Ранее я уже писал о своих «муках» выбора предварительного усилителя к мощнику Rotel RB-1590 тут, тут, и это была лишь малая часть.  На самом деле на моих тестах их было  чуть по более.  О некоторых просто не писал, о некоторых и смысла что-то писать не было.

В итоге после прослушивания очередного предусилителя в своей системе меня стали посещать мысли, что всё это было затеяно зря, надо завязывать, и опять смотреть в сторону интегрального усилителя. Вот всё не то, ну либо я просто ожидал чего-то иного……..

Но тут мне вспомнились слова Алексей Алексеевича, которому я позвонил  практически сразу  после приобретения мощника,  за консультацией в выборе предусилителя:  -«к камню нужна лампа» это была его первая фраза после моего вопроса .  «Да господи, какая лампа…….» подумал я тогда, на тот момент ламповая техника у меня ассоциировалась с «бабушкиным комодом», по сути я считал что это в принципе не моё, что это, какие-то пережитки прошлого. Но всё это лишь от отсутствия личного опыта.

В общем, стал изучать вопрос лампового предусилителя, и тут  вылезли некоторые моменты, которые в принципе не бились с моими хотелками.                

- Найти ламповый пред с ДУ, задача не из лёгких, а те модели которые все-таки имеют ПДУ, зачастую могут управлять лишь громкостью, кнопка MUTE это вообще роскошь. 

 - Мой ЦАП и усилитель мощности имеют полностью балансную архитектуру, соответственно я очень хотел, чтобы и предусилитель был балансным. Но с ламповой техникой это вообще мимо (во всяком случае, с предусилителями). Они, конечно, есть, но в основном это, какие-то топовые модели, за дурные деньги, и то, истинно балансные из них единицы.

Для себя Я продолжал изучать данный вопрос в сети, параллельно «задалбывая»  владельцев той или иной модели. Несколько подбадривало меня то, что фразу «камню нужна лампа» от  разных людей я слышал всё чаще и чаще, это как бы откладывало в подсознании то  что путь выбран верный))).

В итоге  за время изучений я совершенно случайно наткнулся на бренд, о существовании которого на тот момент даже не слышал, «Triode».

Это достаточно не большая контора, родившаяся в одном Японском  гараже (в прямом смысле) в начале 90х годов прошлого века, производит исключительно ламповые компоненты. Со временем по мере развития и завоевания определённой популярности производство полностью переехало в Китай (ну а куда же ещё). У нас данный бренд официально не представлен, соответственно популярности среди отечественных меломанов особо не имеет, основной «ареал обитания» бренда это Япония и США. В общем, благодаря зарубежным форумам, а также не многим отечественным владельцам данного бренда, я решился на покупку. Послушать естественно возможности не было, да и в целом мне так и не удалось услышать ни одного лампового преда.  В итоге пришлось смериться с тем, что покупка явно  авантюрная……))) 

Triode TRX-3.

У Triode это старшая модель предусилителя, есть также модель TRX-1, их основное отличие это то, что TRX-3 имеет МС фонокорректор, балансный вход и выход, а также два трансформатора питания. Во всём остальном аппараты идентичны, включая габаритные размеры. Кстати что касается габаритов, то в виду того что Triode больше ориентирован на японский рынок, многие их компоненты имеют достаточно компактные размеры, к примеру Triode TRX-3 имеет габариты 345/310/195мм, при этом малыш достаточно увесистый 13кг.

Вообще собран аппарат очень хорошо, прицепиться не к чему, напоминает не большого «сбитого бычка». Корпус  полностью металлический, с толстой (10мм) передней алюминиевой панелью, крышки блоков питания также выполнены из анодированного алюминия,  что в купе с передней панелью придаёт аппарату некий колорит. На кнопках, ручках громкости и темброблока,  также экономить не стали, все они выполнены из алюминия,  как и ножки аппарата. По бокам установлены декоративные деревянные накладки, которые по заверению также выполняют роль виброгасителей.

«Внутренний мир» TRX-3, в виду его относительно  компактных размеров, выглядит тесным, при этом все его комплектующие достаточно хорошего уровня. Это и мультивольтажные трансформаторы Tamura залитые компаундом, масляно-вольговые конденсаторы, платки с тефлоновыми ламелями, регулятор громкости Alps. Изначально питание рассчитано на  100 вольтовую сеть, на 220В переключается штатно, путём перепаивания перемычки.

Под стилизованной защитной решеткой скрываются 9-ть радио ламп. Четыре лампы предусилителя 12ax7  по две на каждый каскад, четыре лампы фонокорректора также  12ax7, скрытые  под подпружиненными защитными колпачками и одна лампа кенотрон WE274B выполняющая роль стабилизатора.

«Звук»

До появления Triode в моей системе, роль предусилителя была временно отдана ЦАПу (Teac UD-505), её звук я могу охарактеризовать как в меру динамичный, точный, детальный, с чётко прорисованной сценой. Вроде правильный, но при этом скучноват, да и в целом всё же, какой-то  выхолощенный, с достаточно  сдержанной чуть прохладной  подачей.

Ламповый Triode полностью поменял подачу. Для любителей не окрашенного, нейтрального  звука,  данный компонент сразу мимо ))). Забегая вперёд скажу, что с ламповым предусилителем я, наверное, получил всё чего мне не хватало в моей системе.  Звук наполнился ДРАЙВОМ! появился жир, панч, атака, очень сильно добавился объём и динамика. При этом появилась аналоговость в звучании и «музыкальность».

