Сетевой транспорт/сервер Aurender W20 занимает почетную должность флагмана линейки с 2013 года. Он стал одним из эталонов качества на рынке цифровых источников. Однако время идет, и даже у лидеров и новаторов начинают появляться признаки морального устаревания. Это стало одной из причин, почему компания обновила старшую модель линейки.

Была и вторая причина — опыт. Инженеры Aurender набрали достаточное количество усовершенствований и доработок, чтобы сделать прирост качества звучания ощутимым и значимым. И именно с этой точки зрения рассмотреть новый Aurender W20SE будет наиболее интересно. Сейчас объясню почему.

Цифровой High End

Сам факт существования цифровых источников класса High End является убедительным свидетельством того, что «цифра» может быть очень разной и качество транспорта во многом определяет звучание всей системы. Самый совершенный ЦАП без соответствующего транспорта превращается в совершенно утилитарную вещь, не способную доставить удовольствие своим звучанием. А замена транспорта дает заметные изменения даже в системах среднего класса.

В свете чего возникает вопрос: чем идеальный цифровой транспорт отличается от обычного компьютера или, скажем, от Raspberry Pi, которую также можно использовать для прослушивания музыки? Что позволяет получить существенный прирост качества и делает цифровой транспорт устройством класса High End? Ответы на эти вопросы и дает детальное изучение обновленного Aurender W20SE.

Все в кэш!

Объединение в одном устройстве функций сервера и проигрывателя — семейная черта Aurender. Встроенные накопители большого объема избавляют от необходимости организовывать дома сервер для хранения музыки, что на самом деле очень удобно. При этом наличие функции долговременного хранения файлов ни коим образом не влияет на качество работы звукового тракта, потому что все данные перед воспроизведением кэшируются на отдельный SSD.

В кэш загружается трек или альбом целиком, а серверная часть в момент воспроизведения спит и никаким образом не влияет на звучание. Тот же принцип используется для воспроизведения музыки со стриминговых сервисов из любых других медиабиблиотек.

В модели W20SE этот принцип был доведен до абсолюта (или абсурда, с точки зрения инженера, не имеющего отношения к аудиофилии). Для хранения файлов используется SSD емкостью 4 Тб, а для кэширования установлен еще один SSD, емкость которого относительно прошлой версии была значительно увеличена с 240 Гб до 1 Тб.

Использование SSD в качестве долговременной памяти вместо традиционных HDD позволило ускорить процесс кэширования файлов, а увеличенный размер кэша гарантирует, что за один раз он сможет вместить альбом в самом высоком битрейте, который только можно себе представить.

Оба накопителя размещены в отдельном алюминиевом отсеке и крепятся к корпусу через субшасси, имеющие эластичные виброгасящие элементы. Таким образом обеспечивается максимальная защита от микровибраций и от электромагнитных помех, к воздействию которых чувствительна любая электроника.

Именно такая непримиримая борьба с помехами, выходящая временами за пределы разумного, и дает возможность добавить еще немножечко децибел и пикосекунд в копилку качества. Впрочем, это лишь начало.

Ничего лишнего

Функции сервера и транспорта уживаются в W20SE просто потому, что существуют в параллельных временных измерениях и не мешают друг другу. Иначе, по законам High End, их нужно было бы разделить на два отдельных устройства. В отношении ЦАПа эти законы сработали неукоснительно, поэтому ему места в Aurender W20SE не нашлось. Все внимание и силы разработчики вложили исключительно в создание идеального транспорта.

И тут начинается самое интересное — в ход пошли все мыслимые и немыслимые ухищрения, позволяющие хоть как-то подвинуть планку качества вверх. Причем многие решения, применяемые в цифровом High End, похожи на те, что мы можем наблюдать в аналоговой технике.

Правильное питание

Выходной сигнал любого аудиоустройства есть ни что иное, как энергия блока питания, модулированная полезным сигналом. Цифровой техники это касается в полной мере — и именно поэтому в цифровом High End блоки питания по себестоимости и сложности организации не уступают тем, что устанавливают в лучших аналоговых компонентах. Совершенствуя блоки питания, разработчики стремятся исключить проникновение любых шумов и помех на основные платы устройства.

Для достижения этой благородной цели в Aurender W20SE используется линейный блок питания, включающий в себя пару тороидальных трансформаторов, раздельные вторичные обмотки которых питают разные части платы.

Помимо того, что сами по себе трансформаторы не дают такого количества пульсаций и электромагнитных помех, которые производит импульсный источник питания, они также выступают в роли пассивного фильтра и гальванической развязки, избавляющей от помех имеющихся в электросети.

Дополнительных LC-фильтров это, конечно же, не отменяет — и они присутствуют в достаточном количестве. Ну а для тех схем, которые особенно чувствительны к чистоте питания, в Aurender W20SE используются аккумуляторы.

Еще одно нестандартное решение в питании: блок суперконденсаторов, позволяющий устройству без последствий переносить внезапные провалы напряжения и полное отключение питания.

