Встроенная акустика — наиболее изящное и эффективное решение для организации домашнего кинотеатра, особенно в том случае, когда эту функцию выполняет гостиная, а не отдельная комната. Но как быть, если ремонт уже завершен или конструкция стен попросту не позволяет установить акустику внутрь?

Единственное возможное решение — использование корпусной акустики. К счастью, она бывает очень разной. Вот, например, модели Motion SLM от MartinLogan имеют настолько малую глубину корпуса, что их вполне можно перепутать со встройкой.

Лучшие друзья телевизора

Глубина корпуса акустики Motion SLM составляет всего 37 мм, а если учитывать пространство, необходимое для настенного крепления, и добавить к этому толщину гриля, то расстояние от поверхности стены до самой выступающей точки будет всего на 10 мм больше. Благодаря этому, по способности слиться со стеной эти колонки легко конкурируют с современными суперплоскими телевизорами.

Похоже, что именно по причине соседства с телевизором акустика имеет столь специфический дизайн — с матовым грилем и глянцевой черной рамкой, как у типового «рамочного» телевизора.

Если же такой стиль по каким-то причинам вас не устраивает или большие черные прямоугольники откровенно не вписываются в дизайн помещения, существует решение в виде опциональных металлических грилей, закрывающих весь корпус акустики целиком, включая обрамление фронтальной панели. Подобно любым другим металлическим грилям, они могут быть окрашены в различные цвета — вплоть до достижения эффекта полного растворения на фоне стены.

Просто, как раз-два-три

Семейство Motion SLM включает в себя три модели, с помощью которых можно удовлетворить совершенно различные запросы: от оснащения маленькой комнаты пятью каналами окружающего звука до превращения в кинозал большой гостиной, расположенной в загородном доме. На выбор предлагается два размера универсальных колонок: SLM и SLM XL, — которые могут выполнять роль центрального канала и сателлитов. 

Обе модели имеют одинаковый угол рассеивания звука 80°и по вертикали, и по горизонтали. Это не только помогает добиться однородности звукового поля, но также дает возможность проявить фантазию при размещении акустики в помещении. Например, при создании кинозала с 3D-звуком можно подвесить высотные каналы горизонтально вдоль границы стен и потолка.

Штатные подставки для установки акустики Motion SLM и SLM XL на тумбу в роли центрального канала имеют регулируемые ножки, с помощью которых можно точно ориентировать акустику на слушателя, компенсировав разницу в высоте установки центра и фронтальной пары. Также предлагаются специальные стойки, позволяющие располагать акустику вертикально на тумбе или на полу. Благодаря этому они выглядят и размещаются как вполне классическая полочная или напольная акустика.

Третья акустика, вошедшая в серию — это LCR-модель SLM X3, объединяющая центр и фронтальную пару. Она выполнена в том же стиле и почти не отличается от одиночных сателлитов по глубине корпуса. Длина этой модели составляет 122 см, что идеально соответствует телевизору с диагональю 55 дюймов и будет адекватно смотреться с дисплеями близких размеров.

Семейные ценности

Малое семейство акустики Motion SLM является неотъемлемой составляющей большой семьи Motion, где есть и полноразмерные корпусные колонки, и кинотеатральная FX-колонка, и разнообразный набор сабвуферов Dynamo.

Объединяющий фактор всех колонок большой семьи Motion, за исключением сабвуфера — ленточный твитер Folded Motion. Несмотря на то, что частота раздела ВЧ/СЧ меняется от модели к модели в коридоре 2–4,5 кГц, данный подход позволяет получить единый характер звучания и одинаковый класс качества для всех моделей серии — и их можно произвольно сочетать друг с другом.

Что же касается СЧ/НЧ-динамиков, они различаются в зависимости от модели. Все компактные колонки серии Motion, включая семейство SLM, оснащены излучателями с бумажными диффузорами c полимерным напылением и низкопрофильной корзиной, позволяющей размещать их в корпусах малой глубины.

По физическим свойствам традиционные бумажные диффузоры далеки от металлических конусов, которые используются в полноразмерных колонках серии. С точки зрения резонансных свойств, переходной характеристики и общей жесткости конструкции это почти что материалы-антагонисты. Но в данной ситуации крайне важно обращать внимание на детали.

Калибр СЧ/НЧ-динамиков в серии SLM всего 102 мм, при этом они имеют крупный пылезащитный колпачок, дополнительно усиливающий конструкцию. Сочетание этих факторов дает жесткий диффузор, вполне способный конкурировать с металлическим — а значит, и звук будет настолько же чистым и точным.

Из важных мелочей отмечу инвертированный подвес динамиков. Он дает большой рабочий ход, что компенсирует малую площадь диффузоров. Прочные литые корзины устраняют возможную окрашенность звука. Наконец, мощная алюминиевая передняя панель повышает общую жесткость корпуса. 

