Необъяснимость моей искренней симпатии к концепции Klipsch толкает к тому, чтобы разобраться в своем, к ним, отношении. Что является истинным, а что нафантазированным? Мне кажется, что в моем случае воспоминания о первом увлечении музыкой, о том, как я ее воспринимал в молодости, со временем несколько размылись, приобрели общий, теплый и ностальгический характер. Столкнувшись же с Simple Distribution, в лице Павла Кузьмина, я услышал огромное количестве именно той музыки, по которой «отлетал» в 80-х и 90-х годах. Копаясь в себе, прихожу к мысли, что это породило несколько ревнивый отклик в душе. Как так? Это ведь мой личный бэкграунд! Да и еще отчетливо окрашенный звучанием, которое мне тогда было недоступно. Возможно сознание, что я упустил столько «вкусного» привело, поначалу, к отстраненному неприятию.
Что-то, однако, «зацепило» и я продолжил заруливать к Павлу на выставках. Обратил внимание, что он строит работу на разноплановом повествовании о релизах и музыкантах, об аппаратах и брендах… Как же тогда не хватало подобных фактов. Мы с друзьями как губки впитывали любые крохи сведений. И, зачастую, из сплетен и домыслов формировали романтический ореол вокруг любимых исполнителей. Потом, в разговоре с Литваком Валерием, я узнал, что Павел вообще интересный собеседник. Противоречивые чувства истаивали, становилась очевидной иррациональность поверхностного предубеждения. Параллельно формировалось понимание о сути звукоизвлечении. Я стал втягиваться и сопрягать личный багаж с тем, что слышал. Нарастало ощущение единения подачи Klipsch со звучанием любимой музыки. Выкристаллизовывалось логичное соображение, что сие закономерно. Отрывочные сведения о бренде, объединяясь, рисовали общую картину того, что Klipsch является неотъемлемым участником музыкальной культуры США с 1946 года. То есть, создание и развитие данной акустики происходило вместе с появлением новых стилей, взлетами самых ярких музыкантов, передавая именно тот звук, которого добивались исполнители. Точнее мог изобразить только сам «лабух», вживую. Этот пестрый и разнообразный «sound» играл по всей Америке. И через Klipsch, в том числе. А уж если бренд существует без малого восемьдесят лет, то можно довериться исключительно избирательному вкусу нескольких поколений американских меломанов. Любители поспорить, конечно же, найдут, что возразить и к чему придраться. Поклонники Altec и JBL вскинутся, мол, полегче, коллега! Я сейчас веду речь исключительно о состоятельности Klipsch как бренда, не умаляя достоинства иных, не менее значимых. Более того, я рисую мою внутреннюю «дорожную карту» приязненных умопостроений. Иными словами, данная акустика плоть от плоти порождение музыкального «взрыва», произошедшего после войны. Klipsch прошел все исторические этапы развития, плавно вписался в битву за High-End и не сдал свои позиции под порывами новых веяний. Он был и остается живым свидетелем заката XX века, может быть последним осколком американской мечты.
Если же слегка прибрать градус патетики, то, пожалуй, это одни из немногих систем, способные воскресить память о душевном многообразии стилей и направлений. Вернуть нас в молодые годы и оживить потускневшие «снимки» времен, когда «мир крутился вокруг нас» и не было ничего невозможного. Нынешние молодые Аудиофилы с любопытством тянутся сознанием в прошлое, интуитивно находя там значимость для дня сегодняшнего. Я от души рекомендую обратиться к возможности услышать этот звук и запомнить его оттенки. Как знать, что станет базовым, в будущем, для звукового переосмысления, а оно, раньше или позже, воспоследует, во всей своей монументальной неизбежности.
Далее повествование пойдет со слов Кузьмина Павла (директор по развитию Simple Distribution). Текст немного подредактирован и «причесан», на предмет повышения художественной ценности))).
Начну с того, что Klipsch - особенная акустика, которая родилась в голове человека с яркой харизмой. Очень образованного человека. Его имя вписано в зал Славы Рок-н-Ролла.
Люди частенько путают название линейки с отдельными моделями. Heritage (Наследие) – модельный ряд. В него входят KlipschHorn, Cornwall, Jubilee и т.д. Эти модели пролонгируют в современность именно те, которые создавались основателем компании Paul Wilbur Klipsch, исключительно компетентным человеком, с математическим складом ума. На сегодняшний день Klipsch практически «трансгалактическая» корпорация, объединяющая в своем составе несколько производств, по всему миру. Однако лицом компании остается старейшая фабрика в США, штат Арканзас, в городке с символичным названием Hope (Надежда). Второго такого бренда попросту нет. Весь этот «организм» существует как дань традиции, просто потому, что так надо, так хотел основатель. Здесь можно увидеть аналогию с монархией, которая нужна ради флага, традиций и единения. Ну и в самом деле, покупая самый незначительный аудио предмет c логотипом Klipsch Heritage, каждый получает дополнительно осознание масштаба истории бренда в одном слове Heritage.
