Всем привет, я по-прежнему Константин Румянцев и по-прежнему главный инженер OPERLY — производителя потрясающих рупорных акустических систем. Наш творческий путь можно почитать тут и тут. Наш телеграм-канал — тут, подписывайтесь.
Итак, в Петербурге прошло очередное мероприятие призванное дальше знакомить людей с творчеством OPERLY, кое было запланировано аж в марте этого года, но откладывалось из-за выставок, последняя из которых была в Екатеринбурге вот только что.
Где было и какой формат?
Мероприятие проходило в аудиосалоне adk.audio, по адресу Санкт-Петербург, ул.Рылеева, д. 5, в их акустически подготовленном помещении площадью около 40 м2. Формат мероприятия – два выступления по два часа каждое. Каждое выступление – чередование музыки самых разных жанров со сменой источников и лекции на тему «как это работает», где я объяснял, почему при конструировании рупорной акустики OPERLY было выбрано именно такое решение, а не какое-то иное. Сюда же ответы на вопросы публики, которые, впрочем, практически ничем не отличались от вопросов, которые я слышу с утра до ночи на буквально каждой выставке, где выставляется OPERLY. Мне кажется, я уже во сне на них отвечаю...
При некоторой похожести формата на "обычный выставочный формат", тем не менее, нынешний имеет огромные преимущества, а именно:
- Никто никуда не торопится, времени достаточно, что позволяет включать более интересные, сложные и более длинные произведения.
- Спокойно, без перекрикивания гула выставки, можно разговариать и диалоги более длинные, а значит, более точные и подробные.
- Сам материал звучит в гораздо более тихой обстановке, нет этого ненавистного бесконечного гула выставки, которые забивает все музыкальные нюансы.
- Из предыдущего пункта следует, что позволительно включать музыку совершенно нетривиальную, которая соткана из мелочей, чем и интересна.
- Главное: в таком формате, наконец, можно продемонстрировать как на самом деле неподготовленные слушатели меняют свое представление о «большой» музыке, про которую они еще минуту назад считали, что это «не их жанр», «не их композитор» и были, в общем, сосредоточены на поп-рок музыкальном потреблении. Но об этом позднее.

Кто пришел и в каком количестве?
Надо сказать, что народу пришло, как на заказ, аккурат по количеству посадочных мест в помещении. Всё-таки, двухчасовое выступление – это вам не 15 минут на выставке "зашел - постоял - ушел". Два часа - весьма прилично, поэтому было бы совсем некстати, если бы людей пришло больше - им пришлось бы стоять. Аналогично, было бы некстати, если бы людей пришло меньше, тогда были бы пустые места. А тут – стопроцентная заполняемость, самое то.
Касательно публики, то её, как мне показалось, можно разделить на три группы:
- «Правильные пацаны Петербурга», то есть люди серьезные, вовлеченные, с деньгами, которым недосуг бегать по публичным мероприятиям, типа, аудио выставки. Сюда же, серьезные ребята занимающиеся инсталляциями для таких серьезных людей, которым надо составить мнение об OPERLY в спокойной обстановке.
- Люди вовлеченные, но не попавшие на выставку в Петербурге, которые читали про нас или слышали отзывы – вот у них появилась возможность составить личное мнение о наших рупорах.
- Люди увлеченные именно звуком OPERLY, которые уже слышали нас на выставках, коих я уже узнаю в лицо, и которые специально приехали получить удовольствие от прслушивания, причем, как из Петербурга, так и из других городов.
На чем играли?
Как всегда на выезде, выставить звук не так просто, это путь большого числа экспериментов. Специально на это мероприятие прибыла приглашенная звезда – Василий Петрик, тот самый, который благодаря своей обвязке на выставке в Екатеринбурге поднял звук S90 на небывалую для этих колонок высоту, за что ему огромное спасибо (за приезд, а не за S90). Василий привез свои провода, приехал за сутки до мероприятия и с ребятами из ADK самостоятельно, без моего участия, подбирал провода и усиление.
