Нас часто удивляют странные решения, к которым прибегают люди в попытках любой ценой улучшить звучание их аудиосистемы. На ум сразу приходят экзотические плоские акустические кабели, ценой с автомобиль, вручную доработанные усилители звука или оцифровка винила с предельно высоким разрешением.
Большая часть этих известных аудиофильских приемов в лучшем случае сомнительна, но автор YouTube-канала Techmoan недавно поднял вопрос, который многие в своё время пропустили: бритьё компакт-дисков с помощью устройства, которое в начале нулевых преподносилось как «улучшитель звука CD».
Как это работает?
По заверениям немецкого производителя Audio Desk Systeme, из-за рассеивания света лазера (который применяется в CD-плеерах) существенно снижается качество извлекаемого с компакт-дисков дисков звука. А предлагаемое решение этой проблемы заключается в том, чтобы при помощи лезвия сбрить часть защитного слоя на кромке диска и сделать 36-градусный скос, в котором свет будет концентрироваться и поглощаться.
Для этого после обработки диска необходимо было закрасить скос черным маркером, который шел в комплекте. Научное обоснование данного проекта размещалось на официальном сайте, и соответствующую страничку до сих пор можно найти в сети благодаря Веб-архиву.
По сути, устройство представляет собой коробку, внутри которой размещена вращающуюся платформа с ременным приводом, бритвенное лезвие с фиксатором и отверстие для подключения пылесоса. С одной стороны, изобретение Audio Desk Systeme кажется чем-то нелепым. С другой стороны, с помощью обычного маркера некоторые умельцы в своё время обходили даже защиту от копирования компакт-дисков.
Сколько стоило улучшение CD-диска?
Немецкое изобретение появилось в рознице в 1999 году по цене 495 долларов за базовую версию, что в пересчете на современные деньги эквивалентно 896 долларам. Эта версия оснащалась «базовым» лезвием с ресурсом около 400 дисков. Была доступна и Про-версия за $550, оснащенная закаленным лезвием, заявленный ресурс которого был в 5 раз выше. Сменные лезвия продавались отдельно по $35 и $90 для базовой и про-версии соответственно.
Впрочем, в девяностых и начале нулевых был и альтернативный, куда более доступный способ улучшения дисков — специальный «зеленый фломастер». Он также был призван поглощать рассеивающийся свет от лазера. Об этом средстве упоминали на ixbt ещё в далеком 1998 году, уже тогда ставя под сомнение его эффективность.
Но гаджет за 5 сотен «вечнозеленых» — не чета какому-то фломастеру, так ведь? Поэтому в рекламных проспектах указывались и другие преимущества бритья дисков: уменьшение вибраций в проигрывателе и даже улучшение воспроизводимой картинки с DVD. Такие профильные издания, как Stereophile, Hi-Fi News, hi-fi+ и многие другие один краше другого расхваливали немецкое изобретение, отмечая повысившуюся детализацию и чистоту звучания.
Меняется ли звук на практике?
Судя по архивным данным с официального сайта, эта машинка для бритья дисков продавалась тысячами, и дефицита в положительных отзывах тоже не было. Однако едва ли от этого устройства в действительности есть какая-либо польза. Techmoan проверил его работу на двух дисках c альбомом The Dave Brubeck Quartet — Time Out. Энтузиасту не удалось услышать разницу в звучании на слух. После этого он сравнил оцифрованные файлы с оригинального и «обработанного» дисков при помощи аудиоредактора и также не выявил каких-либо отличий.
Кажется, что споры о том, насколько сильно небольшие изменения в оборудовании влияют на звук, не угаснут никогда. К сожалению, большинство простых и (не всегда) дешевых «лайфхаков» действуют лишь как плацебо, а добиться серьезного улучшения качества звука гораздо сложнее.