Если сейчас смотреть на фоторгафии акустических систем Klipsch 46-го года, 50-х, 70-х, 80-х, то большой разницы с серией Heritage мы не увидим. С точки зрения потребителя, который частенько выбирает глазами, созвучность с винтажными моделями повышает очарование, придает значимости приобретению. А с точки зрения маркетолога затрагивает некоторые сентиментальные чувства, добавляет изделиям весомости в исторической перспективе. Наверное, это правильно, поскольку привносит дополнительный положительный аспект в эмоциональное восприятие музыки. Некое дыхание времени, отзвук множества чувств, вложенных поколениями людей в результат, воплощенный играющими в комнате колонками. Все это, зачастую, оказывается куда важнее диапазона и прочих технических характеристик. Кое-кто отмечал, что в спецификациях Klipsch можно прочесть, будто они играют до 16 kHz. Но разве именно это важно? Тем более, что среднестатистическое восприятие верхних частот колеблется в пределах 12-14 kHz.
Существует вероятность простого американского «раздолбайства». Копируют данные, не придавая особой важности содержанию параметров. Хотя меня таким «хулиганством» бренд и пленяет. Наряду с Klipsch многие припоминают американские бренды Revel или JBL, сравнивают их. Мне довелось прочитать большой обзор владельца Cornwall и Forte, который подробно описывал и объяснял их отличие от JBL. Там говорится почему он не потерпит JBL рядом с Klipsch. Иными словами, американская акустика весьма разнообразна и честно признаюсь, когда пришлось начать работать с линейкой Heritage, было очень непросто переключить голову со своих привычных предпочтений.
Мы все очень быстро фокусируем внимание на том, что нам нравится, а остальные предметы перестаем воспринимать объективно. Попросту заполняем ячейку влюбленности, становясь невосприимчивыми к аналогичным свойствам другого предмета. Но поскольку я профессионально занимаюсь аппаратурой более 25 лет, то должен, употреблю именно «должен», понимать, как использовать самую разнообразную технику и регулярно, на беспристрастной основе, оценивать ее как потребитель. Это значительно повышает взаимопонимание с клиентами.
Когда, по роду деятельности, стало необходимо ознакомиться с продукцией Klipsch, было некомфортно. Превалировало чувство, что это попросту не мое. Позже, вовлекаясь, дал волю «хулиганскому» подходу и, как-то сразу, полегчало, «лыко», что называется, легло в «строку». Я стал экспериментировать с усилителями, жанрами… избавился от благоприобретенных клише… Manley неспроста появился в стойке…
С подбором усилителей все непросто, а особенно последние два года. Уже нет возможности походя ухватить что-то и попробовать. Так вот о Manley 300B: его идеология, по сути, очень схожа с Klipsch. Он себя отлично показал с капризными моделями LaScala, KlipschHorn и Jubilee. Это какой-то «ковбойский» бренд, который, как персона, никогда не обратится на «вы», не спросит разрешения сесть, положит ноги в сапогах на стол. Здесь в стойке стоит предварительный усилитель на 300-x лампах. Сигнал можно переключить напрямую, в обход трансформатора. Он становится еще более шумным, ловит все подряд. Космос, наводки и пр… Но, в то же время, дает такое пряное наполнение звука жизнью… это ощущается очень сильно, даже не ушами, а некими внутренними фибрами.
К Аудиофилам я себя не отношу и химсостав кабеля на слух не определяю))). Поэтому при первом подходе к «снаряду» я использовал интегрированные ламповые усилители, однотактники, двухтактники и пр… То есть, что-то погромче и пожирнее. Уже позднее «распоясался» настолько, что стал использовать сложносоставные системы. Подбирал отдельно предусилители, экспериментировал с каскадами усиления мощности. В прошлом году стояло аж четыре мощника. В этом году транзисторные моноблоки Parasound и пред Manley 300B. Мне такой подход напоминает приготовления блюда. Иногда, несочетаемые продукты дают результат, который становится изысканным, в своей «дикости». А Клипши, заразы такие, «жмурятся» от удовольствия и Поют…
Я бы определил эти свойства как характер. Кстати, у многих российских производителей аудиотехники имеется ярко выраженный характер. Например, наушники Kennerton, усилители S.A.Labs Алексея Сёмина. Они требуют такого же нестандартного похода, как и акустика, допустим, KlipschHorn.