Казалось бы, правильнее было мне прибыть на отстройку звука, как человеку более привыкшему к нашим рупорам. Но вот какое дело, как всегда в аудио, для нормального понимания процесса, этот самый процесс надо самому пройти своими же руками, а так как ребятам из АДК эти рупора еще продавать, то лучше для дела, чтобы они самостоятельно набили себе шишки и тогда будет меньше рисков, что в моё отсутствие что-то пойдет не так.
Я, разумеется, таки прибыл заранее, чтобы иметь возможность во-первых, все проверить, во-вторых, внести коррективы, если понадобится. Понадобилось.
Итак, сетап до моего прибытия:
- Вертушка EAT C-Major с тонармом C-note 9" и картриджем Goldring Eroica LX
- Фонокорректор Manley Chinook
- Цифровой источник: Metronome AQWO 2
- Усилитель: Unison Research Simply 845
- Кабели: Petrik.Audio
- Свич: SOTM
Про усиление
В мое отсутствие ребята из АДК аудио выбрали пафосный модный и весьма легендарный усилитель Unison Research Simply 845. Попробовав более менее всё, что было в салоне, включая наш выставочный усилитель OPERLY на 211 лампе, выбор Unison Research Simply 845, казалось, был вполне оправдан. Но вот какое дело, когда я пришел на саунд-чек, звук рупоров OPERLY был не волне фирменный. То есть, он был очень приличный, яркий, детальный – все, как мы любим, но слишком холодный, аналитичный, менее эмоциональный и менее певучий, чем положено, а мы, в Оперли, всегда строим свой звук именно вокруг реалистичности, музыкальности и эмоциональности, поэтому была произведена обратная замена усилителя на наш вставочный однотактник на 211 прямонакальном триоде. В очередной стопятисотый раз я убедился, что обычный хороший однотактаник без обратной связи – самое то для рупора. Как только имеется обратная связь – жизнь глохнет в звуке. Если, конечно, играть кислоту какую-нибудь, может, обратная связь и пригодилась бы, но зачем рупор для кислотной музыки? То есть если жизни в звуке не было изначально, то она там и не появится, с OPERLY или без. Опять же, полно усилителей с отключаемой обратной связью, так можно охватить больше жанров.
Признаться, это была, пожалуй, моя ошибка, так как я забыл сообщить коллегам, что наш выставочный усилитель – огромная железяка в 60 кило весом – требует прогрева хотя бы 3-4 часа, после чего звук перестает меняться. Видимо, когда тестировались усилители, он был недопрогрет и поэтому на этапе тестирования выбор был в пользу Unison Research Simply 845.
Итоговый сетап:
- Вертушка EAT C-Major с тонармом C-note 9" и картриджем Goldring Eroica LX
- Фонокорректор Manley Chinook
- Цифровой источник: Metronome AQWO 2
- Усилитель: OPERLY на 211 прямонакальном триоде
- Кабели: Petrik.Audio
- Свич: SOTM
Как ставить рупор в помещении?
На самой презентации рупора стояли не вплотную к стене. Мне это не очень понравилось, но я уже не стал трогать рупора, так как и так много непонятных вводных с компонентами сетапа и лишние риски ни к чему. Однако по мере проведения презентации у меня сложилось мнение, что неравномерность в области баса была чуть больше, чем положено, а это явный признак того, что устье обратного рупора работает в неоптимальном режиме. В процессе презентации уже ничего трогать не стали, а вот по её окончании таки придвинули рупоры вплотную к стене и звук сразу стал более басовитым, равномерным и боле быстрым. Оно и понятно, у стены рупор более эффективно работает, а значит волна легче отделяется в пространство и динамику тоже становится полегче, что и воспринимается ушами, как большая скорость и легкость.