- Сцена:  очень широкая, комната просто заполнена звуком. Не скажу, что мне это сильно нравится, да и вообще это, наверное, не совсем правильно, мне всё же  больше импонирует, когда сцена имеет чёткий контур. К примеру, предусилитель Holo или Chapter сцену рисовали более интересней. В целом  локализация, эшелонирование, на высоте, хорошо прослеживаются образы.  Вообще звук стал как будто  «телесным»,  на некоторых композициях ощущение, что его можно «пощупать».

- Высокочастотный диапазон:  Звук стал более воздушным, при этом я не могу сказать, что он стал более детальным, ну может быть самую малость,   я не могу сказать, что я прямо стал слышать новые звуки в области ВЧ на хорошо знакомых записях. В любом случае восприниматься ВЧ стали по-другому,  они стали звонче и сочней.

- Среднечастотный диапазон: Вот тут прямо «песня» ))),  середина стала более открытой, более детальной и разборчивой, и тут я уже слышу то что раньше от меня было скрыто.  СЧ вообще как бы вылезли на передний план, при этом нет излишней яркости, которая будет утомлять. Любые вокальные, сольные партии звучат совершенно иначе, СЧ наполнился «музыкальностью». Вообще с того момента как я стал «перебирать» предусилители, пришло чёткое понимание что при использовании ЦАПа в качестве преда, СЧ диапазон очень зажат, да и в целом беден.

- Низкочастотный диапазон: Копать система стала гораздо глубже, баса стало количественно больше, в целом не перегружает, он там, где нужно.  Хотя НЧ регистр стал менее точным, но на фоне того объёма который он дал, на фоне  бьющих в грудь панчёвых ноток, этим моментом можно смело пренебречь.

Также хочу отметить наличие не плохого темброблока. Не скажу что я фанат использования подобной примочки, но всё же  при прослушивании на малой громкости, я его включаю. Самое главное, что он полностью отключаемый, и ни какого негативного его влияния я так и не услышал, хотя специально очень пытался.

Использую ТБ в этом положении, на предельно малой громкости

В процессе эксплуатации вылезли некоторые особенности: В виду довольно высокого выходного сопротивления у ламповых предов и отсутствие регулировки входной чувствительности (Gain) на моём мощнике, РГ имеет достаточно не большой диапазон регулировки, к примеру, в моём случае поворот ручки на 10ть часов уже даёт комфортную громкость в режиме прослушивания  «один дома».

Положение РГ в режиме прослушивания "один дома", громкость достаточно комфортная, но при домочадцах слушаю несколько тише

Также был ещё один не приятный момент, когда РГ находилась в положении 9ть часов и более, в звуке начинали появляться какие-то призвуки, грязь….. По итогу старшие товарищи предположили что это микрофонный эффект, которому подвержена ламповая техника. Вопрос решился перестановкой усилителя (по дальше от АС), и куском фанеры с резиновыми ножками, в качестве виброразвязки.

Фанера 36мм, дёшево, сердито, но работает!

Из очевидных минусов, ну в качестве докопаться, могу пожаловаться лишь на ПДУ.  С одной стороны спасибо, что он есть. По сути это  кусок фрезерованного алюминия с металлическими кнопками, выглядит классно, увесистый, в руке лежит отлично, но пока ты его не направишь точно на усилитель, ни какой реакции на «команду» не будет.

Также мне не хватает сквозного входа, в обход предусилителя для интеграции ДК. Приходится периодически переключать тумблерок на мощнике, ну  просто не удобно.

Ещё мне не совсем понятен момент с фонокорректором, винила у меня нет, так что он мне в принципе не нужен, ну и естественно я им и не пользуюсь))), но вот лампы фоника работают всегда. Считал что  они  должны включаться только при повороте селектора входов в режим Фоно……..

За почти 3 месяца владения успел проиграться и с лампами. И реакция на замену ламп довольно существенная.

Все три комплекта взял под манибэк, продавец дал возможность отслушать лампы в течении 30ти дней, очень удобно.

Штатно с завода, лампы каскадов предусилителя и фонокорректора стояли от «JJ», сомневаюсь, что это прямо Словакский «JJ» скорей всего произведённые в поднебесной. А вот кенотрон стоял чисто китайский PSVANE, по отзывам достаточно не плохой. Перебрав несколько комплектов ламп,   для себя остановился на позолоченных Tung-SOL. Звук с ними стал более собранным и плотным,  добавился воздух.  Также понравились новодельные Mullard, они дали ещё более собранный бас, при этом он стал менее глубоким, а также подсушили СЧ и ВЧ. Для рокешника вот прямо то, что надо, но универсальности в них нет.

А вот кенотрон по рекомендациям поставил Советский 1956г выпуска 5Ц3С,  его замена дала куда меньший эффект по сравнению с заменой каскадных ламп, но общая картина звука стала чуть богаче.

Вывод.

Никогда не думал, что ламповый усилитель может дать столько драйва и «энергии» в звуке, причём без потерь в детальности и прозрачности. Всегда считал их мягкотелыми, вальяжными идеальными лишь для прослушивания классической музыки.

Ошибался……….!

Для меня основным парадоксом стало то, что перебрав кучу транзисторных  предусилителей, включая родные от Rotel, ни один из них мне так и не зашел.  Да были достаточно не плохие варианты, но по большому счёту все не то. С ламповым предом по звуку попал с первого раза, не думаю что это заслуга именно Triode, возможно другой ламповый пред показал бы тот же результат, не знаю, но когда-нибудь точно проверю.

На сегодняшний день желания, что либо менять в своей системе больше нет, мне нравится звук, Я просто слушаю музыку!!!

Очередной раз выражаю благодарность Алексей Алексеевичу🤝 ни первый раз воспользовался его советом.

«Опыт не пропьёшь» !!!