Компания Audio Research существует с 1970 года, и в ламповой технике у нее накоплен большой опыт. При этом разработчикам не чужды и современные технологии, и решения, направленные на удобство пользования, и стабильность характеристик. Не мешает ли это усложнение конструкции, музыкальности и детальности, как многие считают, утверждая, что высококачественное звучание и пуристский подход должны идти рядом? Рассмотрим вопрос на примере оконечника VT80.
Корпус усилителя имеет классические очертания: лампы входного каскада 6H30 расположены ближе к слушателю, за ними возвышаются выходные КТ120, а трансформаторы установлены в ряд у задней панели. Все это скрыто под защитным кожухом, который в Европе входит в комплект.
Для аппарата ценой более 700 тысяч выглядит он, на мой взгляд, с закрытой крышкой чересчур скромно — глазу практически не за что зацепиться. Впрочем, снять крышку не так уж сложно. На передней панели ручки для переноски, как у рэковых компонентов, но в таком положении я бы его носить не стал, да и в стойку его не поставишь. Кнопка питания, помещенная по центру, призывает поскорее ее нажать и начать прослушивание. И тут сразу же начинается волшебство.
Электронные помощники
Нет, речь пока идет не о волшебстве звука, а о технологических решениях, которыми разработчики наделили данный прибор. Сигнал на выходе появится через 30 секунд после подачи питания, когда все компоненты выйдут в рабочий режим. Есть и функция автоматического отключения при отсутствии сигнала на выходе усилителя в течение двух часов. Особо отмечается, что цепь, определяющая это состояние, не связана со звуковым трактом и, соответственно, не оказывает влияния на звучание. При желании все же ее можно отключить тумблером на задней панели. Любителям держать технику «под парами» сообщу, что играть он начинает сразу, и каких-либо изменений в характере исполнения по мере дальнейшего прогрева я не заметил. Так что можно сэкономить электроэнергию и срок службы ламп. Счетчик часов их работы находится на задней панели. Производитель рекомендует менять лампы после 3000 часов, и это должен быть подобранный по параметрам комплект.
Стабильности звучания во многом способствует система автоматической подстройки смещения, компенсирующая в том числе и изменения характеристик ламп в процессе эксплуатации. Да и с точки зрения пользователя это удобно.
Система, в которой я слушал VT80, состояла из CD/SACD-проигрывателя dCS Rossini, лампового предусилителя Audio Research LS28 и напольной акустики TAD Evolution One. Они были подключены акустическим кабелем Siltech LS-120, а межблочник использовался Siltech Queen XLR. Для более полной картины позже я переключился на полочники Sonus Faber Guarneri Tradition.
Если вам попадались отзывы, в которых звучание ламповых аппаратов Audio Research сравнивают с транзисторной техникой — не верьте. А вот пользоваться VT80 действительно настолько же просто, как и транзисторным. Впрочем, полупроводники в нем тоже есть — в выпрямителе.
Дотошность и невозмутимость
Усилитель продемонстрировал полную нейтральность, о каком-либо «ламповом» или «транзисторном» характере звучания говорить не приходится. Разрешение во всех областях спектра оказалось более чем достаточным для любых фонограмм, которые я ему предлагал. Динамика тоже представляется адекватной, без сглаживания пиков сигналов с резкой атакой или насыщения гармониками громких фрагментов.
«Ночные молитвы» Гия Канчели в исполнении Кронос-квартета позволили VT80 показать сразу две свои сильные стороны: работу с тихими сигналами и со сложной музыкой. Самые острые диссонансы этой композиции не превращались в отталкивающее нагромождение звуков, а заставляли вслушиваться еще внимательнее.
Дайане Кролл с ее альбомом «Turn Up the Quiet» усилитель не стал оказывать снисхождения. Конечно, технически запись выполнена безупречно, и Audio Research не стал этого скрывать. Но сделана она крупными мазками, и несоответствие масштабов вокала и аккомпанирующего ансамбля аппарат тоже показал: голос заполняет все пространство между слушателем и колонками, а музыканты ютятся где-то за ними, возле стойки с аппаратурой. Даже небольшие, но емкие инструментальные соло не избавляли от этого ощущения. Вообще, чем проще музыка и звукорежиссура, тем строже становился усилитель.
