Quad — бренд с богатой историей. Чего только стоят первые в мире электростаты ESL — они пусть и похожи на тепловую батарею, но это ведь крутейший винтаж! В сегодняшнем каталоге компании электростаты остались, есть и колонки с ленточными твитерами — а это, считай, родственная технология. Наверное, уже догадались, на что я намекаю. Круг замкнулся и Quad выпустила планарно-магнитные наушники. И это первые наушники в истории бренда. Дебют, премьера, проба пера и боевое крещение.
Пленка в магнитном поле
Заставить двигаться тонкую и легкую пленку большой площади, подвесив ее между мощных магнитных решеток, — хорошая идея, впервые ее реализовали уже несколько десятков лет назад.
С технической точки зрения планарно-магнитная технология — более совершенное решение, нежели традиционный динамик: дает меньше искажений, линейная АЧХ и более высокая детализация. Однако если производителей обычных динамиков для наушников существует великое множество, реальных производителей планарно-магнитных моделей не так уж и много. Я без помощи Google и десятка не назову.
Все потому, что делать такие излучатели — дело хлопотное, дорогое, требующее мощной технологической базы. А еще нужно желание и много энтузиазма. Ресурсов и технологий у International Audio Group, в состав которой входит Quad, в принципе достаточно, и очень хорошо, что они наконец-то решили попробовать себя в роли производителя наушников. Кстати, и название первой модели выбрали весьма символическое — ERA-1.
Конструкция излучателя принципиально не отличается от прочих планарно-магнитных решений. Легкая и прочная диафрагма толщиной меньше человеческого волоса имеет токопроводящий слой, она расположена меж двух магнитных решеток. Предметом патента является подвес диафрагмы, который должен расширить частотный диапазон и повысить детальность. Акустическое оформление, как и у большинства конкурентов, открытое.
В лучших традициях
ERA-1 созданы в лучших традициях фирменного дизайна Quad и одновременно с этим являются вполне классическим образцом планарно-магнитных наушников. Большая часть корпуса чашек наушников и их защитные решетки, элементы крепления и регулировки длины оголовья выполнены из металла, остальные детали обтянуты качественной искусственной кожей.
Качество исполнения, аккуратность швов, подгонка деталей производят положительное впечатление и вполне соответствуют ожиданиям — модель-то не дешевая.
Наушники получились довольно увесистыми, что вполне типично для «планаров». При этом 420 грамм дают ту самую приятную тяжесть, которая не переходит в усталость мышц шеи при длительном прослушивании.
Опции и возможности
Штатный кабель для наушников подключается к ним с помощью двух монофонических 3,5 мм джеков. А это значит, что альтернативу ему будет найти несложно, в том числе с балансным подключением к усилителю.
Другая возможность апгрейда является бесплатной опцией и единственной конструктивной особенностью, к которой у меня возникли претензии. Разработчики реализовали изначально гениальную идею: добавили в комплект поставки вторую пару амбушюр. Она отличается не только материалом отделки, но и размером внутреннего пространства, что влияет в первую очередь на режим работы излучателя и характер звучания наушников.
В итоге покупатель одной пары Quad ERA-1 становится обладателем двух моделей наушников с разной посадкой и разным характером звучания без каких-либо доплат. Выглядит привлекательно, не так ли?
Примерка
Обе версии амбушюр полноразмерные (полностью охватывают уши), но имеют существенные отличия. Малые амбушюры больше вторых похожи на штатные — они идеально повторяют пропорции и контуры чашек наушников, у них небольшая глубина и ровная высота подушки по всему периметру. Внутреннее пространство невелико — так, маленькие силиконовые уши измерительного стенда там поместились, а моим ушам уже было тесновато. Прилегающая к телу поверхность выполнена из мягкого, но нескользящего материала, напоминающего замшу или велюр. Внутренняя вставка из кожи имеет перфорацию, а наружная — сплошная.
