Opus 3 — независимая шведская звукозаписывающая компания, занимающаяся записью акустической музыки: блюз, фолк и классический джаз. Основанная в 1976 году инженером звукозаписи Яном-Эриком Перссоном (Jan-Eric Persson), целью которого было и остается воспроизведение музыкальных произведений "максимально естественно и точно". Чтобы достичь такого уровня, Перссон избегает обычного студийного подхода к электронным манипуляциям на протяжении всей аналоговой цепочки записи и воспроизведения звука и вместо этого концентрируется на том, что он называет «философией записи», которая включает в себя различные аспекты методологии записи, а также среды записи. По словам Перссона, независимо от используемого технического оборудования, именно эта философия наиболее сильно определяет, как будет звучать финальная запись. Факт, который сегодня практически упускается из виду при воспроизведении звука: «Мы избегаем всех форм искусственных и электронных манипуляций, которыми можно изменить естественное звучание. Мы стараемся воссоздать для вас то ощущение и атмосферу, которую мы ощущали в момент записи", - говорит Перссон.

Перссон использует при записи максимум два микрофона AKG C-24. «Есть вещи в записи, которые, если они потеряны на первом этапе, никогда не смогут быть возвращены», — объясняет Перссон.

Ян-Эрик Перссон

Для аудиофилов, которым требуется максимальное совершенство звука, Opus 3 решил делать свои записи доступными на ¼-дюймовой магнитофонной ленте. В стиле Opus 3 это предполагает сведение оригинальной мастер-записи и ее воспроизведение для тиража на одной мастер-машине, модифицированном Technics RS-1500, который подключен напрямую к аппарату, который Перссон использует для всех записей, — его винтажному Telefunken M-28. Итак, в итоге, у вас есть точная копия оригинальной мастер-ленты первого поколения.

Нордическая простота в оформлении изданий Opus3

На мой взгляд (BigD) и Текникс и Телефункен обладают специфически узнаваемым звуком, это не Штудеры или Ампексы. Тем не менее результат характерен и интересен. У Opus3 в каталоге лент около 50 изданий, часть из которых выпускается лимитированными сериями не более 50 копий в тираже.

Примерно в 2015 году стоимость варьировалась от 200 до 250 долларов за одно или двух-катушечные издания, но в настоящее время предложение изменилось, увы.

В мои руки попали ленты с записями дважды "грэмми-номинированного" Эрика Бибба и это достойно отдельного изложения субъективных впечатлений.

У Бибба на Opus3 в мастер-копиях имеется практически всё, что блюзмен записал за 20 лет, включая самый ранний "Rainbow Peoples".

У Эрика это традиционная блюзовая подача с оттенками рэгтайма и даже блюграсс: гитары, духовые, губная гармошка, барабаны, бас и перкуссия гармонически выписаны в акустическое пространство, настолько реальное, что я чувствовал себя внутри процесса и абсолютно вовлеченным, как на живой сессии. Отдельные инструменты не проявлялись в нарочитом миксе, они играли вместе в одном пространстве, но каждый на своей позиции, с динамикой реальности, которую в записанной музыке можно ощутить в студии. "Люди Радуги" записаны Эриком в молодости, но уже на Opus3 - это были первые студийные записи Перссона после основания студии.

Проект Eric Bibb с группой Needed Time уже более зрелый, но и более традиционный. Претендентом на "Грэмми" стал его Migration Blues, уже как традиционный блюзовый альбом.

Opus3 как философия:

"В обыденной жизни мы настолько привыкли к трехмерному видению, что никогда по-настоящему не задумываемся о нем. Но нам достаточно закрыть один глаз, чтобы наше суждение о расстояниях уменьшилось и наше трехмерное зрение исчезло: нам нужны оба глаза и связь между ними. То же самое можно сказать и о нашем слухе.

Наш мозг и слуховая система «обрабатывают» звуковые волны, достигающие каждого уха, в зависимости от уровня, направления, времени и частоты. Два уха говорят нам, например, о расстоянии до различных источников звука и их взаимном расположении.Мы ощущаем «глубину изображения»: например, разные инструменты оркестра в концертном зале расположены по-разному, а не только слева направо. правильно, но и по глубине, а также по размеру и акустике концертного зала." - Я-Э Перссон.

Я тоже пытался, крутя ленту, слушать одним глазом и смотреть одним ухом... Ну и вящей объективности ради, присоединю мнение коллеги Дэйва Динаера - наши мнения иногда совпадают...

https://thereeltoreelrambler.com/category/opus-3/

Eric Bibb, Opus3, Master tape