделывать. Я знаю мастеров, которые могут переделать очень многое, но таких специалистов единицы и они никогда не пишут на форумах «принесите нам своих детушек», нет, это работа, на которую нужно скорее уговаривать. А вот любители-рукосуи, считающие, что они знают всю правду мира и звука, как раз всегда на виду. И чаще всего результаты их деятельности весьма печальны — средства потрачены, звук так себе, да и продать такую поделку будет сложно.
У меня напрашивается несколько выводов. Если есть желание что-то улучшить, то для начала нужно очень хорошо все взвесить. Что касается винтажной техники, то, прежде чем задумываться хоть о какой-то переделке, стоит сначала полностью восстановить аппарат до идеального состояния, послушать и только потом решать, стоит ли его трогать. Далее желательно подробно осмыслить, что хочется получить в результате твика — коробку с дорогими деталями или звук. Звук, если за него берется настоящий мастер, далеко не всегда идет рука об руку с дорогими конденсаторами и резисторами, звук извлекается инженерной мыслью и талантом. Примеров техники, очень хорошо звучащей, но не нафаршированной дорогими комплектующими много. И последнее, но, наверное, основное: прежде чем что-то перекраивать, все же лучше постараться понять зачем. Я могу перекроить практически любой проигрыватель виниловых пластинок, перепаять тонарм, переделать подшипники, но в большинстве случаев гораздо практичнее сразу выбрать то железо, которое соответствует задачам и звуковой харизме, восстановить его до идеального состояния и только потом в редких случаях вмешиваться в конструкцию. А аппараты, изначально лишенные талантливой инженерной мысли, наверное, вообще не стоит рассматривать — пустышку слишком сложно наполнить содержанием. Но если содержание есть, не стоит всегда стараться вытеснить его собственным самомнением.