Вторые амбушюры просторнее внутри, к тому же они имеют увеличенную глубину с выступающей частью, заполняющей пространство позади уха. Наружный размер амбушюр практически такой же, как и у первых, но выглядят они крупнее и массивнее. Материал всех поверхностей — искусственная кожа с перфорацией на внутренней и наружной сторонах. В больших амбушюрах ушные раковины чувствуют себя свободнее и комфортнее, нежели в малых. Но есть свои тонкости: кожаное покрытие, в отличие от замшевого, довольно скользкое, а оголовье — тяжелое.
Таким образом, используя наушники с большими амбушюрами, головой лучше лишний раз не трясти, а с малыми амбушюрами можно не стеснять себя в движениях.
Умелые руки
Особенности посадки и материалы амбушюр вполне можно отнести к вопросу персонального выбора, не делая поспешных выводов об особенностях той или другой версии. А вот способ крепления амбушюр положительных эмоций у меня не вызвал: они фиксируются на чашках наушников с помощью пластиковых шкантов, как грили на бюджетной акустике. Держатся амбушюры настолько крепко, что при неаккуратном их снятии можно порвать кожу или сломать крепления, и также есть риск установить амбушюры неплотно — по периметру останется зазор, из-за которого вы получите разбаланс отдачи в области баса и нижней середины между левым и правым наушником.
Сказать по правде, первое, что мне захотелось сделать, когда я увидел, как именно амбушюры ставятся на чашки наушников, — вклеить какой-нибудь уплотнитель по периметру (ради уверенности, что сопряжение амбушюры и чашки будет герметичным). И в целом процедуру замены абмушюр у этой модели лучше делать только в том случае, если вы точно понимаете, что делаете. С принятием всей полноты ответственности, так сказать.
Не уделив этим вопросам должного внимания, разработчики наверняка логично рассудили, что, выбрав один тип амбушюр, человек будет пользоваться ими постоянно, а поэтому «делать красиво» совсем не обязательно. Но впечатление от взаимодействия с наушниками столь грубое крепление все же портит. Было бы куда благороднее сделать амбушюры с дополнительным контуром уплотнения и магнитным фиксатором, или хотя бы с более удобными защелками. Пусть даже наушники стали бы на пару процентов дороже.
Полцарства за пол-ватта
Прослушивание Quad ERA-1 пошло не по плану с самого начала. Электрические характеристики, равно как и заверения самого производителя, явно говорили о том, что для успешной работы будет достаточно и сравнительно маломощного усилителя. Поэтому, собственно, и было решено провести тест до приезда в Россию усилителя для наушников Quad PA-One. И это смелое допущение изрядно спутало карты.
Не могу сказать, что Quad ERA-1 в принципе не звучат с маломощными источниками. Даже со смартфоном или iPod наушники играли полноценно: есть и масштаб, и динамика, и вокал вполне выразителен. Разве что бас получается гулким, а в сложной музыке не хватает деталей, но тут уже и источники не вытащат достаточное количество музыкальной информации, нужны аппараты серьезнее.
Повод понервничать появился, когда с задачей не справился Quad Viena с подключенным к нему компьютером в качестве цифрового USB-транспорта. Усилитель для наушников, встроенный в этот аппарат, вполне уверенно справлялся даже с большими динамическими наушниками. Но звучание планаров ERA-1 он сделал хоть и более детальным (в сравнении с портативными устройствами), но по-прежнему гулким на басу и окрашенным на средних частотах — верный признак того, что мощность нужно как минимум удвоить, а лучше на порядок поднять.
Мой дежурный ЦАП, выдающий на нагрузке 20 Ом порядка 200 мВт (между прочим, вдвое больше, чем заявлено в паспорте наушников), показал примерно тот же результат — окрашенность и плохой контроль баса. Хотя обычно с низкоомными планарными наушниками он справлялся неплохо.