Вся акустика семейства SLM имеет двухполосную конфигурацию. При этом модели SLM и SLM XL оснащены двумя активными СЧ/НЧ-динамиками, а остальные излучатели — пассивные.

Таким образом, увеличение отдачи и расширение частотного диапазона в басовую область у модели SLM XL достигается путем увеличения рабочего объема и количества пассивных излучателей. LCR-акустика SLM X3 устроена иначе — в ней все СЧ/НЧ-излучатели активные.

Еще одна особенность акустики, общая для всех моделей MartinLogan — фирменные кроссоверы, собираемые по технологиям инженера Джо Войтко. С практической точки зрения они примечательны своей прозрачностью для музыки и максимальной адаптированностью к прослушиванию акустики в реальных условиях, а не в стерильном звуковом поле безэховой камеры. 

В моделях SLM, как и в старших колонках серии Motion, кроссоверы собраны на высококлассных компонентах. Сигнал проходит через полиэстровые конденсаторы и кастомные катушки индуктивности с воздушным сердечником. Электролитические конденсаторы используются только в тех частях схемы, где подразумевается включение параллельно с динамиками — чтобы они не влияли негативно на звук.

Немаловажный момент: в кроссоверах присутствует схема защиты от перегрева и избыточного тока, предотвращающая выход динамиков из строя. Вся акустика SLM пассивная, отличается высокой чувствительностью 93–94 дБ и совместима с усилителями мощностью 20–140 Вт, то есть будет хорошо работать с любыми AV-ресиверами.

Все возможности

Семейство Motion SLM не настолько велико, чтобы откладывать тестирование какой-либо модели на потом. По этой причине было сформировано сразу две кинотеатральных системы формата 5.1. В первой на фронтах работали три SLM XL, а во второй на смену им пришла модель SLM X3. Тыловые каналы в обоих случаях озвучивали малые SLM, а за работу LFE-канала отвечал фирменный сабвуфер Dynamo 800X. 

Последний — не просто сабвуфер. Это очень умный сабвуфер, о котором вполне можно было бы написать отдельный большой материал. Он управляется по Bluetooth с помощью приложения.

При этом возможности ПО превосходят классический набор из трех аналоговых ручек, ведь помимо плавного управления громкостью, фазой и частотой среза в нем можно настраивать крутизну частотного фильтра, а также эквализировать сигнал. Кроме того, имеется система автокалибровки, которая произведет все настройки без помощи человека (но, разумеется, с помощью микрофона смартфона, через приложение ARC Mobile). 

Характер звучания Dynamo 800X также можно настраивать. На выбор предлагается музыкальный, кинотеатральный и ночной режимы. И самое интересное: сабвуфер имеет резьбовые отверстия для крепления опор на двух сторонах, так что его можно ставить динамиком на слушателя или динамиком вниз.

В ходе тестирования многоканальной системы с акустикой SLM сабвуфер был установлен динамиком вниз, откалиброван вручную, а режимы звучания переключались в зависимости от типа воспроизводимого контента.

В кино и на концерт

Главная задача кинотеатральной акустики — работать так, чтобы ее присутствие в помещении не ощущалось, ведь минимальная привязка звука к колонкам портит всю картину. Комплект сателлитов Motion SLM и SLM XL звучит настолько открыто и прозрачно, что, находясь в точке прослушивания, невозможно понять, где именно располагаются колонки или, скажем, какова фактическая стереобаза фронтальной пары. Звуковое поле простирается далеко за пределы колонок и за пределы комнаты.

При этом звучание сложно упрекнуть в окрашенности и в каком-либо другом искажении реальности. Как следствие, в фильме «Великолепная семерка» (2016) очень убедительно передаются атмосферные звуки в ночных сценах: треск дров в костре, пение сверчков, шум ветра. Все это буквально окружает слушателя и переносит его на место событий.

Экшн-сцены не менее хороши, но наиболее показательным в этом плане был «Тайлер Рейк: Операция по спасению» (2020). Его озвучка идеально точно следует за камерой, как в компьютерной игре. Саундтрек записан с особым вниманием к мелким деталям, поэтому идеально передаются рикошеты пуль, шуршание одежды, позвякивание висящих на ней металлических карабинов во время драки и прочие тонкости.

Высокое разрешение, которое обеспечивает акустика, дает возможность не только восхититься работой звукорежиссеров, но порой и покритиковать их за вычурный звон ножевых лезвий и временами слишком приглушенный городской шум. Впрочем, не стоит спешить с выводами — возможно, рафинированность звуков и была задумкой авторов фильма.

Так или иначе, временами «Тайлер Рейк» из зрелища превращается в чисто звуковой аттракцион, когда с азартом сопоставляешь увиденное и услышанное, раз за разом поражаясь тому, насколько рельефно и детально можно воспроизвести любой шум.

