В портативной аудиофилии процессы роста и совершенствования идут значительно быстрее, чем в других областях. Исключением могут стать только источники сигнала, потому что совершенствуя их, инженеры упираются в компактность, без которой в портативе делать нечего.
Зато наушники, словно грибы после дождя, заполонили прилавки профильных магазинов, переливаясь шеллами в лучах софитов, будто драгоценные камни. Так получилось, что последние несколько лет такое многообразие — это будни, с которыми приходится сталкиваться ценителям портативного звука.
Определиться непросто, но если сам процесс так же интересен, как результат, то удовольствие обеспечено еще на этапе подготовки похода за избранной парой: специальный плейлист, амбушюры определенного типа и нужного размера, любимый кабель, который дает нужную тоналку, заряженный до 100% плеер с SD-флешкой самого высокого класса, чтобы тяжелые треки в формате DSD вовремя успевали доставлять свои нули с единицами к ЦАПу. В общем, можно видеть определенный ритуал, который даже более многогранен, чем в большой, стационарной аудиофилии.
Но пусть все эти премудрости будут продолжением (или станут предвкушением), а мы разберемся с основой основ: из чего, как, и по каким принципам сегодня создаются внутриканальные наушники, на примере Kinera Freya.
Чистокровная Азия
Задумка отличная, и даже логику поискать в этом можно: базируясь в Китае, называть свои наушники именами богов скандинавской мифологии. Ну а что? Ничего не мешает восхищаться мифологией с другого конца света, да и вышло так, что имена у богов крайне симметричны с высокими идеями производства наушников, которые поднимают звучание почти до тех же высот, где обитают те самые.
Начиналось все у компании Kinera с чисто технических изделий для слуховых аппаратов. Но позже, когда компания почуяла в себе силы не просто возвращать людям звук, а доносить до них широкий частотный диапазон в качестве, превышающем банальную действительность, появились первые наушники Kinera. А производство уже было налажено, поэтому и в наушниках Kinera использует собственные излучатели и кабели, да и к разработке их корпусов подходит так же скрупулезно, как и к слуховым аппаратам.
Сейчас в модельном ряду имеется почти полный пантеон — от верховных богов за соответствующий прайс до богов рангом ниже. Которые, впрочем, внешне выглядят не менее привлекательно, иначе вход в пантеон заказан.
Freya и ее приданое
С одной стороны, богиня Фрея ассоциируется в мифологии с любовью и плодородием. С другой — это предводительница валькирий, которые забирали души воинов. Каков бы ни был результат, Фрея все равно будет где-то поблизости. Но учитывая красоту наушников, это очень даже неплохо.
Под первичным глянцевым блеском скрывается россыпь перламутра, а под абстрактным бело-синим рисунком вмиг угадывается скандинавский пейзаж с высоты птичьего полета. Лицевые стороны обеих наушников выглядят реально красиво — отчасти это заслуга хаотичности, но большую роль здесь играют ручные старания дизайнеров Kinera.
Корпус наушников отлит из акрила: здесь традиционно полная гипоаллергенность, инертность к любым воздействиям и дружелюбность к организму воина, который сделал правильный выбор. Внешняя сторона наушников слегка округлая и, помимо авангардных красот просторов Скандинавии, содержит надписи: на левом наушнике будет название компании, на правом — название модели.
Сам шелл имеет эргономичную форму, которая с первого взгляда может показаться наушником, сделанным по кастомному слепку небольшого уха. Но сглаженные и округлые формы выдают универсализацию шелла под любое ухо.
Обратите внимание на звуковод: он имеет три канала, назначение которых подробно раскроется чуть позже. Он не очень длинный и имеет небольшую окантовку, которая позволяет держаться силиконовым амбушюрам. Из опыта можно сказать, что ее можно было сделать чуть более выраженной — так амбушюры других брендов будут держаться увереннее.
Для подключения кабеля используется двухпиновый разъем 0,78 мм, который встроен заподлицо с корпусом и позволит без проблем подобрать замену штатному кабелю, когда возникнет такая аудиофильская необходимость. А практической необходимости в этом нет: стоковый кабель в прочной силиконовой оплетке золотого цвета не путается и совсем не «микрофонит», когда касается одежды. Заушины мягкие и не доставляют дискомфорта, потому как здесь их функция — удержание провода в нужной форме, а не удержание наушника в ухе.
Ну и нельзя обойти вниманием упаковку: шестиугольный камень дизайнерского искусства из плотного картона с яркой полиграфией. Под крышкой же находится действительно впечатляющий комплект.
Стандартно имеем три пары амбушюров разного размера, кисточку для очистки наушников и звуководов, а также переходник с 3,5 мм на 6,3 мм. Дальше начинаются изыски, которыми славится Kinera: переходник с Type C на 3,5 мм, еще один переходник с Lightning на 3,5 мм — предусмотрены все современные трудности, которые могут возникнуть при использовании смартфона в качестве источника сигнала.
Ну и цилиндрический кейс, где можно все это хранить, включая и сами наушники. Его дизайн, правда, скорее отсылает к более созидательной части сущности Фреи, а не воинственной — нежный и даже немного эфемерный.
Технологии пантеона
Kinera применяет для своих наушников не только качественные драйверы от известных производителей, но и излучатели, которые были созданы инженерами компании под собственные нужды.
Как раз такой арматурный драйвер Kinera BA 30095 используется для высоких частот. Средним частотам уделили особое внимание: за них отвечает сдвоенный арматурный драйвер RAF-32873 от известной компании Knowles. А с басом работает динамический драйвер Kinera диаметром 7 мм.