Ситуацию спас Naim Uniti Nova. К счастью, в устройствах Uniti выход для наушников имеет далеко не номинальную функцию. По схемотехнике и основным характеристикам встроенный усилитель аналогичен тому, что устанавливается в фирменном ЦАПе-усилителе DAC-V1. И именно с Naim наушники запели по-настоящему: существенно возросло разрешение, ушла окрашенность и каша из СЧ-области, бас стал собранным, четким, упругим и не выходил из-под контроля на гулких низких нотах контрабаса и басовых эффектах в дабстепе. Теперь-то Quad ERA-1 стали звучать как планары заявленной стоимости, а возможно, даже большей. Тут надо еще разобраться.
Звучание… амбушюр?
После того как проблема с источником и усилителем была решена, пришло время послушать наушники, а точнее — сравнить характер звучания двух версий с разными амбушюрами. Сразу хочу уточнить, что ни о какой разнице в степени подавления внешнего шума речи идти не может, поскольку наушники полностью открытые, и окружающий звук в них слышно так же хорошо, как людям слышно, какую именно музыку вы включили в данный момент. Все отличия в техническом плане сводятся к тому, на какой объем внутренней камеры (образуемой амбушюрами и ушами) нагружен излучатель наушников. Самые нетерпеливые, или же те, кто заранее для себя решил, что никакой разницы быть не должно, могут сразу обратиться к результатам измерений. Ну а я пока расскажу, что услышал.
С малыми амбушюрами звучание наушников максимально соответствовало фирменной идеологии звука Quad, которая прослеживается от усилителя к усилителю и от колонки к колонке уже не один десяток лет. Характер звучания темный, с ровным балансом между басом и нижней серединой, но с некоторым дефицитом верха. При этом звук энергичный и детальный. В таком варианте сцена имеет средний размер. Сопоставимый масштаб звуковой картины при желании можно получить и в полуоткрытых, и даже в некоторых закрытых наушниках.
По мере ознакомления с музыкой разных жанров очень впечатлила сфокусированность и динамичность звучания. Каждая нота четко очерчена во времени, никаких смазываний. На быстрой музыке реакция наушников молниеносна, и совсем не важно, слушаете вы Вагнера или Slayer — скорострельность и мощь гарантированы. Такой саунд идеально подходит для рока, блюза, танцевальной электронной и популярной музыки. Некоторые музыкальные композиции звучали скучновато, главным образом, из-за недостатка «воздуха». Однако никакая музыка усталости не вызывала, все играло вполне комфортно и располагало к длительному прослушиванию.
В больших амбушюрах звучание получилось совсем иное — более открытое, прозрачное и масштабное, с широчайшей сценой, какую и ожидаешь от открытых наушников. Верхнего баса стало как будто чуть меньше, и вообще звук казался менее телесным и наполненным, а середина, напротив, заиграла ярче и острее. В результате вокал получался более артикулированный, иногда даже солирующий на общем фоне; заметнее стали и сибилянты.
С малыми амбушюрами звук охарактеризую как ровный, но с некоторыми темными оттенками, а с большими — однозначно светлый, но с выраженной окрашенностью на средних и верхних частотах. С большими амбушюрами интереснее всего слушалась классика, аудиофильские записи джаза и электронная музыка, изобилующая пространственными эффектами.
Измерения
В процессе измерения возникли технические сложности, не позволившие получить достоверные данные по уровню искажений, зато наушники показали отличную линейность фазовой характеристики, уложившейся в коридор значений в два раза более узкий, чем лучшие планарно-магнитные модели. Не менее привлекательно выглядят и результаты измерения АЧХ.
График АЧХ, полученный с малыми амбушюрами, радует отличной линейностью вплоть до 1 кГц, после чего средняя линия АЧХ не срывается в пропасть, как это бывает у планарных наушников, а лишь слегка проседает на 5 дБ. Резонансные явления чашек в виде резких пиков-провалов не столь драматичны, как это обычно бывает. Поводом для беспокойства можно назвать только спад отдачи, начинающийся довольно рано и достигающий минимума в области 10 кГц. Несмотря на это, общая картина АЧХ максимально близка к понятию эталонной.
