Я всегда чувствовал в себе что-то глубинно-общее с Колтрейном, но долго не понимал, что именно...
Относительно недавно один персонаж из моего меломанско-аудиофильского окружения и яростный адепт задорного металла, слушая Колтрейна задумчиво произнес: "Такое занудство может слушать только такой законченный мореман, как ты...". Я пропустил это заявление мимо ушей и забыл, пока случайно не обнаружил, что Джон Колтрейн служил на флоте, записавшись в Navy в конце лета 1945 года.

Говорят, что в тоже время он сделал свои первые попытки записываться. Так что внутренняя связь оказалась глубинной и мотивированной.

Так о чем мы сегодня речь ведем? Год назад итальянская Hemiolia выпустила Blue Train на ленте в мастер-копии с архивной ленты первого поколения от Ermitage. Событие знаковое для ценителей оригинальных аналоговых записей и вообще для поклонников корневого джаза. За два года до записи великого Kind of Blue Майлса Дэвиса Джон вышел в свет сольно с двумя альбомами на Prestige и Blue Note - оба записаны Руди Ван Гельдером на студии Hackensack, New Jersey . За оба альбома Джон получил по 300 долларов, к примеру на гонорар от работы с Колтрейном в 1959, Майлз купил топовое Феррари, за 5000 долларов, примерно.

Майкл Кускуна, продюсер Blue Note, так описывал свои ощущения от работы Колтрейна:
"Мы слушаем Blue Train, который для меня является одним из самых красивых произведений на одной из самых красивых пластинок, записанных Колтрейном. Это его первое по-настоящему зрелое заявление, и он написал все мелодии на этом альбоме, как автор, кроме одной, что было очень редко в пятидесятые годы, и каждая из них является жемчужиной, особенно заглавная - Blue Train."
Итак, первая катушка извлечена из шикарной коробки и заправлена, но сначала я решил прослушать для восстановления эмоций SACD от Esoteric.
Вообще то в этом альбоме Джон, как считается, открыл новую музыкальную и гармоническую основу джаза конца 50-х прошлого века. Цифровых версий этого альбома немало: 1999 год — появление формата 24bit-192Khz для первого издания на DVD audio, затем вышеупомянутый SACD из Van Gelder Series APO 2008, а также Blue Note SHM-CD Remaster Edition (Japan Release) 2014 и Audiophile 192kHz/24bit & 96kHz/24bit, выпущенный в 2012 году на HD Tracks. ну и издание в коробке Blue Note от Esoteric.
Включаем издание Esoteric: очень натуральная подача, напор, панорама, если закрыть глаза — то вот он, живой стоит чуть левее центра, щеки раздувает, слюна закипает в мундштуке! Джо Джонс (Philly Joe Jones) обрушивает на вас бриллиантовую россыпь меди, а партия ударных на «Я старомоден» достойна перемещения на демо-диск «Как должны звучать барабаны». Мотоаки Омахи пишет, что музыкантов по сцене записи позиционировали как у Ван Гельдера. Да и странно в угоду современным записям растягивать сцену, вопреки авторской концепции. Тем более, что высокое разрешение и детальность переиздания увеличивает в пространстве объем звучания каждого инструмента.
На ленте все плотнее и естественнее, позиционирование музыкантов невероятно локализовано по панораме. Яркая подача духовых и меди - не верится что это копия с копии оригинала, записанного в 1957 году.
Но вот Дэйв Динаер сравнивает ленту с винилом.
Кстати винил у меня есть тоже.

Первая пластинка была куплена на Блошином рынке в Париже в 1993 г., примерно. Состояние приличное и я ее не часто слушал. Не знаю, с какой копии ленты она изготовлена. Но если вы спросите, как по впечатлениям в сравнении, то винил проигрывает и ленте и SACD. Кстати, SACD от APO играет ближе к винилу, на мой взгляд, чем к ленте. К ленте ближе по звуку "японец".
Да и если вы дочитали этот материал, возникнет вопрос: а почему поезд в один конец в заголовке? Да просто: издание на ленте это поезд домой и больше некуда ехать и не нужно. Вы прикасаетесь к основе, к корням звука, к фундаментальному носителю, лежащему в основе многого, что составляет древо современного звука.
И если поезд вернется назад, то только за новым подкреплением...
John Coltrane, master tape