Россия — впереди планеты всей: именно у нас прошел первый фестиваль, полностью посвященный коллективному просмотру VR-кино. Хоть такое видео пока еще технологически несовершенно, благодаря той самой «иммерсивности», вовлеченности в кадр действительно кажется, что воспеваемое фантастами будущее где-то неподалеку. Сам формат кино подразумевал специальное оборудование, и VR-очками оно не ограничивалось: футуристичные табуретки с поворотными механизмами были очень кстати, ведь для того, чтобы уследить за всем, что происходит в сферическом кадре, пришлось изрядно покрутиться.
Я смотрю вниз и вижу пожухлую траву вместо своих ног. Смотрю вправо — там пара танцует кубинский танец семнадцатого века. Смотрю влево — и вижу горы. При этом на самом деле я сижу на той самой футуристичной табуретке в пространстве «Среда» на территории завода «АРМА», где проходит первый российский кинофестиваль VR-кино EMC VR Film Festival.
Идея фестиваля, как позднее рассказал Георгий Молодцов, режиссер и программный директор, — в коллективности. Фильм запускался на всех устройствах одновременно, индивидуальных наушников не было — звук выдавали стереколонки. В тот момент, когда посетители надевали очки, все смотрели примерно в одном направлении. Но по мере развития короткого, семиминутного фильма об истории кубинских танцев, зрители постепенно разворачивались в разные стороны: кто-то к танцующим реггетон, кто-то к небу, а кто-то — к стоящим чуть в отдалении друзьям танцоров. Георгий объяснил, что так он оценивал, на какую часть кадра смотрит каждый зритель, и мог понять, кого какой момент заинтересовал.
Прямо на меня мчатся «Жигули», а после начинается танец, посвященный кубинской революции. Во время танца я нахожусь между двумя танцорами, и у каждого из них в руках нечто похожее на гибкие бутафорские сабли. Один стоит передо мной, другой сзади, а вокруг — безумное, безудержное веселье. Я чувствовала себя каким-то призраком, бестелесным духом на празднике жизни.
Для того, кто часто играет в видеоигры от первого лица, нет ничего удивительного, кроме того, что мир вращается не благодаря шевелению кнопками геймпада, а по причине перемещения в пространстве себя любимого. На принятие данного факта уходит буквально несколько секунд. А вот к зернистости и невысокому качеству картинки глаз, избалованный Full HD и даже выше, привыкает с трудом. Суть в том, что видео упаковано в контейнер H.264, который выдает максимум 4K, но это разрешение расходится на всю сферу: в целом получается квадрат приблизительно в 1200 пикселей по стороне на глаз.
«Кино — это пассивное участие. Никакие игры не заменят желания просто смотреть», — считает Георгий. Он выделил несколько перспектив развития данного формата, отметив, что количество VR-видео, согласно прогнозам, возрастет к концу года в 60 раз.
Одна из целей — интерактивное кино, где зритель сможет не вмешаться в сюжет, но осмотреть сцену с различных ракурсов и даже взаимодействовать с персонажами. Цель номер два — развитие трехмерной озвучки, которая еще в большей степени позволит ощутить себя частью истории. Компания Facebook уже предложила утилиту для разработки объемного звучания, и мы о ней рассказывали.
На качество картинки влияет не только контейнер, но и сам процесс съемки: какое-то время одним из наиболее эффективных методов считалась система из более чем десятка камер GoPro, где кадры после съемки сшиваются в панораму. В результате (при монтаже) в центре одного большого кадра находится изображение, которое зритель видит глядя прямо перед собой. А края кадра — это то, что расположено на данный момент позади зрителя. «Как только ваш мозг сможет это уяснить, с монтажом все будет хорошо», — успокаивает Георгий посетителей.
У компании Samsung — спонсора выставки — вышла камера Gear 360. Благодаря двум объективам она способна снимать сферическое видео. В Америке стоимость камеры составляет 350-400 долларов, и Георгий считает, что она позволит операторам ознакомиться с этим типом съемки и понять, что к чему. Профессиональные же камеры сильно отличаются друг от друга, и неудивительно: ведь каждую создавали под конкретный проект, и они не серийные. Пока что.
Техническая сторона этих камер неидеальна. Как объяснил Георгий, система линз, благодаря которой камера имеет столь серьезный обзор, неизбежным образом вызывает искажения. Например, сильные хроматические аберрации. Техническое развитие — это вопрос времени. До марта этого года в России VR, по словам Георгия, никто не интересовался, «а потом всех прорвало».
Не только камеры неидеальны. Нынешние очки не могут работать долго: они перегреваются, и потому воспроизводить на них фильмы дольше получаса попросту опасно как для девайса, так и для здоровья зрителя. Да и батареи у беспроводных версий не особо долгоиграющие. Однако в 30 минут сферического видео, как считает Георгий, можно уместить чуть ли не больше информации, чем в полный метр — потому как такой формат способен полностью погрузить вас в действие.
Как сказано на сайте фестиваля, «с культурологической точки зрения, технология виртуальной реальности для кино — это самое большое событие в мире кинематографа со времен французской "Новой волны". И у этой технологии впереди будущее. Как с технической стороны, так и с точки зрения контента.