Серия Diamond в линейке британского бренда Wharfedale существует с 1981 года. В момент своего появления это была поистине революционная акустика, сочетающая в себе самые современные технологии и материалы, ультракомпактные размеры и демократичную цену. «Даймонды» начала 80-х внесли большой вклад в популяризацию Hi-Fi, сделав качественную акустику более доступной по цене и более удобной в бытовом плане — не нужно было выделять для установки колонок половину гостиной.

С тех самых пор компания Wharfedale и не прекращала работу над этой линейкой, а акустика Diamond разных лет стала входным билетом в мир Hi-Fi для многих начинающих меломанов и аудиофилов. В наше время на полках магазинов можно обнаружить акустику с индексом 12, что недвусмысленно намекает нам на то, сколько поколений Diamond сменилось за прошедшие 42 года. А я недавно познакомился с полочником Wharfedale Diamond 12.1.

Как в старые добрые…

Линейка Wharfedale Diamond традиционно включает в себя весь спектр моделей — напольники и полочники разных размеров, а также акустику центрального канала. 12.1 – это средняя по размеру полочная модель. Калибр основного излучателя 5 дюймов позволяет использовать ее в составе домашнего кинотеатра, в трифонике или в роли самостоятельной стереопары в небольшом помещении.

И, кстати, именно таким форматом — компактного, но вполне самодостаточного двухполосного полочника — удивляли публику Wharfedale Diamond начала восьмидесятых. И оказалось, что это далеко не единственная отсылка к первым моделям.

В двенадцатом поколении разработчики отказались от кевлара, который использовался в качестве материала диффузора СЧ/НЧ динамика и был визитной карточкой серии Diamond более двадцати лет, и вернулись к полипропилену, с которого и началась история этой серии.

Если быть точным, новый материал, получивший название Klarity, представляет собой композит, состоящий из полипропилена и слюды, внедренной в его структуру. Столь специфический наполнитель позволил значительно улучшить соотношение легкости и жесткости.

Конус диффузора дополнительно усилили ребрами жесткости, а наружный резиновый подвес подобрали таким образом, чтобы он давал как можно больший свободный ход диффузора и не нагружал его края даже при интенсивной работе. Сделав диффузор легким и устойчивым к деформации, разработчики улучшили линейность и скорость отклика излучателя, а также избавили звучание от окрашенности.

С «мотором» средне-низкочастотника они также основательно поработали. В магнитную систему было введено алюминиевое кольцо Фарадея, выравнивающее индукцию, а каркас звуковой катушки изготовили стекловолокна, пропитанного эпоксидной смолой.

Такой каркас прочнее каптонового или бумажного, которые обычно используют в динамиках бюджетных серий. Обычно стекловолоконо применяют в значительно более дорогих конструкциях, но инженеры Wharfedale решили, что улучшенный каркас звуковой катушки внесет существенный положительный вклад в звучание.

Высокочастотный динамик имеет купол стандартного калибра 25 мм, выполненный из полиэфирной ткани со специальной пропиткой выравнивающей и расширяющей частотный диапазон. Для минимизации эффекта компрессии воздуха под куполом используется вентилируемая магнитная система.

Фланец высокочастотника формирует неглубокий волновод, позволяющий избежать переотражений от передней панели, но не влияющий существенно на рассеивание звука в целом. Согласование полос обеспечивают фильтры с высокой крутизной среза 24 дБ, благодаря чему в области стыковки на 2,6 кГц не должно быть каши и акцентированности. В конструкции кроссовера используются катушки исключительно с воздушными сердечниками, как в топовых моделях. Это было нужно для того, чтобы сделать звучание нижних частот более быстрым и чистым. 

На удивление основательно разработчики подошли и к конструкции корпуса: небольшие на вид колонки оказались довольно тяжелыми. Причина тому — двухслойные стенки. Причем клей, используемый для склеивания слоев, был подобран исходя из его способности гасить резонансы. Но и этого оказалось недостаточно.

Для того, чтобы полностью избавиться от корпусных призвуков, внутри установлены усиливающие ребра жесткости, места размещения которых были найдены с применением методов компьютерного моделирования. Сделав корпус акустически инертным, инженеры Wharfedale минимизировали искажения и корпусные призвуки, характерные для бюджетной акустики.

Хайтек и олдскул

Прежде чем перейти к тому, как все вышеупомянутые технологические новшества отразились на звучании, поделюсь результатами внешнего осмотра, которыми необходимо сопроводить фото. Оформление корпуса в целом соответствует современным тенденциям — однотонный фасад с отделкой остальной части корпуса «под дерево».

Качество изготовления и подгонки деталей никаких нареканий не вызывает, как не вызывает сомнений и происхождение «деревянной» отделки — тут все абсолютно честно. Симпатичная виниловая пленка совершенно не претендует на аутентичность рисунка и текстуры.

Большие фланцы динамиков придают внешнему виду солидности. Тому же способствует толстая передняя панель, установленная с «зазором» относительно основной части корпуса, и максимально чистая фасадная часть без шурупов и отверстий для крепления гриля. Одним словом, выглядят Diamond 12.1 дороже, чем стоят на самом деле.

При абсолютно современном оформлении фасада, заднюю стенку колонки разработчики решили установить по-старинке и даже использовали для ее отделки тот же цвет, что и у фасадной панели. Вероятно, таким образом хотели показать толщину стенок, но с точки зрения дизайна получилась эклектика: спереди — хайтек, а сзади — олдскул.