В композициях Art of Noise с альбома «Below the Waste» VT80 буквально впечатывает каждую первую долю ритма, остается лишь вслушиваться в текст и тонкую работу с реверберацией.
Измеритель ритмичности
Нехватку музыкальной информации аппарат компенсирует, разбирая фонограмму «по косточкам». На альбоме The Rolling Stones «A Bigger Bang» в его исполнении я обнаружил, что малый барабан в некоторых треках к концу песни начинает немного запаздывать, как бы давая понять, что скоро финиш. Послушайте и убедитесь сами, если ритмическая точность вашей системы позволит это заметить.
Зато на диске «Phantom Limb» группы The Pines, вышедшем на лейбле Naim Edge, слушать короткие фрагменты по полторы минуты (как часто бывает при тестировании) не хотелось — возникало желание дослушать трек до конца, а лучше парочку. И на классических произведениях хочется задерживаться подольше: в этом я убедился, поставив сборник «Arabesque», выпущенный Crystal Cable.
Audio Research наглядно показывает изначально дискретный характер электронной музыки. Отсутствие взаимодействия между исполнителями (они ведь взаимодействуют лишь с метрономом) заставляет слушателя разбирать фонограмму на отдельные элементы, избегая соблазна нырнуть в создающийся из них поток. Но сами звуки VT80 выдает очень убедительно, с мгновенным переходом от тишины до полной мощности, как того требовали, например, синтезаторы группы Noisia с альбома «Split the Atom».
Умение увлечь слушателя очень выручило аппарат при проигрывании Tangerine Dream «White Eagle». Несмотря на несовершенство записи, длинные композиции с альбома воспринимались именно как программные произведения. Впрочем, позиционирование инструментов, как в центре стереосцены, так и в ее глубине, могло быть поточнее. Данный эффект наблюдался и с классической музыкой. Переключение на полочники Sonus Faber Guarneri ожидаемо улучшило ситуацию, но в этом классе я встречал аппараты с буквально голографической прорисовкой стереообраза.
Выводы
Этот усилитель пробуждает в слушателе исследовательский инстинкт. Велика вероятность, что с ним вы будете слушать много новой для себя музыки, причем более сложной, чем вы привыкли. Даже самых неусидчивых он способен усадить в кресло хотя бы ненадолго.
Любителям стилей попроще может не понравиться, что их любимые композиции, оказывается, записаны с огрехами, а аранжировки бедноваты. Если же вы не боитесь поменять свои жанровые предпочтения, то вам стоит познакомиться с Audio Research поближе.
Достоинства: Полная нейтральность и по ламповым, и по транзисторным меркам. Хорошая динамика и разрешение во всем частотном диапазоне. Легко справляется с различными АС. Способности к самым сложным музыкальным жанрам. Не требует от пользователя специальных навыков или дополнительных действий по настройке.
Недостатки: В этой категории можно найти аппараты с более филигранной фокусировкой стереообраза, избыточен для легких музыкальных стилей.
Официальный сайт: Audio Research VT80
Цена: 714 000 рублей
Паспортные данные
Выходная мощность: 2х75 Вт (4 Ом, 8 Ом)
Частотный диапазон: 0,7 Гц – 80 кГц (- 3 дБ, 1 Вт)
Коэффициент гармоник: менее 0,05% (1 Вт)
Отношение сигнал/шум: 112 дБ (8 Ом)
Взаимопроникновение каналов: -112 дБ
Входы: RCA, XLR
Выходы на АС: 4 Ом, 8 Ом
Входная чувствительность: 1,4 В (XLR)
Входной импеданс: 300 кОм (XLR)
Общая отрицательная обратная связь: 15 дБ
Скорость нарастания выходного сигнала: 10 В/мкс
Используемые штатно лампы: входные — 2 х 6H30, выходной каскад — две подобранные пары KT120
Защитная решетка: есть
Потребляемая мощность (в работе/в простое/максимально): 410, 230, 500 Вт
Габариты (ВхШхГ): 262х483х493 мм
Вес: 20,7 кг