Таким образом, имеется гибридная схема, которая за годы существования заслужила репутацию как наиболее универсальная и жизнеспособная конструкция во внутриканальных мониторах. Отдельным пунктом производитель выделяет кроссовер, настройку которого можно даже процитировать: «Кроссовер следит за тем, чтобы низкие, средние и высокие частоты оставались естественными, резкими и четко определенными».
Мифология и реальность
При упоминаниях Скандинавии и прилегающих областей у настоящего аудиофила бегут мурашки по коже: вот сейчас как начнутся пронзительно-равнодушные ветры, через которые ни одна богиня не докричится. Хорошо, что в нашем случае мы имеем некую адаптацию и стороннее видение концепции нордического звука сквозь призму многих тысяч километров.
Для оценки сложности посыла использовались два устройства, которые совмещают в себе ЦАП и усилитель для наушников и подключаются к смартфону посредством разъема Type C: Fiio KA17 и EarMen Colibri. Таким образом, источником сигнала является смартфон с приложением Qobuz.
Начнем с трека «Girl Loves Me» от Soap&Skin, который своей манерой будто даже вписывается и в концепцию Kinera, и в распределенные тестированием роли богов-пантеонов. Здесь хватает всего: мрачные оркестровые акценты идут маршем, будто грозовые тучи над холодным морем; частая рябь фоновых сложноопределимых инструментов, ну и вокал с колоритным заигрыванием — скорее всего, примерно так и пели валькирии, настаивая, чтобы воин выбрал правильные наушники.
Подача Kinera Freya образует из этого трека пьесу, разобранную по ролям. Первая, главная роль уделена пространству: звук сразу перемещается за пределы головы, формирует свободную сцену, где и происходит следующее далее действо. Обнаруживаем вокал, за ним марш оркестра, в стороне — дробный фон. Все это составляет детальный, с размахом вид, будто не трек слушаешь, а и вправду представление наблюдаешь.
Прорисовка нечастых перкуссий детальная, а внимание к басовой партии сфокусировано на детализации диапазона. Напускной массы нет, что сразу констатирует более тонкое, отличное от общих шаблонов равновесие в характере. Основное внимание приходится на средние частоты, вокал и все, что его окружает. Эти элементы округлые, весомые и чистые, и ни капли нордичности в этом саунде не обнаруживается. Более того, характер покладистый, умеренный, без резкости и явных пиков. В целом получаем светлый, но не яркий звук, треки для которого долго подбирать не придется.
Попадает в точку и коллектив La Tempete с композицией «Luxuriosa Res Vinum». Около классики, около джаза, вокал и живые инструменты — все составляющие звучат даже чуть более естественно, чем того ожидаешь. Можно было бы бочке добавить внимания и массы, так как потенциал диапазона ощущается, динамик выдает тот самый бас «с оттяжкой», но не наделен браздами правления и уходит на второй план. Прорисовка ритмики — его основная задача, и с этим он справляется на том уровне, где качество фактур не отстает от более техничных арматурных драйверов.
Другая вселенная для подобного характера наушников — это IDM, Acid и прочие хитрые электронные жанры. Отлично вписывается сюда трек «Fahrenheit Fair Enough» от Telefon Tel Aviv. Этот эмбиентный космос придуман для того, чтобы слушать звуки — достойное занятие для настоящего аудиофила, которое силами Kinera Freya превращается в почти безграничное поле возникающих и исчезающих сэмплов.
Здесь хватает всего, так как сам трек сделан без упора в басовую область, а с ритмом наушников он нашел взаимопонимание сразу же. Оказываешься в сфере саунда, где добавочный бас был бы только отвлекающим фактором. С другой стороны, трек звучит достаточно по-меломански, чтобы насладиться атмосферой и впустить музыку в себя, пренебрегая наблюдением за отдельными звуками. Упора на сепарацию нет, Freya искусно подошла к вопросу обольщения слуха, балансируя звук на грани мягкой остроты и нежной силы.
Выводы
Универсальность наушников есть не что иное как количество жанровых компромиссов, с которыми слушатель готов жить. С этой стороны наушники, которые нарочито демонстрируют свой характер, всегда были более интересны: они прицельно раскрывают свой потенциал, вовлекают в выбранную из общей чаши изюминку и подчеркивают все ее достоинства.
Kinera Freya настроены с вниманием и усердием к воспроизведению СЧ-диапазона: здесь все очевиднее явственного, чище светлого и теплее мягкого, но с соблюдением натуральности атаки и правильной тональности, которые не ужесточаются и не меняются с ростом громкости. Все это позволяет получать детализированный и приятный саунд даже когда громкость почти на минимуме: будто сама Фрея шепчет тебе на ухо о том, что Скандинавия не такая уж и холодная, как все привыкли думать.
если вам всегда и везде не хватает ясности средних частот — это точно ваш вариант; ненавязчивая, естественная детализация; посадка и пассивная шумоизоляция — крайне грамотный подход; богатый комплект, качественная и красивая упаковка, которую рука не поднимется выбросить
отсутствие заметной басовитости не каждому придется по вкусу
19 990 рублей
Тип наушников: проводные внутриканальные
Разъемы для подключения кабеля: 2-pin 0.78 мм
Излучатели: ВЧ - арматурный драйвер Kinera BA 30095; СЧ - сдвоенный арматурный драйвер Knowles RAF-32873; НЧ - динамический драйвер Kinera 7 мм
Тип акустического оформления: закрытые
Сопротивление: 22 Ом
Чувствительность: 110 дБ
Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Комплектация: 3 х силиконовые амбушюры S, M, L; кисточка для очистки; переходник с 3,5 мм - 6,3 мм; переходник Type C - 3.5 мм; переходник Lightning - 3.5 мм; кабель 2-pin 0.78 мм х 3,5 мм; кейс для хранения