Времена, когда любителя качественного звука можно было удивить ретро-акустикой, давно прошли. Теперь буквально каждый бренд, чья история уходит в прошлый век, занимается возрождением классических моделей с той или иной степенью аутентичности. И, надо признать, получается очень даже неплохо.

Поэтому многие бренды уже сформировали целые серии, состоящие исключительно из ретро-моделей. Ситуация с брендом Leak несколько иная. Если те же Wharfedale, как и многие другие производители Hi-Fi, постоянно находились на виду, развивали свои линейки и регулярно обновляли дизайн-код, то Leak буквально отсутствовал на рынке несколько десятков лет!

Поэтому в данном случае мы наблюдаем не ретро-дизайн, а прямое продолжение того, на чем когда-то остановилось производство. При этом качество начинки, уровень технического исполнения и качество звука у Leak вполне современные, что убедительно доказали фирменные усилители. Похожее впечатление сложилось у меня и при прослушивании акустики на выставках.

Что такое сэндвич?

Знакомство с моделью Leak Sandwich 250 начнем с главного: почему, собственно, сэндвич? Название акустики — это описание уникальной технологии изготовления диффузоров средне-низкочастотного излучателя.

Уникальной она является, конечно же, по меркам 1961 года, когда и была изобретена. Сейчас же только ленивый производитель не экспериментирует с многослойными диффузорами и многие топовые динамики изготавливаются именно по такому принципу: как сэндвич из материалов, дающих жесткость, обеспечивающих гашение собственных резонансов диффузора и обеспечивающих необходимую переходную характеристику.

Идея Гарольда Джозефа Лика, основателя бренда и создателя диффузоров-сендвичей, состояла в использовании двух слоев алюминия, между которыми был помещен слой полистирола. Полученная таким образом конструкция получалась настолько жесткой и прочной, что создатель даже вставал на диффузор, демонстрируя его устойчивость к деформациям.

В то же время присутствие практически невесомого полистирола минимизировало массу подвижной системы, а также гасило внутренние резонансы диффузора. И самое главное — был достигнут тот самый поршневой режим работы, к обеспечению которого некоторые производители динамиков идут до сих пор.

В современном прочтении диффузоры акустики Leak сохранили основные принципы, но при производстве использовались, конечно же, современные технологии и материалы. Так, внутренним наполнением стала структурированная пена из полиметакриламида, а вот наружные слои сэндвича по-прежнему алюминиевые. Будучи жестко закрепленным к звуковой катушке, устойчивый к деформациям диффузор обеспечивает максимально точный и мгновенный отклик.

В модели Sandwich 250 фирменные диффузоры-сэндвичи используются для воспроизведения нижних и средних частот. Отличаются они калибром: 280 и 108 мм соответственно. За верхние частоты отвечает твитер с крупным 30-мм тканевым куполом. Его звуковая катушка намотана на сверхлегком каркасе выполненном из стекловолокна.

Для того, чтобы обеспечить настолько же низкий уровень искажений, твитер оснастили закрытой тыловой камерой, заполненной двумя слоями звукопоглощающего материала разной плотности. При создании кроссовера частоты разработчики использовали современные технологии компьютерного моделирования, но при этом потратили тысячи часов на точную доводку на слух.

Понятно, что и расположение динамиков на передней панели неслучайно: расстояние между их осями излучения подобрано таким образом, чтобы обеспечить наилучшую фазовую согласованность. Вероятно, по этой же причине порты фазоинвертора, являющиеся дополнительными излучателями нижних частот, были выведены на заднюю панель.

Снова сэндвич?

Корпуса, выполненные в классическом форм-факторе, богато украшены алюминиевыми накладками, обрамляющими каждый динамик в отдельности весь фасад акустики в целом. В сочетании с фирменной подставкой, имеющей алюминиевые опоры, получается вполне гармонично.

Рисунок шпона, которым оформляют корпуса, подбирают вручную. Но если с точки зрения эстетики внешность акустики не вызывает никаких вопросов, то конструкция корпусов — вопрос совершенно не праздный. Они достаточно большие, и логично предположить, что при работе 11-дюймового басовика стенки могут вибрировать.

Этой проблемой разработчики Leak сталкивались и в шестидесятых, поэтому в современной акустике есть центральная распорка, объединяющая переднюю и заднюю панели — такая же, как те, что использовались в прошлом веке. К ней добавилось еще несколько распорок, просчитанных с помощью современных измерительных средств.

Еще одним нововведением стали стенки акустики, которые так же, как и диффузоры имеют конструкцию типа сэндвич: один слой из MDF и еще один слой из композитного материала, между которыми находится вязкий клей. Благодаря всем этим решениям большой корпус получился жестким и акустически инертным.

Где ретро-звук?

От акустики в винтажном дизайне на подсознательном уровне ждешь несколько вальяжной и темной подачи, с не самым глубоким басом, теплой и выразительной серединой и отдаленными от слушателя верхними. Одним словом — если колонки выглядят как те самые старые модели, они и звучать должны как те самые старые модели.