Впрочем, куда больше внимания стоит уделить клеммной колодке. Это фирменная варфедейловская конструкция, которую я впервые наблюдал на ретро-модели Denton, выпущенной к 80-летию компании (не путать с Denton 85th, который продаются сейчас).

Помимо эффектного внешнего вида и прочного металлического корпуса эта клеммная колодка особенно хороша при подключении зачищенных кабелей без наконечников или кабелей с лопатками. При таком расположении клемм крутить их куда удобнее, чем стандартные, находящиеся в нескольких миллиметрах друг от друга.

Подготовительные процедуры

Прежде чем приступить к прослушиванию, я потратил некоторое время на поиск оптимального расположения. Diamond 12.1 рассеивают звук достаточно равномерно и с задачей фонового озвучивания или при работе в роли тыловых каналов проявят себя достойно. Однако если направить твитеры на слушателя и использовать высокие стойки или наклонные подставки, так, чтобы СЧ/НЧ динамик оказался чуть ближе к слушателю, можно добиться более точной проработки пространства и более основательного звучания в нижней части диапазона.

С таким подходом Diamond 12.1 сразу же перестают казаться ненавязчивой фоновой акустикой и проявляют себя как серьезные мини-мониторы. За счет реалистичной передачи верхних гармоник Diamond 12.1 довольно эффектно воспроизводят средний бас, но звукового давления и плотности на низах хватает далеко не всегда, поэтому для полноты ощущений нужно либо подключить сабвуфер, либо сократить дистанцию до колонок, как я и поступил в процессе тестирования.

Новые впечатления

За весьма длительный «кевларовый» период я уже привык к тому, что Wharfedale Diamond — это акустика, которая превосходно играет рок, поэтому прослушивание началось с классических образчиков этого жанра. И «двенадцатые» сразу же приятно порадовали ритмичностью и энергичностью звучания. Сцена была прорисована на удивление объемно и точно. Не хватало лишь масштаба, ввиду отсутствия нижнего баса.

Приятно порадовало то, что не обладая каким-то экстраординарным разрешением, выходящим далеко за рамки ценовой категории, Diamond 12.1 звучат очень прозрачно и сохраняют разборчивость даже на непростых моментах. Так, например, хор детских голосов в «Another Brick In The Wall pt.2» не сбивается в неразборчивую кашу. Каждый голосок четко прорисован и столь же чётко расположен в пространстве.

Далее, перебирая подборку классического рока, я все больше убеждался, что с ним Diamond 12.1 справляются очень хорошо. Как следствие — к другим жанрам я переходил с некоторой опаской. Но звучание современной импровизационной музыки направлений фри-джаз и фри-рок начало ломать сложившийся за десятилетия шаблон.

Сложная полифония отрабатывалась столь же уверенно, как простые мелодии, многослойные ритмические рисунки воспроизводились безупречно. Кроме того, во всей красе проявилась скорострельность и точность реакции динамиков на резкие всплески сигнала. Как следствие — метал тоже прозвучал достойно, что является отличным результатом, учитывая ценовую категорию.

Очень интересно проявили себя эти полочники на акустической музыке, вокале и джазе. В прозрачном, открытом и светлом звуке Diamond 12.1 нет ни капли резкости или излишней яркости. Записи в которых содержатся весьма злобные и раздражающие сибилянты, прозвучали вполне комфортно. И, кстати, артефакты сжатия при попытке послушать интернет-радио также не лезли на первый план и не раздражали. Из этих наблюдений можно сделать только один вывод: кто-то очень грамотно поработал с АЧХ.

На любом музыкальном материале Diamond 12.1 демонстрировали чистый, прозрачный и хорошо сбалансированный саунд, лишенный раздражающих акцентов. Сцена и объем ощущались в той степени, в какой они были прописаны в записи, без искусственного раздувания звукового образа. Да и в целом колонки были весьма точны и педантичны.

Принадлежность Diamond 12.1 к моделям начального уровня выдает лишь отсутствие тонкой нюансировки и богатства тембров при прослушивании аудиофильских записей, а на музыке попроще не всегда можно определить, к какой ценовой категории относится эта модель.

Итог

Создатели линейки Diamond 12-го поколения исключительно грамотно подошли к реализации буквально каждого конструктивного элемента, сочетая традиционные бюджетные решения с материалами и комплектующими, свойственными акустике более высокого сегмента.

Благодаря такому подходу Diamond 12.1 воплощают собой превосходное сочетание цены, качества звука и компактности. Как в далеких восьмидесятых.

динамичный, точный и хорошо сбалансированный звук, объёмная сцена, комфортная подача любых музыкальных жанров, удобные клеммы подключения

отсутствуют (с учетом стоимости)

Wharfedale Diamond 12.1

28 990 рублей

Акустическое оформление: фазоинвертор

Количество полос: 2

ВЧ динамик: 25 мм, тканевый купол

СЧ/НЧ динамик: 130 мм, полпиропилен с добавлением слюды

Диапазон частот: 65-20000 Гц (+/-3 дБ)

Частота раздела кроссовера: 2600 Гц

Импеданс: 8 Ом

Чувствительность: 88 дБ

Рекомендуемая мощность усилителя: 20-100 Вт

Габариты: 312х180х250 мм

Масса: 6,8 кг