Здесь мы рассмотрим просто еще один частный случай. Сравним звучание шикарного (на мой взгляд) студийного конвертора Grimm Audio UC1 со звуком нашумевшего Lessloss Echo's End Original
Представляем участников:
Grimm Audio UC1
/ 5 796 Евро
Cтудийный аудио интерфейс UC1 от цифровой лаборатории Grimm Audio (Нидерланды) формально является студийным контроллером мониторных линий. Был разработан для работы с "родными" цифровыми мониторами серии Grimm LS. Интересно, что одним из заказчиков разработки была известная английская компании PMC, которой требовался качественный контроллер для серии своих цифровых студийных мониторов.
При весьма скромной (по меркам Grimm) стоимости, пользователь получает обширный функционал как для студийных звукоинженеров, так и для "домашних" любителей звука:
- ЦАП и АЦП 24bit / 192kHz
- USB интерфейс. Отдельные 18-ти и 2-канальный.
- Аналоговый балансный предварительный усилитель
- Цифровой коммутатор: 4 цифровых выхода, 4 цифровых входа
- Задающий тактовый генератор Word Clock со сверхнизким джиттером.
- Усилитель для наушников.
- Инструментальный вход на передней панели с регулятором уровня.
Не знаю как сейчас, но раньше в студиях такое назвали "оборудованием класса А" (не подумайте, что по классу работы выходных каскадов). К такому оборудованию, как правило, относили студийные приборы с действительно дорогой элементной базой и высокохудожественным инженерным уровнем проработки схемотехники.
Как правило, такие устройства действительно умели (и умеют) хорошо звучать и быстро находят своих поклонников не только в "аутбордах" контрольных комнат, но и в High-End стойках продвинутых аудиофилов.
Для понимания, достаточно просто перечислить бренды таких девайсов:
dCS
Wadia
Nagra
Weiss
Apogee
Bricasti
Lavry
Merging
Все эти компании хорошо известны как в профессиональном мире, так и в сегменте High-End. Оборудование под любым из этих брендов всегда подвергнуто пристальному вниманию всех "аудиоманьяков"!
Вот и Grimm решились ). Например вот так выглядит версия для домашней стерео системы:
Техничка Grimm Audio UC1:
Analogue output:
▪ THD+N: -100 dB
▪ SNR: 114 dB
▪ Output impedance: <25 Ohm below 20 kHz
▪ Headphone 6.3 mm stereo jack max 15 dBu in600 Ohm (30 mW)
Clock specifications
▪ Sample rates: PCM 44.1 kHz - 192 kHz
▪ Internal intrinsic clock jitter <0.6 ps RMS(> 10 Hz),
▪ Clock frequency master mode: 44.1 or 48 kHz± 20 PPM, -5 +50 °C
Немного о том, что не пишут в "рекламках" сами Grimm (а зря).
Конвертация DA (цифро аналоговое преобразование):
AKM AD4396 (весьма древний, недорогой и отлично звучащий "камешек").
D‑A динамический диапазон на уровне 117,3 дБ (A-взвешенный)
THD + N: 0,0009%
Конвертация AD (преобразование аналог в цифру):
Burr Brown PCM4202
A-D динамический диапазон: 116,9 дБ
THD + N: 0,0007%
Это фактически измеренные показатели, которые даже немного лучше публикуемых в официальных спецификациях.
-> Весьма неплохой вариант для студийного мастеринга и высококачественного контроля в студии и дома.
Lessloss Echo's End Original
/ 6 140 $
Высокое цифровое эзотерическое искусство из Литвы.
Сия деревянная коробочка выглядит и звучит очень необычно, и явно отличается от всего того, что вы (но я точно) могли слышать до этого в таком бюджете. Хотя в последнее время цена в России заметно подросла, этот ЦАП по прежнему остается одним из самых желанных для меломанов, открывающих для себя мир "начального" High-end.
Описать функционал конверторов Lessloss, довольно просто - это просто ЦАП :). Да, просто ЦАП и ничего больше. В нем нет ни предварительного усилителя ни усилителя для наушников. Да что там говорить, на корпусе нет ни единого светодиодного, или любого другого индикатора! Нет даже кнопки включения! Вот это я называю максимальный минимализм.
Конверторы Lesslos могут быть в трех модификациях, каждая из которых отличается массой инопланетных технологий, в той или иной степени влияющих на итоговое звучание.
Самая дорогая Reference Supreme Edition ($39 000), дополнительно оснащается выносным блоком питания и корпусами из весьма уникального материала - "бронированное дерево" PanzerHolz, покрытого несколькими слоями натурального воска. В итоге старший, конечно выглядит и звучит шикарно, причем не только на слух, но и на нюх! (без шуток - аромат, излучаемый восковым покрытием его корпуса - фантастически приятный)
Основная архитектура и функционал у всех версий ЦАП очень схож - дискретный прецизионный балансный ЦАП на резистивной матрице R-2R с использованием фирменных модулей Lessloss Firewall на разных участках сигнальных и силовых цепей (об этом в других статьях).
Разумеется, количество матриц R-2R в разных версиях отличается 😊
Техничка Lessloss Echo's End Original:
PCM до 24/192 kHz
DSD 1x и 2x через USB вход
Самые точные из доступных на сегодня резисторов в матрице R-2R (специально выполненные для Lessloss платы Soekris)
Три модуля Lessloss FireWall на борту.
Цифровые входы: USB, S/PDIF и AES/EBU.
Аналоговые выходы: 2 несимметричных (RCA), подключенных непосредственно к массиву резисторов лестничного ЦАП и 2 сбалансированных (XLR).
