Долго, ох долго, любители качественной кинокартинки ждали, когда же OLED-телевизоры появятся на полках магазинов — компании «кормили завтраками» целых пять лет. И вот, наконец-то, первый тест OLED-телевизора на нашем сайте.
Начну я со скучного, чтобы закрыть этот вопрос в один абзац. Функционально LG 55EA980V ничем не отличается от топовых моделей LG 2013 года. Тот же Smart TV с огромным количеством приложений, пульт ДУ Magic Remote серебристого цвета (к телевизорам младших серий прилагается черный пульт другой формы). Те же коммутационные возможности, поддержка цифрового вещания DVB-T2 и прочее. Другими словами, с точки зрения функционала покупатель не увидит ничего нового. Даже меню настроек идентичное за исключением одного пункта. Там, где раньше была «Яркость подсветки», теперь красуется ставящая в тупик надпись «Свет OLED». И здесь начинается все самое интересное.
Вкратце вспомним, что собой представляет OLED-технология. Органические диоды, в отличие от жидких кристаллов, способны сами излучать свет. Но если Samsung использует «классическую» технологию — три RGB-ячейки образует один пиксель, то в LG пошли другим путем. К сожалению, сама компания не раскрывает полностью технических подробностей, однако, понять, откуда взялся WRGB все же можно. В 2008 году LG лицензировала у Kodak технологию WOLED (white-emitting OLED), а чуть позже и полностью выкупила их OLED-подразделение за 100 млн. долларов. Согласно интервью Корей Хевитта и Джеймса Бунтайна из Kodak, которое они дали в 2008 году порталу oled-info.com, архитектуру можно назвать W-RGBW.
Итак, чисто белого OLED-диода пока не научились делать хорошо, но его можно заменить сэндвичем из трех RGB-диодов — вместе они дадут тот самый белый цвет. Над этим сэндвичем расположены цветные фильтры. Причем если три субпикселя закрывают соответствующие им RGB-фильтры (красный, зеленый и синий), то четвертый остается попросту без фильтра. В каком-то смысле архитектура может напоминает ЖК-матрицы — ведь там тоже используется подсветка и фильтры. Однако такое утверждение было бы в корне неверным. Прежде всего, потому что субпиксели полностью разделены и управляются отдельно, то есть главное преимущество OLED — возможность полностью отключить свет ячейки — сохранено. Более того, как утверждала Kodak, производство WRGB матриц обойдется дешевле и организовать его проще, чем «чистый» OLED. Но LG пока не вышла на тропу ценовой войны с Samsung, и OLED-телевизоры они выпустили практически одновременно. Похоже, придется подождать, когда японские производители представят свою «органику», тогда и увидим, сможет ли эта технология предложить недорогой OLED.
Теперь вернемся к описанному выше пункту меню «Свет OLED». Он регулирует яркость работы диодов. И здесь оказывается важным наличие «свободного» белого пикселя, потому как общая яркость телевизора довольно высока (318.6 кд/м² по нашим замерам), в том числе, и за счет его работы. Об этом преимуществе часто говорят представители LG и делают это более чем обоснованно. Телевизор умеет показывать ярко, его можно смотреть днем без всяких условностей, но при этом экран остается идеально черным, когда это нужно.
Вообще, безмерная контрастность (а она реально безмерная, наш колориметр не смог опознать даже минимального свечения на нижнем пороге, поэтому цифры контрастности абсолютно сочетаются с показателем яркости) — главная особенность OLED-телевизоров. Такой картинки мы еще не видели.
Что любопытно, при помощи настроек можно чуть-чуть поднять яркостный отклик в нижнем диапазоне, и тогда без превращения картинки в серую, становится предельно отчетливо видна фактура темных поверхностей. На одной концертной записи в отражении лака черного рояля я увидел фигуру видеооператора с камерой. Никогда ее прежде не замечал, даже на High End-проекторах, более того, подозреваю, что и режиссер также не усмотрел этого ляпа в кадре. В общем, всем любителям недавнего блокбастера «Гравитация» рекомендую обзавестись OLED-телевизором к моменту выхода этой картины на Blu-Ray. Настолько черного космоса даже IMAX показать не в силах.
Но в этом плюсе кроется и неожиданный минус. Контент низкого качества становится контентом ужасающего качества. Все недостатки цифрового кодирования, цветовые градации кодеков с низким битрейтом, все то, что раньше было размыто и невнятно на OLED-телевизоре видно как на ладони. Релизы придется покупать не просто качественные, а очень качественные. Хотя в этом я усматриваю недочет инженеров LG. Очевидно, что алгоритмы обработки видеосигнала нужно «перекраивать» под OLED-технологию.
