Музыкальные сервера появились на рынке не вчера, но до сих пор даже значение самого этого термина не устаканилось — слишком уж быстро и радикально изменяется функционал, прогрессирует «железо» и софт. Сегодня речь пойдет о представителе самой новой волны данных устройств, который создатели дословно называют «кэширующий сетевой музыкальный сервер/плеер».
В прошлом веке бытовали «радиолюбители» и «автолюбители». Так называли непрофессиональных энтузиастов, которые находились в любимой теме по самые уши. И было их не в пример больше, чем современных гиков, по той простой причине, что отечественные автомобили и радиотехника для нормальной работы действительно требовали постоянного допиливания и ремонта.
Сегодня, чтобы полноценно пользоваться ресивером или машиной, совершенно не обязательно знать архитектуру выходных каскадов или уметь менять свечи зажигания. Примерно такая же история происходит и с компьютерами, в том числе мультимедийными — даже несмотря на более высокую стоимость брендовых решений, самосборных аппаратов становится все меньше. И дело тут не в росте доходов населения, а скорее в выходе аудиофильских и киноманских ПК на широкий потребительский рынок, где очень ценятся дружественность по отношению к пользователю и отсутствие лишних заморочек с настройкой и апгрейдом. А спецы, способные с закрытыми глазами сконфигурировать Windows под аудиофильские задачи, со временем будут таким же раритетом, как сегодня человек, способный смастерить в гараже телевизор.
Внешность нашего испытуемого даже отдаленно не напоминает IT-технику. Разве что матированный алюминий можно сопоставить с продукцией Apple. Впрочем, металлические плиты подобной толщины там тоже не встретишь, равно как и объемную фрезеровку логотипа. Так что даже при совсем небольшой (порядка пяти сантиметров) высоте, выглядит устройство массивно, дорого и солидно. Серьезность конструкции подчеркивают и темные ребра внушительных радиаторов, по совместительству служащие боковыми стенками. Кстати, А10 можно заказать и в полностью черном оформлении, хотя, на мой взгляд, серебристый дизайн идет ему куда больше.
Пять крупных квадратных кнопок и вращающийся регулятор громкости ненавязчиво подводят к мысли, что перед нами совсем несложное в общении устройство. Реноме дорогой, но крайне дружелюбной в общении системы поддерживает и пульт дистанционного управления. Он представляет собой аккуратный брусочек все того же алюминия с небольшим количеством аккуратно выточенных кнопочек. Увесистый, с прямыми гранями и интеллигентной отделкой, он как бы сам собой оказывается в ладони, и возвращать его обратно на стол просто не хочется. Кстати, если стол у вас стеклянный, расставайтесь с данным фетишем аккуратно, а то недолго и поверхность повредить.
Нестандартная комплектуха
Но стоит развернуть А10 задом наперед, как благостное ощущение простого как песня аппаратика тут же улетучивается. И дело не столько в количестве разъемов, которых тут совсем немного, сколько в их добротности и расположении. Аналоговая часть с двумя парами RCA и балансных XLR (и те и другие на коннекторах крайне высокого качества) соседствует с оптическим входом TosLink и отдельным гнездом USB, предназначенным исключительно для вывода цифровых аудиопотоков в соответствии с протоколом USB Audio 2.0. «Общевойсковые» порты USB для подключения внешних накопителей, разумеется, тоже имеются, но они, как и разъем Ethernet, отнесены от музыкальной части подальше, что очень правильно.
Еще большее уважение вызывает внутреннее устройство А10. Корпус практически под завязку нафарширован платами с огромным количеством дискретных элементов и содержит толстую внутреннюю переборку, отделяющую аналоговый отсек от цифрового. Сразу бросаются в глаза целых четыре тороидальных трансформатора, производства немецкой Alttec. Они обеспечивают раздельное питание компьютерной части, цифровых сигнальных цепей и каждого из двух аналоговых каналов. Все платы, включая материнскую, являются собственной разработкой Aurender, так что любителей фразы «да я из стандартной комплектухи такой же аппарат скручу в десять раз дешевле» просьба не беспокоиться — не скрутите.
Процессорный модуль А10 скрыт под большим пассивным радиатором, так что подробности о CPU и его обвязке неизвестны, а имея в виду обработку цифровых и аналоговых потоков на отдельных платах, по большому счету и не принципиальны. Система хранения музыкальных данных выполнена двухуровневой. Основная внутренняя фонотека находится на жестком диске 4 Тб, а выбранные треки для воспроизведения (т.е. активный плейлист) автоматически кэшируются на 120-гигабайтный накопитель SSD. Таким образом, во время воспроизведения никакие электроприводы внутри системы не работают по определению.