Такой шаблон сидит в голове — и Leak Sandwich 250 рвут его буквально с первых же звуков. Их звучание невероятно собранное, плотное, с открытой светлой подачей музыки. Бас очень точный, четкий и на удивление глубокий. Середина яркая и напористая, верх очень воздушный, легкий и чистый, дающий много «воздуха». С винтажным звуком ровным счетом ничего общего.

На мой взгляд, характер звука близок скорее к дорогим и высококлассным студийным мониторам — тем, которые выдают ровную и детальную звуковую картину без выраженных акцентов.

Разрешение у Leak Sandwich 250 такое, что в записях слышно мельчайшие оттенки, но при этом есть цельность и слитность звуковых образов, из-за чего не происходит препарирования музыки на составляющие. Разборчивость настолько высокая, что становится понятна художественная ценность самого замороченного нойза и шугейза. Все потому, что акустика воспроизводит только те искажения и ту окрашенность звука, которая заложена в записи, не перегружаясь, не добавляя ничего от себя.

Сцена передается очень убедительно, с четко считываемым объемом и точной локализацией звуковых образов в пространстве. Поэтому если при создании микса звукорежиссер постарался придать звуковой картине объема, то это будет слышно и погружение в музыку будет стопроцентным.

Акустика оказалась очень отзывчива на смену усилителя. С фирменным интегральником Leak Stereo 230 звучание получилось очень ритмичным, быстрым и заводным. Когда играет «Happy» Фарелла Уильямса, сложно усидеть на месте — да и в принципе любой фанк, диско и современная танцевальная электроника отрабатываются на отлично.

LEAK Sandwich 250 не испытывают проблем с воспроизведением быстрого металла, полифоничного фриджаза или сложного, многослойного прогрессив-рока. Важно заметить, что ритмичность и скорость проявляются лишь там, где это заложено в композицию. Если слушать медленную, спокойную, минорную музыку, то настроение передается не хуже, а ощущения искусственной ускоренности или суетливости не возникает.

Характер подачи можно изменить, сменив источник или усилитель. Я переслушал с LEAC Sandwich 250 несколько усилителей, в том числе и тех, что были на класс выше родного LEAK Stereo 230. Такой апгрейд определенно имеет смысл: потенциал у трехполосных «сэндвичей» существенный, и чем более благородным, теплым и насыщенным будет характер усилителя, тем полнее раскроется акустика.

А еще они благосклонно реагируют на хороший запас мощности. Чувствительность 88,5 дБ — не самая высокая, и если усилитель будет перегружаться, то благодаря высокой прозрачности колонок все возникающие при этом гармоники будут слышны. Так что экономить на мощности не стоит. Можно, конечно, попросту не выкручивать ручку громкости, но все-тки хочется.

Из всего прослушанного наиболее запомнившиеся мне связки были с моноблоками Quad, которые таки смогли внести в звучание системы винтажные нотки, и с младшим интегральником Moon, который просто поднял класс качества всей системы на ступеньку выше.

Последний позволил в полной мере оценить потенциал не только акустики, но и имевшихся под рукой DSD-релизов — они зазвучали на удивление живо и реалистично. Заканчиваешь прослушивание и не можешь до конца осознать, то ли это была запись, то ли Джимми Роджерс сам зашел спеть пару блюзов про тяготы жизни афроамериканцев.

Итог

Возвращение бренда Leak на рынок Hi-Fi, как мне кажется, происходит весьма и весьма достойно. Усилители у них крайне интересные в своем бюджете, а акустика, определенно, запомнится надолго. Такого контроля по всему диапазону, такой прозрачности и такой сцены, которые выдают Leak Sandwich 250, от колонок винтажного вида не ожидаешь. Подобное качество не всегда выдают и современные модели.

Поэтому при первом знакомстве картинка в голове просто не складывается. Еще сложнее предположить, что эти колонки будут вполне гармонично звучать не только с аппаратами схожей цены, но и с существенно более дорогими, типа интегральников Moon.

Опять же, есть привычный шаблон, в котором колонки в винтажном стиле имеют выраженный характер звука и задают тон звучанию всей системы. Но в связке с Leak Sandwich 250 за характер звука во многом будут отвечать усилитель и источник.

Удивили создатели этих колонок неслабо. Но весьма вероятно, что это и была одна из главных задач.

оригинальный дизайн, чистый детальный и динамичный звук, отзывчивость на смену компонентов, высокое качество изготовления, возможность собрать систему в едином стиле

несоответствие характера звука визуальному образу, большие габариты

Leak Sandwich 250

229 990 рублей

Количество полос: 3

Диапазон частот: 42 – 26 000 Гц

ВЧ-динамик: тканевый купол 30 мм

СЧ-динамик: сэндвич-диффузор 108 мм

НЧ-динамик: сэндвич-диффузор 280 мм

Акустическое оформление: фазоинверторЧастоты раздела: 470, 3 100 Гц

Импеданс: 6 Ом

Чувствительность, дБ: 88,5

Рекомендуемая мощность усилителя: 25-250 Вт

Габариты: 655 x 370 x 300 мм

Масса: 27,3 кг