Поиски баланса между ценностями восхода цифровой эпохи и современными технологиями завершились установкой модуля Сreate-Dream в нутро CD-проигрывателя 1-го поколения. Этот приемник цифрового сигнала решал нетривиальную задачу: с помощью ПЛИС преобразовывал внешний SPDIF-сигнал в архаичный LAT-протокол, на котором был построен мой любимый конвертер Philips TDA1540D.

Хотите — смейтесь, хотите — нет, но только на плеерах с TDA1540D мне кажется, что 16-битные записи перестают звучать плоско и стерильно, обретают живость и глубину. Тот проект удался, но напомним, что у производителя Create-Dream из Сучжоу главным был не столько модуль приема, а целая плата с уже готовым TDA1540P и аудиовыходами. В этом году в продажу поступила уже пятая версия ЦАПа под названием DAC0-5, тестовый образец был направлен и на мой адрес. Рассмотрим его возможности.

Визуально плата DAC0-5 и ее окрестности смотрятся очень опрятно. Собрана она определенно не на коленке, а дискретная аналоговая секция обещает только хорошее. В этой версии SPDIF-приемник Cirus Logic CS8412 заменен на более современную модель WM8805. Работа между штатным и NOS-режимом переключается тумблером прямо на лету. При отключении цифрового фильтра  SAA7030 появляется возможность отправлять на ЦАП и 24/96, и 24/192 аудиосигналы.

Пара TDA1540P на плате, судя по маркировке, изготовлена в 1992 году. Это выглядит очень странно, поскольку следующий TDA1541 у Philips появился уже в 1985-м и за год-два вытеснил предыдущее поколение конвертеров. В переписке производитель с подписью Wei Wu (которую в философских терминах можно перевести как недеяние) утверждал, что речь идет о каких-то старых запасах TDA1540. Верить этому или нет — решать вам. Во всяком случае, даже если это не оригинальный чип, речь не идет о фальшивке с легендарной этикеткой, под которой работает безродный дельта-сигмыч.

Эти два конвертера в DAC0-5 устроены и работают по тому же мультибитному принципу взвешивания R-2R, что и 14-битный прототип из Эйденховена. И, согласно комментарию Wei Wu, вполне могут быть заменены на классическую керамическую версию TDA1540D, если вы таковой располагаете. Я располагаю, но пока не стал рисковать ножками драгоценных чипов, решив изучить предложение С-Dream «как есть».

Для того, чтобы плата DAC0-5 заработала на уровне настольного макета, к ней следует добавить тройку разъемов RCA — коаксиального входа и левого/правого выходов. Ну и обеспечить питание, желательно от двух трансформаторов.

Первые эксперименты с переключением режимов вроде бы демонстрировали победу NOS, с более плотным и басовитым звуком. Но позвольте, не идет ли речь о банально разных уровнях сигнала? Так и есть: 3,35 В на выходе против 2,75 В с включенным фильтром. Вот вам и басовитый звук, который обусловлен просто более громким источником в паре. Снизить уровни можно с помощью регулировочных резисторов на плате, но, увы, не уравнять между собой.

Общие гармонические искажения сигнала 1 кГц

Измерения показали инвертированную полярность сигнала и довольно высокие показатели гармонических искажений. Как-то мы уже отвыкли от цифровых источников 0,05%. Эта цифра зависела не от режима работы ЦАПа, а от параметра аудиопотока. Пожалуй, что и керамический TDA1540D ее не изменил бы. Вероятно, дело было в дискретном буфере, дававшем мощную четную (вторую) гармонику в слышимый диапазон не хуже какого-нибудь лампача. При этом я не заметил в звуке DAC0-5 преимущества перед первым поколением CD-плееров Philips и препаровочного Micro-Seiki CD-M1 на обычных операционниках NE5532N и TL072. Но таков уж выбор разработчика Create-Dream.