Помимо сети питания, шумы из которой так и норовят испортить звучание High End компонента, еще одним источником помех является порт Ethernet. Недаром даже в самых простых устройствах этот порт имеет гальваническую развязку. Но инженеры Aurender выяснили, что этого недостаточно, и использовали двойную развязку порта, повысив тем самым степень защиты.

Внутренний порядок

Защита от внешних шумов — это один из рубежей обороны в битве за чистоту и качество звука, но помимо внешних врагов у цифровых схем есть и внутренний враг — имя ему собственный джиттер. В Aurender W20SE за понижение джиттера борется особая версия тактового генератора OCXO.

Он отличается от тех, что обычно используют в компьютерах и другой цифровой технике, наличием системы нагрева, поддерживающей стабильную рабочую температуру кристалла кварца. Нагревшись в момент включения, кристалл все время находится в неизменных условиях и, благодаря этому, обеспечивает наивысшую точность работы — вне зависимости от внешних условий.

Высокоточный тактовый генератор разработчики дополнили системой фазовой автоподстройки частоты, собранной на программируемых вентильных матрицах, в результате чего уровень джиттера внутри устройства удалось опустить ниже критических значений. Иными словами — джиттер настолько мал, что не способен оказать какого-либо влияния на цифровое аудио.

Также на вентильных матрицах был реализован процесс преобразования DSD в PCM, что радикально повысило точность выполнения процедуры, в то время как традиционный программный метод не давал желаемой точности вне зависимости от мощности процессора, производящего обработку. Таким образом, при использовании ЦАПа, не поддерживающего DSD, этот формат можно будет воспроизводить с максимально возможным качеством.

Не потерять по дороге

Идеальное обращение с цифровым сигналом, которого добились создатели Aurender W20SE, можно оценить по достоинству только в одном случае: если удастся передать цифровой поток на ЦАП без потерь.

Чтобы избежать каких-либо нестыковок в процессе вывода цифрового потока и гарантировать максимально возможное качество, разработчики буквально засыпали заднюю панель устройства разнообразными интерфейсами: оптический, коаксиальный RCA, коаксиальный BNC, два AES/EBU, USB-B и дополнительный разъем для подключения внешнего тактового генератора с поддержкой режимов Word Clock и Master Clock.

При таких возможностях потенциальной проблемой будет не совместимость устройств между собой, а выбор оптимального способа подключения.

Главной особенностью обновленного Aurender W20SE является возможность использовать сразу два интерфейса AES/EBU параллельно, что позволяет передавать высокобитрейтный поток данных. Один такой интерфейс имеет пропускную способность 24 бит/192 кГц, а при использовании двухпроводного подключения частота поднимается до 384 кГц при той же 24-битной разрядности.

Еще одна тонкость — порт USB, предназначенный для подключения ЦАПа. Он имеет вполне стандартный вид, как и два других порта, используемых для подключения флешек и прочих внешних накопителей. Однако только разъем, отмеченный «для аудио», обладает необходимыми аппаратными средствами для устранения шумов и подавления джиттера.

Управление не для всех

Приложение является единственным возможным инструментом для управления подобного рода устройствами — и разработчики Aurender потратили много времени на то, чтобы довести его до совершенства. Текущая версия (есть для iOS и Android) работает стабильно и оказывается довольно простой в обращении, но ощущение простоты приходит лишь через некоторое время. Поначалу глаза разбегаются, да и к логике работы нужно привыкнуть.

Удобство же проявляется в следующем. Во-первых, в приложение уже интегрированы Tidal и Qobuz, которые не нужно будет запускать отдельно. Во-вторых, вне зависимости от того, где располагается трек во встроенной памяти — на домашнем NAS, на флешке или онлайн, — его можно будет добавить в текущий плейлист. В-третьих, поиск по медиабиблиотекам имеет расширенный рубрикатор, а процесс навигации вручную максимально нагляден, что помогает быстро находить необходимые записи.

Создатели приложения по возможности минимизировали количество переходов в процессе навигации и для этого вывели на экран сразу несколько рабочих окон. Так, например, текущий плейлист, информация о воспроизводимом треке и медиабиблиотека соседствуют на одном экране, а в большинстве аналогичных приложений это были бы три разных страницы интерфейса, между которыми пришлось бы переключаться.

Звучание выходов

Разницу в звучании аналоговых устройств определяет масса факторов: от глобальных по типу схемотехники усилителей до локальных вроде типов применяемых транзисторов и конденсаторов. В случае с цифровым транспортом характер звучания фактически определяют только два базовых фактора: уровень джиттера внутри устройства и возможность передать цифровой поток в ЦАП без потерь. Второй момент включает в себя как наличие разного рода интерфейсов, так и степень их помехозащищенности.

Для тестирования Aurender W20SE была сформирована система, включающая в себя ЦАП DCS Rossini с внешним тактовым генератором, усилитель Grifon Essence и акустика Dynaudio Confidence 30. Наличие тактового генератора и расширенный набор входов у ЦАПа дали порядка десятка возможных вариантов цифровой коммутации — и каждый из них обеспечивал свой, специфический характер звучания.