Большие амбушюры расставили акценты несколько по-другому. Первый сюрприз, который ожидает слушателя, — подъем 1 кГц, делающий звук ярким и артикулированным. Он же ответственен за маскировку верхнего баса. За этим акцентом располагается довольно масштабный провал АЧХ в районе 2-5 кГц, но, несмотря на неприглядный вид, он приносит скорее пользу, нежели вред. Не будь его, звук казался бы более жестким и плоским. Дальше можно наблюдать самый приятный бонус: спад отдачи на верхних частотах начинается гораздо позже, что в результате и дало открытое, светлое и атмосферное звучание с лучшей проработкой сцены.
На третьем рисунке сравниваются усредненные АЧХ левого и правого каналов наушников с большими и малыми амбушюрами. Можно увидеть, что АЧХ наушников с малыми амбушюрами заметно ровнее на участке до 7 кГц, а в этот диапазон укладываются основные тона и верхние гармоники большинства живых инструментов, включая и человеческие голоса. Выше 7 кГц присутствуют только верхние гармоники наиболее звонких и писклявых инструментов, да всеобъемлющий орган.
На фоне АЧХ наушников с малыми амбушюрами, которую мы может взять за точку отсчета, хорошо видно, как увеличение внутреннего объема амбушюр формирует акценты и смещает резонансные пики выше по частоте, что в данном случае сыграло в плюс, увеличив количество верхних частот.
Выводы
В этот раз выводов будет достаточно, списком. Многие моменты я считаю важным подчеркнуть. Начну с главного. В сравнении с конкурентами Quad ERA-1 является весьма заманчивым предложением: свой ценник они отрабатывают с хорошим бонусом. Второй момент — чудес не бывает: чтобы планары зазвучали убийственно хорошо, нужен убийственно мощный усилитель (к счастью, найти его не проблема). Третье: смена амбушюр существенно меняет звучание ERA-1. Считайте, что это не одна, а сразу две модели. Но если предпочтительными по звучанию окажутся те амбушюры, которые менее комфортны — все вопросы к производителю. Не я эту кашу заварил. Четвертое, согласно моему опыту, балансный кабель с соответствующим усилителем и трактом для таких наушников обязательны к применению. Особенно если вы остановите свой выбор на малых амбушюрах.
В целом же Quad ERA-1 произвели исключительно приятное впечатление. А учитывая, что это первый опыт компании в данном жанре, остается только рукоплескать разработчикам и кричать «браво». Дебют удался на славу. Но крепление амбушюр поменяйте, пожалуйста.
Достоинства: высокое разрешение, отличная динамика, возможность выбирать характер звучания, а также использовать альтернативный кабель (в т.ч. балансный)
Недостатки: наушники требуют куда большей мощности, чем заявлено в спецификации, не самая удачная реализация крепления амбушюр
Официальный сайт: Quad ERA-1
Цена: 64 990 рублей
Паспортные данные
Тип: планарно-магнитные
Акустическое оформление: открытое
Диапазон частот: 10-40000 Гц
Чувствительность: 94 дБ
Искажения: менее 2%
Импеданс: 20 Ом
Мощность: 100 мВт
Масса: 420 г
Высокое разрешение, отличная динамика, возможность выбирать характер звучания, а также использовать альтернативный кабель (в т.ч. балансный)
Наушники требуют куда большей мощности, чем заявлено в спецификации, не самая удачная реализация крепления амбушюр
64 990 рублей
Тип: планарно-магнитные
Акустическое оформление: открытое
Диапазон частот: 10-40000 Гц
Чувствительность: 94 дБ
Искажения: менее 2%
Импеданс: 20 Ом
Мощность: 100 мВт
Масса: 420 г