Концерт Стинга «Live At The Olympia Paris» (2017) — это совсем другая история, хотя прописан по звуку он также безупречно. В первую очередь он порадовал реалистичным, хорошо проработанным пространством с точной локализацией всех музыкальных инструментов на сцене. Голос четко определен в центре, а подпевающая Стингу толпа окружает место прослушивания, создавая убедительное ощущение, что диван, на котором я сижу, расположен где-то по центру партера.

Если же вы хотите ощутить весь потенциал объемного звука в музыкальном формате, рекомендую послушать живые выступления Кристофера фон Дайлена, также известного как Schiller. Он очень уверенно работает с виртуальным пространством, заполняя звуком все каналы без исключения и создавая тем самым свою уникальную вселенную звуков. Впечатляет от первой до последней ноты.

Компактный формат

Звучание классического кинотеатрального комплекта — отличный референс для исследования возможностей LCR-модели. Ведь SLM X3 имеет тот же набор излучателей, настроена теми же звукоинженерами, единственным реальным отличием является формфактор.

В кинотеатральном режиме характер звучания ожидаемо близок к системе с раздельными сателлитами. Сцена получается лишь немного компактнее, с сохранением адекватных размеров звуковых образов.

Ощущение пространства и масштаба не столь безграничны, однако пространственные эффекты по-прежнему выходят далеко за пределы видимого пространства комнаты. В отличие от набора сателлитов, колонка LCR более направлена по звучанию и требует точной ориентации оси излучения в точку прослушивания. Тут-то и пригодится регулировка настольной опоры.

На концерте Стинга отличия в размере звуковой сцены оказались более заметными. Если с сателлитами масштаб звука полностью соответствует видеоряду, с акустикой LCR при том же размере звуковых образов они размещаются гораздо плотнее друг к другу, что отличается от картинки. Решение проблемы довольно простое — нужно сократить дистанцию до фронтальной акустики. Подсев поближе к SLM X3, можно заметно расширить сцену.

Таким образом, в небольшой комнате с LCR-моделью можно сформировать вполне реалистичную звуковую картину, а в комнате средних размеров придется чуть пожертвовать шириной и ощущением пространства. В большом помещении от SLM X3 лучше отказаться в пользу раздельных сателлитов SLM XL. А в очень большом зале SLM X3 вновь можно найти применение. Немного поколдовав с коммутацией и усилением, эту колонку вполне реально превратить в один большой центральный канал.

Выводы

Акустика MartinLogan Motion SLM имеет глубину не больше, чем у среднестатистического плоского телевизора, благодаря чему визуально почти неотличима от встройки. При этом она обладает прозрачным и точным звучанием, как и любая другая акустика, входящая в большое семейство Motion.

LCR-модель вполне способна заменить раздельные сателлиты в небольшом помещении, но если вы оснащаете комнату среднего или большого размера либо планируете использовать AV-систему для регулярного прослушивания музыки и просмотра концертов, то рекомендую остановиться на классическом решении. И при любом раскладе — сабвуферы MartinLogan Dynamo являются обязательным ингредиентом.

Прозрачное и реалистичное звучание, малая глубина корпуса, совместимость с фирменной акустикой

Нет выбора расцветок корпуса

MartinLogan Motion SLM, Motion SLM XL, Motion SLM X3

MartinLogan Motion SLM — 45 000 рублей

MartinLogan Motion SLM XL — 65 000 рублей

MartinLogan Motion SLM X3 — 75 000 рублей

MartinLogan Motion SLM 

ВЧ-излучатель: ленточный 26х36 мм

СЧ/НЧ-излучатель: 2х динамический, бумажный конус 102 мм

Пассивный излучатель: 2х бумажный конус 102 мм

Диапазон частот: 110–25 000 Гц

Частота раздела кроссовера: 2 600 Гц

Чувствительность: 94 дБ

Импеданс: 4 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 20–140 Вт

Дисперсия: 80° по вертикали и горизонтали

Габариты: 642х162х48 мм

Масса: 3 кг

MartinLogan Motion SLM XL

ВЧ-излучатель: ленточный 26х36 мм

СЧ/НЧ-излучатель: 2х динамический, бумажный конус 102 мм

Пассивный излучатель: 4х бумажный конус 102 мм

Диапазон частот: 100–25 000 Гц

Частота раздела кроссовера: 3 100 Гц

Чувствительность: 94 дБ

Импеданс: 4 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 20–140 Вт

Дисперсия: 80° по вертикали и горизонтали

Габариты: 867х162х48 мм

Масса: 4,1 кг

MartinLogan Motion SLM X3

Количество каналов: 3

ВЧ-излучатель: 3х ленточный 26х36 мм

СЧ/НЧ-излучатель: 6х динамический, бумажный конус 102 мм

Диапазон частот: 120–25 000 Гц

Частота раздела кроссовера: 3 000 Гц

Чувствительность: 93 дБ

Импеданс: 4 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 20–140 Вт

Дисперсия: 80° по вертикали и горизонтали

Габариты: 1 220х162х48 мм

Масса: 5,9 кг