Очередной положительный момент «органики» — высокая скорость работы, никаких хвостов у динамических объектов нет. Причем, используете ли вы технологию TruMotion или отключили ее — не важно, движения передаются «на отлично», никаких временных задержек, скачков и т.п. Зато, если вывести статичную картинку на пару минут, то иногда (закономерность, увы, вычислить не удалось) появляется знакомое многим владельцам плазмы остаточное изображение. Причины этого мне неизвестны.
Наконец, как и плазму, на OLED-телевизор можно смотреть с любой точки, цвета не меняются, хоть под углом в 179.99 градусов смотри. И сверху и снизу.
Иная ситуация, когда включаешь 3D. LG использует пассивную технологию, когда поверх матрицы расположена поляризационная пленка, чересстрочно разделяющая кадр на два: для правого и левого глаза. По этой причине, в 3D-режиме советую сесть прямо перед экраном. На необходимость центрального VIP-места указывает и тот факт, что экран телевизора вогнутый. Если смотреть на него сбоку эффекта «окружения», о котором говорится во всех рекламных материалах Curved-экранов, зритель не получит, а увидит лишь слегка искривленный дисплей. В любом случае, субъективно, 3D на OLED-телевизоре выглядит интересней, чем на ЖК. Четче, контрастность также добавляет объема, а скорость работы помогает лучше отобразить динамичные сцены.
В конечном счете, после пары часов, проведенных около этого телевизора, я захотел провести рядом с ним еще хотя бы несколько дней. Нельзя сказать, что перед нами технологическая революция, но эволюция, которая пусть и затянулась на дарвиновскую выбраковку слабых особей, свершилась. Этот вариант OLED-телевизора, который выпустила LG, определенно показывает лучше первой 11-дюймовой модели от Sony. По словам представителей компании, служить он будет долго и картинка на нем не изменится и после 30 тыс. часов работы. Вогнутый дисплей — странное решение, но через некоторое время не обращаешь на это внимание, а смотрится дизайн эффектно. К тому же, на рынке представят и плоские модели. Вот только всю свою видеотеку придется пересмотреть на предмет уровня качества контента...
Технический комментарий
Данные замеров
Контрастность On/Off, динамическая в режиме «Яркий» — 318 550:1
Контрастность ANSI в режиме «Кино THX» — 216 060:1
Яркость в режиме «Яркий» — 318.6 кд/м² Яркость в режиме «Кино THX» (Свет OLED 100%) — 216.1 кд/м²
Яркость в режиме «Кино THX» (Свет OLED 50%) — 124.7 кд/м²
Отклонение цветов Delta E в режиме «Кино THX» — 5.84
Прежде всего, следует сказать о контрастности. Уровень черного ушел в бесконечность. Вот и получается, что контрастность зависит только от яркости, что видно по данным замеров.
На кривой яркости в режиме «Кино THX» четко виден легкий подъем от 25% до 40% IRE — это говорит о компрессии изображения на темных объектах. В режиме «Яркий» дуга отходит от эталона на 10-15%, этот пресет я бы не стал рекомендовать даже для просмотра мультфильмов, советую воспользоваться «Стандартным» или, и лучше всего, настроить телевизор вручную. Для чего используйте два пользовательских пресета isf с огромным количеством настроек. Честно признаюсь, откалибровать OLED-телевизор сложно, он слишком чутко реагирует на малейшую смену регулировок. Но все же, займитесь, пресет «Кино THX» далек от стандарта. Среднее отклонение цветов 5.84, причем зеленый и красный превышают 10 единиц, а баланс белого смещен до 7100К.
Матрица — WRGB OLED, 55 дюймов, 1920x1080
Контрастность — бесконечность (infinity)
Технология 3D: пассивная
Технология обработки динамических сцен — TruMotion
Процессор обработки изображения — Triple XD Engine
Технологии обработки изображения: High Dynamic Contrast Range, Dynamic Colour Enhancer
Акустика: 2х10 Вт
Режим окружающего звука — Virtual Surround Plus
Встроенные тюнеры — аналоговый, DVB-T/T2, DVB-S2, DVB-C, CI+
Входы: 4 HDMI (1.4), компонентный, 3 USB (один версии 3.0), Ethernet (RJ-45)
Выходы: цифровой аудио (коаксиальный), выход на наушники
Мультимедиа: DLNA (USB, LAN, Wi-Fi), Miracast, MHL, WiFi Direct
Габариты: 1227 x 799 x 192 мм
Масса: 17.2 кг