АК4490
Цифро-аналоговым преобразованием занимается пара 32-битных ЦАПов Asahi Kasei АК4490. Чипы двухканальные, и каждый из них обслуживает свой канал балансного стереотракта. Собственные характеристики АК4490 таковы: поддержка сигналов PCM вплоть до 768 кГц и DSD до 11,2 МГц. При этом уровень нелинейных искажений с учетом шума составляет -112дБ, а соотношение сигнал/шум 123 дБ (в режиме моно). Интересно, что в заявленных характеристиках самого аппарата фигурирует то же самое паспортное значение искажений, что и в АК4490.
Собственно, АК4490 — чип известный и успевший заработать весьма неплохую репутацию. К числу его достоинств относят антиджиттерную внутреннюю оптимизацию, которая в нашем случае становится еще эффективнее за счет высокоточного тактового генератора и применения в цифровом тракте программируемых вентильных матриц (FPGA). В итоге точность тактовых импульсов удалось довести до 100 фемтосекунд, то есть 0,0000000000001 секунды!
Еще один оригинальный и крайне полезный способ борьбы за чистоту цифровых потоков — возможность отключать питание шины USB на аудиофильском выходе USB A. С него, кстати, можно снимать сигнал в PCM вплоть до 32 бит/384 кГц или DSD 64/128, возможен и режим DoP (DSD over PCM). Расположенный по соседству оптический вход S/PDIF принимает потоки вплоть до 24 бит/192 кГц, но, скорее всего, ему суждено трудиться на куда меньших скоростях, обслуживая, к примеру, CD-транспорт.
Сетевой сервер/плеер
Основной же источник музыки для А10, разумеется, цифровые потоки — на то он и «сетевой сервер/плеер». Поддерживаются локальные сетевые ресурсы, USB-носители, включая жесткие диски с файловыми системами FAT32/ExFAT/NTFS и два онлайновых сервиса: Tidal и Qobuz. Согласно самым модным трендам, аппарат работает с форматом MQA, т.е. позволяет слушать с Tidal музыку высокого разрешения, закодированную, как известно, именно в этом контейнере. Техническая полезность подобного решения для аудиофилов в эпоху онлайновых трансляций видео 4К HDR у меня вызывает большие сомнения. Зато перспектива контроля рынка с помощью защищенного формата явно пробуждает былую алчность музыкальных продюсеров — их энергией MQA сейчас в первую очередь и продвигается. Так или иначе, но A10 стал одним из первых высококлассных аппаратов, полностью совместимых с новым способом распространения хайрезов. И безотносительно меркантильности создателей формата, ничего плохого в этом со стороны Aurender, конечно же, нет.
Что касается локальной сети, то к домашним сетевым хранилищам или компьютерам можно подключаться по протоколу SMB, более того, содержимое встроенного жесткого диска самого А10 тоже можно сделать общедоступным. DLNA не поддерживается, что меня, к примеру, абсолютно не расстроило. SMB надежнее, универсальнее, а кроме того, собственная система управления и каталогизации Aurender Conductor App отлично справляется со своими функциями и без посторонних помощников.
Как несложно догадаться, основную роль здесь играет мобильное приложение, существующее в версиях для Android и iOS. Отсюда, кстати, и нарочитая простота оформления фронтальной панели аппарата — пытаться реализовать на ней полный функционал бессмысленно, ведь без экранных интерфейсов высокого разрешения сегодня уже никуда. С другой стороны, не оставлять же фасад совсем пустым? Будет скучно, ну а кнопки «старт», «стоп» и «перемотка» никогда не помешают. Тем более что в нашем случае выглядят они вполне эргономично.
Приложение Conductor App уже переведено на русский язык, и в нашем тесте другого сервера Aurender N10 @Gorbatov очень подробно описал его настройку и функционал, так что повторяться не буду.
Какая разница, где находится песня?
Сосредоточимся лучше на звучании, тем более что, в отличие от вышеупомянутого N10, герой сегодняшнего теста оснащен аналоговыми выходами и может рассматриваться как более самодостаточная конструкция. Для построения полной системы потребуются лишь усилитель мощности и колонки, если, конечно, не считать NAS в соседней комнате. За усиление отвечали два блока Schiit Vidar, включенных в мостовом режиме. К этим 14-килограммовым здоровякам класса АВ, выдающим в моно 400 Вт (RMS) на 8-омную нагрузку, у меня был отдельный интерес, ведь до самого недавнего времени калифорнийские аудиопровокаторы подобных аппаратов не делали. С Aurender А10 усилители были соединены родными балансными кабелями Schiit, а нагрузкой послужили колонки Sonus Faber Olympica III.