В любой конфигурации ЦАП показывал лучшие результаты при использовании внешнего генератора, что было взято за аксиому и облегчило последующий подбор оптимального варианта подключения. Далее предстояло решить дилемму: использовать синхронный или асинхронный способ передачи данных.

В первом случае за основу был взят сдвоенный интерфейс AES/EBU, как обладающий наилучшей помехозащищенностью и наибольшей пропускной способностью из всех доступных синхронных интерфейсов. Асинхронный интерфейс в любой цифровой системе безальтернативен и выбора не подразумевает: USB-Audio и в High End остается USB-Audio, без вариантов.

Подключение посредством AES/EBU с синхронизацией Aurender W20SE от внешнего тактового генератора дало очень детальное, рельефное и артикулированное звучание. Характер подачи был строг и аналитичен, что на фоне сумасшедшей детализации давало возможность «разглядеть» звуковые образы в мельчайших деталях.

Музыканты Лондонского Симфонического Оркестра, исполняя «Времена года» Вивальди, располагались строго по местам и педантично выводили каждую ноту. Большим сюрпризом стало изменение звуковой картины при отключении генератора.

Ожидаемого снижения детализации или каких-либо потерь в ритмичности звучания не произошло, зато тембры стали насыщеннее и живее, послезвучия длиннее, а от строгости и сухости подачи не осталось и следа. По-прежнему демонстрируя безупречную техничность и следование партитуре, музыканты прониклись вдохновением и начали играть с большим размахом и отдачей.

Это позволило предположить, что встроенный генератор Aurender W20SE оказался лучше, чем внешний от DCS. Однако не спешим с выводами! Чтобы утверждать наверняка, необходимо провести обратный эксперимент, передав весь цифровой тракт под управление цифрового транспорта или другого генератора. Увы, но ни той, ни другой возможности у меня не было. Ждем подходящего случая, чтобы доказать или опровергнуть это предположение.

Точку в вопросе поиска оптимального подключения поставил старый добрый USB-интерфейс. С ним из звука ушла какая-либо напряженность и недосказанность. Превосходная детальность и богатство тембров были дополнены ощущением абсолютной легкости и непринужденность в исполнении самых сложных ритмических и мелодических пассажей. Ах, как зазвучал Лондонский Симфонический!

А в многослойных прог-роковых композициях ранних Genesis ощущалась невероятная гармония, цельность и общая идея, проходящая не только по тексту, но и сквозь музыкальное полотно. Концертные записи Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд порадовали исключительной теплотой, проникновенностью и ощущением живого присутствия исполнителей в комнате прослушивания. Под эти треки невольно принимаешь более чинное и строгое положение в кресле, словно сидишь не в шоуруме напротив системы, а на концерте перед живыми легендами.

Из каждой записи Aurender W20SE извлекал максимально возможное количество информации, что давало возможность не только получить массу удовольствия от прослушивания, но и найти ответы на некоторые каверзные вопросы. Например: действительно ли MQA-стриминг не отличим по качеству звучания от HiRes?

Благо, и MQA-декодер у Aurender W20SE имеется, и в Tidal нашлись те же MQA-релизы, что лежали в HiRes-качестве на сервере. Скажу без долгой интриги: разница есть — и она вполне ожидаемо не в пользу стриминга. А значит, встроенный накопитель на 4 Тб в Aurender W20SE установлен не зря! Пригодится.

Выводы

Начнем с простого и главного вывода. Хотите увидеть и услышать современный цифровой High End — ищите Aurender W20SE. Не ошибетесь. В моем заочном рейтинге это на данный момент лучший аппарат — и есть основания полагать, что прямое сравнение с конкурентами принципиально это не изменит.

Что же касается специфических признаков цифрового High End, то они на примере Aurender W20SE более чем очевидны: параноидальная борьба со всеми возможными внутренними и внешними шумами, помноженная на столь же радикальный подход к решению вопроса джиттера, на практике дает превосходный результат, убедительно расставляющий все точки над «i».

Одним словом: в цифре, как и в аналоге, чем выше класс аппаратуры, тем большее значения имеют мелочи — в том числе те, которыми все привыкли пренебрегать.

Максимально детальное и точное звучание, широкий выбор вариантов подключения, возможность хранения фонотеки на устройстве

Приложение не является кроссплатформенным, нет выхода тактового генератора

Aurender W20SE

2 100 000 рублей

Максимальное разрешение: PCM до 32 бит/384 кГц, DSD до 512

Долговременная память: 4 Тб, SSD

Кэш-память: 1 Тб, SSD

Выходы: оптический, коаксиальный RCA, коаксиальный BNC, сдвоенный AES/EBU, USB-audio

Выходы: Word Clock / Master Clock, BNC

Дополнительно: Gigabit Ethernet, 2х USB

Габариты: 430x106x370 мм

Масса: 21,1 кг