Сравнительная таблица измерений DAC0-5 в штатном и NOS-режиме, а также источников Philips CD100 и Micro-Seiki CD-M1

Уровень шума/динамический диапазон (84-85 дБ) у DAC0-5 также отличался от результатов CD-плееров на Philips TDA1540, которые при 14-битной архитектуре этого ЦАПа спокойно обеспечивали порог шума 16-битной системы, т.е. 95-96 дБ.

У Philips это достигалось силами цифрового фильтра SAA7030 с функцией оверсемплинга. Но ведь такой же фильтр установлен и здесь! Его работа видна по характерному колебанию АЧХ в верхней полосе, по которым всегда опознавалось присутствие SAA7030 в CD-плеерах первого поколения. При этом результаты измерений порога шума у DAC0-5 одинаковы в двух режимах, а сигналы низкого уровня вроде синуса (-90 дБ) заметно искажаются — что с включенным SAA7030, что в обход этого фильтра в NOS-режиме. Во втором случае 16-битный входящий сигнал никак не готовится специальным алгоритмом нойзшейпинга под 14 бит матрицы TDA1540, а тупо вгоняется напрямую в шину, теряя младшие 2 бита.

Отработка синуса по уровню -90 дБ

С 24-битным сигналом ошибки квантования будут еще больше. Но на слух эти беды не очень заметны — разве что между хайрезом и обычным Red Book не наблюдается особой разницы. Дисплей с наглядной индикацией в комплекте не предусмотрен, меняются цвета крошечного светодиода. Большую частоту проверить не удалось, поскольку здесь вступают ограничения собственно SPDIF-протокола, да и не особенно-то хотелось. Также не забывайте, что и с высокой частотой дискретизацией в NOS-режиме АЧХ будет плавно заваливаться даже в слышимом диапазоне, пускай и не так сильно, как на 44,1 кГц. С включенным фильтром DAC0-5 может принимать до 24 бит / 48 кГц.

Характер АЧХ при тестировании сигналом с дискретизацией 192 кГц (NOS режим)

Картина джиттера также немного омрачена. Обычно в современных реализациях даже у стодолларовых ЦАПов Topping и SMSL со скучным звуком картинки джиттера образцовые. Уж что-что, а цифровую синхронизацию интерфейсов научились делать достаточно точной и скоростной. В этом плане у DAC0-5 наблюдаются мелкие огрехи, а при сетке частот, кратных 48 кГц, тестовый пик 12 кГц отклонялся на 7 Гц до значения 11993 Гц. Что-то здесь не вполне согласовано, но будем считать, что это предварительный образец и в серии еще можно будет поправить всю эту математику.

Характер джиттера при тестировании на частоте 44,1 кГц
Характер джиттера при тестировании на частоте дискретизации 48 кГц

Подведем итог. Create-Dream DAC0-5 не отобрал пальму первенства у традиционных аппаратов на базе TDA1540D — но за него и не просят несусветных денег. Мне не очень понравились заметная четная гармоника, огрехи по джиттеру и работа DAC0-5 на низких уровнях. Я все-таки предпочитаю, когда добиваются сначала опрятности в базовых графиках, а потом уже оттачивается вся остальная аудиофилия.

Возможно, установленные TDA1540 «1992 года» не отрабатывали свои задачи так, как это было в оригинальных плеерах Philips, и слова производителя о замене чипов на керамику с индексом D были неслучайными. Но для кого-то эти технические придирки не будут иметь решающего значения, поскольку музыка у DAC0-5 льется легко и не липнет к колонкам. Открытая топология платы позволяет вносить свои коррективы и экспериментировать с питанием. А дальше берем корпус от какого-нибудь красивого тюнера былых лет — и этой сборкой уже можно хвастаться не только перед DIY-зодчими, но и другими редкими любопытствующими среди гостей.

Окончательная версия данной статьи была загружена на сайт в среду 23 февраля и включена в график на сегодня уже без моего ведома и участия. Подчеркиваю отсутствие претензий к редакции Stereo.ru, которая придерживается рабочего плана размещения материалов.

С моей стороны дальнейших статей больше не будет и быть не может.