Интересно, что Lessloss намеренно не публикует никаких формальных технических характеристик. Сами они так пишут об этом:
Чувствуете ли вы себя разочарованными с обещаниями современного цифрового аудио? В начале 90-х Sony и Philips рекламировали “идеальный звук навсегда”, но разве сегодня вы не чувствуете холода, опустошенности и усталости от механического цифрового звучания? Заставляет ли вас ваш собственный опыт усомниться в бесполезной “гонке чисел”? Разве не подозрительно, что при определенных условиях стандартное разрешение на самом деле может звучать лучше, чем высокое разрешение? Если это так, то Lessloss для вас.
Представьте себе звук настолько плавный, разборчивый и органичный, что вы больше не будете задумываться о том, цифровой он или аналоговый. Частота дискретизации ничего не значит. Представьте, что вы ощущаете сложные эмоциональные переживания каждого выступления, независимо от источника.
Компания LessLoss совершенствует искусство цифрового преобразования уже более 18 лет. Мы никогда не участвуем в корпоративных крысиных бегах в погоне за популярной модой. Мы многое делаем "на слух там, где лабораторное оборудование уже не может работать. Echo's End - идеальный ЦАП, если вы хотите, чтобы музыка звучала так же, как это происходит в природе. Вы не получите резкости или маскировки за счет цифровой “одинаковости”.
... Ни микросхем, ни буферов операционных усилителей, ни колпачков, ни трансформаторов, ни каких-либо ламп.
Я намеренно привел такую длинную цитату с их официального описания, поскольку, ну согласитесь, во многом они правы! А наши собственные тесты их устройств, многократно это подтверждали на практике!
Битва двух миров...
Итак, слушаем...
Lessloss сразу звучит шире и глубже на всех тестовых фрагментах. Это чувствуется и при тестировании во всех других системах, где удавалось его послушать "лоб в лоб". В хорошей системе разница становится еще более заметной.
Звучание Lessloss содержит больше текстур и всякий раз придает дополнительное содержание казалось бы простым "голым" звукам. В звучании есть тот невидимый шелк, который связывает все нотки и музыка буквально льется рекой.
Это особо хорошо чувствуется с нашим усилителем MCA-100, который на столько "прозрачен", что способен более чем адекватно отображать мельчайшую нюансировку.
После каждого переключения на Grimm кажется, что передний край стал на много более очерченный, острый и "осязаемый". Первое впечатление при каждом прослушивании: "...ооо - это на много лучше чем Lessloss".
Вспоминаю, что именно так рассуждали некоторые аудиофилы, которые приходили к нам на прослушивания младших Lessloss. При каждом включении Grimm они все в один голос умилялись, что последний звучит определенно разборчивей, детальней и, как следствие - лучше. И действительно, на некоторых композициях при беглом сравнении так может показаться даже хорошо подготовленным аудиофилам!
Однако, через час-другой, звучание Grimm уже начинает "придавливать на уши", эффект пластичности и "музыкальной плавности", который был у Lessloss исчезает, а вместо этого появляется больше зернистости. Для того, что бы это осознать, требуется куда больше времени, чем простые "предпродажные" прослушивания в салоне.
Оба устройства по своему превосходны с точки зрения детализации, но они отображают ее сильно по-разному. Разная подача и принципиально разный уровень раскрытия "вторых" и "третьих" планов.
Grimm совершенно точно имеет более очерченные передние планы! Они ощущаются чётче, чем у Lessloss. Звуковой образ более контурный, но тембрального богатства конечно недостаточно по сравнению с конкурентом из мира High-End. При этом "воздуха" в звуке Grimm предостаточно.
Когда вы слышите звук в реальной жизни, вы его не просто "слышите", но еще и ощущаете "всем телом", чувствуете его текстуру, некоторую внутреннюю скрытую сторону каждой вибрации. Похоже, Lessloss всякий раз пытается именно это "отобразить"! Во всем чувствуется бОльшая натуральность и "природность", если хотите. Он значительно сильнее подчеркивает текстуру и дает понять "вес" каждого звука, а не только контур.
Grimm немного более "жесткий", но передает абсолютно такое же количество деталей и музыкальной информации.
Итак, это наше прослушивание еще раз подтвердило исключительную разницу в подходе к звукоизвлечению студийного и High-End железа.
Какой подход и звук ближе именно вам, можно выбрать только при самостоятельном тестовом прослушивании и желательно весьма длительном. А мы всегда готовы с этим помочь, организовав все в любом из наших демозалов. Приходите, не стесняйтесь.
P.S.
Когда мы носили Lessloss DAC в одну из самых крутых студий в нашей стране, то разница между местным студийным конвертором и Lessloss конечно была слышна, но не такая значительная, как (уверяю вас) вы легко смогли бы заметить даже на относительно простенькой своей домашней Hi-Fi системе.
Объяснение этому тоже очень простое. Как правило, в подавляющем большинстве современных студий используется "цифровой" мониторинг с кучей DSP. Поэтому в таких условиях звукоинженерам остается только догадываться о преимуществах и нюансировке, которую могли бы предоставить им более дорогие и продвинутые конверторы. Поскольку все равно их звук будет беспощадно "перецифрован" на входе в пульт, или цифровую же студийную мониторную линию.
Но для нас большим удивлением было то, что люди-профессионалы, которые это понимали явно лучше нас, совершенно не смутились данному факту, в отличии от нашей группы аудиофилов, которые всячески пытались на это намекнуть ). Но это уже тема отдельного большого разговора - разница в подходе к оценке качества звука у профессиональных звукорежиссеров и аудиофилов. Она огромна и это весьма странно. В том числе потому, что "первые" создают звук для "вторых". Почему же они на столько "по разному" его слышат? 😊
Tophiend.ru