Сыграть пьесы из репертуара Майлса Дейвиса — не проблема. Авторские композиции, его фирменные стандарты, не очень известные пьесы и все такое прочее — у любого нормального джазмена в голове вбито навечно. Хрестоматийный материал, который и так все играют, на котором учатся. И проблема не в том, чтобы сыграть лучше, чем Майлс — любой состоявшийся крутой трубач сыграет лучше. Но, как говорил один политический деятель прошлого века: «Нэ нада лучшэ».
Действительно, в чем очарование дейвисовских альбомов? Психоделический фирменный звук, медленный, как в сновидении, или через толщу воды. Пусть иногда и срывающийся. Его умение из трех нот сделать безумную импровизацию, а любую лажу превратить в фишечку. И как такое повторить? Таким как Майлс-наглец надо родиться.
В общем, выигрывает тот, кто в музыке Дейвиса обнаруживает что-то свое, отправную точку, чтобы двигаться дальше.
Herbie Hancock Quintet «A Tribute to Miles» (1994)
Начнем с альбома, в названии которого так вот прямо и заявлена «Дань уважения Майлсу». Здесь прям все птенцы гнезда майлсова: Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Рон Картер Тони Уильямс. Короче, практически квинтет Дейвиса. За него здесь на трубе — фантастический Уоллес Руни, который, кстати, не стесняется выдувать высоченные ноты чисто и виртуозно.
Вообще альбом сразу с места в карьер — хрестоматийную «So What» сыграли быстрее и жестче, чем в оригинале. В «RJ» также блеснули виртуозностью — особенно дерзкий проход по альтам Уильямса хорош. Очень приятно-задумчивые «Elegy» и «Little One».
Herbie Hancock, Michael Brecker, Roy Hargrove «Directions in Music: Live at Massey Hall» (2002)
Редкий трибьют, ставший сам по себе важным событием. Концерт, который Хэнкок, Майкл Брекер и Рой Харгроув (плюс элитарная ритм-секция из Брайана Блейда и Джона Патитуччи) дали в Торонто 25 октября 2001 года. Сэт-лист — знаковые пьесы из репертуара Майлса и Трейна. В том числе «So What», сопряженная с «Impressions», «Naima» и «The Sorcerer» Хэнкока.
Программа эта не заигрывает со слушателем и, откровенно говоря, тяжеловата для уха неискушенного. По себе знаю — в те годы слушал скорее из уважения к корифеям, чем с удовольствием, а некоторые куски казались и вовсе мертворожденными. Но это все дело вкуса и восприятия, а чествование великих легким и забавным быть и не должно. Зато тут дается четкий настрой: перед нами — классика. И никаких гвоздей. Кстати, некоторым моим знакомым именно этот альбом открыл дверь в мир бибопа, модального джаза и вообще всякой прелести импровизационной музыки 50-60-х.
«Endless Miles: A Tribute to Miles Davis» (1998)
Здесь невозможно выделить главного зачинщика, и вообще сила данного альбома — в комбинации музыкантов разных составов Майлса. Практически каждый трек играет новая супергруппа с участием Джерри Аллена, Джорджа Колмена, Ренди Брекера et cetera! «Nefertiti» очень хороша — майлсовский туман умело нагоняет Уоллес Руни. «Walkin’» сделана в духе традиционного бопа, главный тут — Ренди Брекер. Дейв Либман на теноре играет как Дейв Либман на теноре.
В одном треке возникает редкая ритм-секция — Гэри Пикок плюс Джимми Кобб (стучал в бестселлере «Kind of Blue»). Пианист Хэролд Маберн играет жестко, иногда даже кажется, что несколько дубово, но именно в этом фишка, особенно когда начинает буквально заколачивать соло. Это забавно. Джаз — музыка ошалевших виртуозов? Окей, получите!
«Four Generations of Miles» (2002)
Идея то ли сумасшедших, то ли буддистов: трибьют Майлсу без… трубы. Да и без фортепиано. Опять-таки — знакомые все лица: Джимми Кобб, Джордж Коулмен плюс гитарист поздних майлсовских составов Майк Стерн. А что, здорово! Как минимум свежо. Где еще услышишь знакомые фортепианные аккорды в исполнении гитары Стерна?
Материал тоже отбирали нетривиально. От заигранной обязаловки типа «All Blues», «My Funny Valentine» и «Freddie Freeloader» до «Oleo» Сонни Роллинса и «Eigty-One» Рона Картера (впервые опубликованная в хрестоматийном альбоме Майлса Дейвиса E.S.P.).
Cassandra Wilson «Traveling Miles» (1999)
Всякое, как видим. Бывает, но вот Майлс с вокалом — это что? Пятое колесо, зонтик для рыбы, ибо чего общего у джазово-блюзовой певицы и трубача? Тем не менее, в чем-то главном Кассандра Уилсон очень и очень напоминает Майлса Дейвиса. Она — свободная, смелая, любой материал исполняет так, как будто сама его сочинила и с детства пела.
Майлс не гнушался переигрывать поп-рок-шлягеры, которые у него превращались в джазовые стандарты, Кассандра тоже. Вспомним, что в свое время критику и публику покорил альбом рок-песен «New Moon Daughter». И так же, как Майлс — всегда Майлс, Кассандра — всегда Кассандра. Тут она взяла и медленным дымным голосом просто напела свои стихи поверх мелодий Майлса… Сновидческая атмосфера, колдовство и гипноз — фирменный знак, тавро Кассандры.