Поговорим про источники
К виниловой части у меня не было вопросов, по-моему тут все в порядке. А вот цифровой тракт, как потом выяснилось, был несколько разбалансированным. Metronome AQWO 2 – это устройство совмещающее CD-проигрыватель и стример, так вот, CD играло превосходно, на моей памяти, это был один из лучших СД проигрывателей. Но вот стрим был рыхловат. Оговорюсь сразу, возможно, это вопрос не к устройству, а к потоку данных. На выставках мы не очень любим включать треки слушателей совсем не потому, что композиция может заткнуть системы, а как раз потому, что качать поток всегда не очень хорошо и всегда чувствуется некая рыхлость в звуке. Сами-то мы выставочные плэйлисты себе на диск сохраняем и играем с компьютера как раз чтобы со стриминговым потоком не связываться. Сейчас же раз композиции игрались с потока и кто тут недорабатывал – надо разбираться. В общем, мне чуть не хватило цифровой части тракта. Цифра - она для презентации как раз и нужна для некоторого "цирка", где можно показать, как цыкает, бухает, точно сцену держит и т.п., с чем у винила похуже, поэтому когда цифра недорабатывает - это очень некстати.
Самое интересное. Шнитке. Эксперименты на людях.
Двухчасовой формат презентации позволяет никуда не торопиться, включать целый трек, а на по полтрека, как на выставках, поэтому нет ощущения некой оборванности, ведь произведение играется целиком – это, конечно же, улучшает восприятие системы. Играли, как обычно, самую пресамую разную музыку, от вокалала-джаза-классики до Нирваны, Розовой пантеры и Бог знает чего еще, что лично я слышал впервые. Звук был приличный и я набрался смелости на один эксперимент, который давно хотел провести. Дело в том, что большинство людей, с которыми я общаюсь на выставке, полагают, что точно знают, какую музыку они люббят. Я же убежден, что подавляющее большинство людей способны радикально расширить свой музыкальный кругозор и главным препятствием к расширению кругозора является их домашняя система. Положение становится смешным ибо мы живем в эпоху небывалую прежде, когда стриминговые сервисы позволяют иметь доступ ко всей фонотеке мира - расширяй себе кругозор, ведь столько талантливого и интересного, но этого не происходит. Моё нерушимое мнение, что «большая» музыка способна "вштырить" буквально каждого, при условии, что она хорошо и правильно воспроизводится – это как раз сильная неочевидная сторона наших рупоров, которую мы пытаемся демонстрировать помимо жанров, которые и так удобны для рупора, и про которые никому ничего объяснять не надо, все и так знаю, что наши рупоры будут в этих жанрах выше всяких похвал. Привнесение "большой" музыки и, как следствие, большой эстетики в обычную домашнюю жизнь - миссия OPERLY.

Собственно, идея была такая: берем музыкальный материал, который люди сами бы ни в жизнь не стали бы слушать, о котором они думают, что «я такое не слушаю», при этом это прям сложная, нетривиальная, но гениальная и гениально сыгранная музыка. И вот эксперимент в том, чтобы люди перевернули свое представление о своих пристрастиях с помощью рупорной акустики OPERLY получив удовольствие от действительно сложного произведения.
Например, Альфред Шнитке - Concerto Grosso No.2. Ну действительно, много ли людей слушают Шнитке? Все же знают, что это сложная атональная музыка построенная на диссонансах. И вот в первой презентации я такой эксперимент провел (на второй презентации время как-то быстро пролетело, было много технических вопросов, а произведение не на три минуты – не успели, в общем) и видно было как люди подвисают, перестают ёзать, чувствуется, что они вовлечены. Уж не знаю, всем ли посетителям зашло, но большинству точно да. Как сказал один из них «теперь я хочу такую пластинку». Так что я считаю эксперимент удачным. Надо будет как-нибудь повторить.
Интервью после выступления

По окончании обеих презентаций, Павел из "Денвник аудиофила" взял у меня интервью, задавал очень сложные вопросы. Видео появилось только что, можете полюбопытствовать. Вот ссылка на канал, там же видео с мероприятия: https://t.me/audiophile_diary/242
Спасибо всем, кто пришел. Спасибо всем, кто дочитал. Ждем комментарии.
Приходите в adk.audio, Петербург, Рылеева 5, акустика будет стоять еще месяц.
ВАЖНО: если будете слушать на усилителе OPERLY, ОБЯЗАТЕЛЬНО прогревайте его часа 2-3, не меньше.