Как я уже упоминал, абсолютно весь музыкальный контент, фигурирующий в активном плейлисте, включая треки из фонотеки Tidal, перед воспроизведением копируются на внутренний SSD-накопитель. С точки зрения качества саунда, лучшего варианта просто невозможно придумать. Правда, побочным эффектом стало отсутствие в списке активных композиций информации об их физическом местонахождении. Лично меня такая безадресность слегка раздражает, однако в концепцию цифрового источника нового поколения она вполне вписывается: какая разница среднестатистическому слушателю, где находится песня, раз ее можно запустить, просто кликнув по названию на экране? Зато возможности для сортировки треков внутри плейлиста оказались достаточно широкими: можно, например, отфильтровать композиции по времени последнего прослушивания, или даже по битности квантования потока.
В рамках заявленных характеристик (до 32 бит/384 кГц или DSD 64/128) любые ходовые форматы аудиофайлов воспроизводились без проблем. Исключений обнаружилось два: аппарат не сумел разобраться с таблицами CUE и ISO-образами дисков SACD. В моей коллекции и тех и других хватает, так что данный недостаток я бы пустяком не назвал. Но как мне объяснили в локальном представительстве, работа с CUE-таблицами есть в списке задач разработчиков, и эта функция появится в одном из будущих обновлений. Впрочем, если снова вернуться к прогрессивной модели потребления легального сетевого контента, то никакой проблемы тут нет вовсе.
Жизнь бьет ключом
Теперь о звуке. ЦАП АК4490 входит в элитную серию Verita и известен достаточно деликатным музыкальным почерком, который часто противопоставляют острой сверхдетальной исполнительской манере чипов Sabre. Надо сказать, звучание А10 полностью соответствует характеру его цифрового сердца (точнее, сердец).
При завидной основательности басов и уверенной динамике по всему диапазону, саунд не проявляет ни малейших признаков неспровоцированной агрессии. Тем не менее теплым и мягким звук тоже никак не назовешь — он светел и прозрачен, а если покопавшись в меню, пустить сигнал в обход регулятора громкости, то становится просто-таки рафинированным. Заметно это в первую очередь по подросшей микродинамике инструментов, богатых высокочастотными обертонами. Разрешение, в том числе и по верхней слышимой границе, никаких нареканий не вызывает, в особенности если речь идет о воспроизведении треков в DSD128. Кстати, по сравнению с однобитными потоками, PCM-хайрезы показались несколько менее рельефными и воздушными. То есть разница была чуть больше, чем бывает обычно при подобном сравнении. Так что любителям DSD стоит обратить на аппарат особое внимание.
Звуковая сцена порадовала шириной и объемом, хотя, честно говоря, в этом ценовом диапазоне встречались мне (правда, совсем нечасто) ЦАПы с более трепетным отношением к позиционированию источников звука. Но то были именно ЦАПы, не обремененные встроенными твердотельными накопителями и продвинутой системой воспроизведения треков.
В вокальном диапазоне жизнь просто била ключом, и это важно — в саунде есть искра, и он полностью лишен оттенков скуки или формализма. Другое дело, что праздник жизни мне показался ориентированным в первую очередь на светлые открытые голоса и жанры, а потому высоковольтный электросвинг Tape Five воспринимался чуть живее и одушевленнее, чем классический джазовый вокал или, скажем, форсированные темноватые тембры LP.
Самое главное, чтобы при всей дружелюбности и внешней простоте А10 его владельцы не забывали, что любой аппарат подобного класса требует осмысленного и увлеченного к себе отношения. Даже если у него на корпусе всего четыре кнопки, а на OLED-экране колышутся «аналоговые стрелочки».
Легкий интеллигентный дизайн и такой же по характеру саунд, поддержка MQA, продуманное и удобное мобильное приложение, радикальное решение проблем с сетевым воспроизведением посредством кэширования на SSD
Из популярных онлайновых сервисов поддерживается только Tidal, аудиофилам старой закалки придется привыкать к специфике плейлистов и резать образы дисков на треки (функция чтения CUE-таблиц появится в будущих обновлениях)
349 990 рублей
Хранение треков: 4 Тб (HDD)
Макс. амплитуда вых. сигнала(RMS): 4,0/2,0 В (балансный/несимметр. выход)
THD + N: <112 дБ
THD: 0,00013% (1 кГц, XLR, 2,5 В)
Динамический диапазон: >128 дБ (CCITT)
Взаимопроникновение каналов: -135 дБ (20 Гц – 20 кГц)
Размеры: 430 х 55 х 353 мм
Вес: 10,2 кг
Коммутация
Цифровой выход: USB-Audio 2.0
Цифровой вход S/PDIF: TosLink
Аналоговые выходы: RCA/XLR
Сеть: Gigabit Ethernet
USB: v2.0 x 2