Последнее время, на выставках, нет-нет, да и происходят диалоги с посетителями, когда я едва сдерживаюсь. Допустим, полная комната народа, я рассказываю что-то и иллюстрирую музыкой, не важно кто и как ее воспринимает, хоть попсой, просто слушают и им нравится. Но обязательно найдется человек, возраст не имеет значения, который заявляет, что все плохо. Спрашиваешь, что плохо? Плохо звучит? Вам не нравится блюз, джаз, рок-н-ролл? Нет, говорит, не должно быть так. Нельзя слушать ТАКОЕ на этом. Да и вообще подобную музыку слушать не надо.
А бывает и по-другому, молодой человек или девушка, девушки даже чаще, спрашивают: что бы вы посоветовали из виниловых проигрывателей, в пределах 30 тысяч. Кстати, женская половина аудитории на звук с пластинок реагирует тоньше, более искренне. Так вот, про 30 тысяч. Понятно, что годам к 22-23 у молодых людей бюджет не позволяет рассматривать аппараты за миллион. Все помнят себя в том возрасте. Кто-то откладывал, кто-то работал на трех работах, чтобы накопить на дорогущий кассетный плеер… И некоторые мои коллеги, в отношении молодых людей, на вопрос, что приобрести за тридцать тысяч отвечают, что за эти деньги ничего не посоветуют и вообще не надо задумывать ничего в таком незначительном бюджете. Однако ведь все, за редким исключением, начинали свое увлечение с копеечных приобретений. Постепенно проникаясь пониманием, становились опытными потребителями, вливаясь в Аудио «конвейер».
В самом начале работы с брендом я оказался в некотором тупике относительно жанровости. Существовали в голове клише, которые затрагивали мои внутренние музыкальные предпочтения. Они никак не укладывались в концепцию Klipsch. Позже, осмелев и избавившись от условностей, двинул процесс пободрее. Появился вкус и интерес к экспериментам, но часть жанров так и осталась за бортом. Хотя, во времена эзотерических практик с электростатами таковых оказалось гораздо больше. Вывалить их в виде списка затруднительно, существует переплетение и взаимопроникновение стилей. Могу точно сказать, что для меня остаются за кромкой «rap» и «hip-hop». По причине, как личного непонимания, так и несовместимости с серией Heritage. Для людей, любящих и слушающих такую музыку существуют модели акустики с несколько иными свойствами. Возможно даже среди линейки Klipsсh Reference, с медными динамиками.
Мы же сейчас говорим про настоящий Американский Klipsch, очерченный понятием Heritage. Подавляющая масса его поклонников слушает отцов-основателей рока, арт-рок и всевозможные разветвленные, взаимосвязанные жанры, возникшие на их основе. Эти коллективы интересны, на мой взгляд, тем, что у них есть музыкальная концепция и принципиальная позиция. На этом делается акцент. К подходящим жанрам также могу причислить весь электронный андеграунд, медитативно-эмбиентный пласт музыки и постпанк. Кстати, из списка стоит убрать гранж.
Среди Klipsch особняком стоит акустика Heresy. Я знаю множество людей, которые просто влюбились во внешний вид и в подачу этих «малышей». Модель «волшебная», я и сам являюсь их большим поклонником. Любители Heresy, в подавляющем количестве, это люди, которые слушают невообразимо разноплановую музыку. По моим наблюдениям, настолько разную, что даже мейнстрим и то, что «выпадает» большими тиражами исключают из «меню». Они никогда не побегут приобретать выпущенный, условно, вчера Rammstain. Подобное им претит. Такой подход, кстати, сильно роднит поклонников линейки Heritage. Они скорее ухватятся за пластинку, выпущенную тиражом в 100 экземпляров. С малоизвестным коллективом или импровизацией, где принципиально делается акцент на новое прочтение. Где есть запал, вспышка или искра талантливого, эмоционального исполнения. Когда атмосфера наэлектризована сильнейшими чувствами, которые заставляют человека музицировать. Частенько посетители приносят свои пластинки и просят поставить определенные композиции, и я понимаю, что они именно те люди, того же роду-племени, от Heritage.
На последних мероприятиях я несколько поменял подход. Надоело искать в Qobuz то, что даже сам заказчик не очень помнит. Какой-нибудь пестренький альбом King Crimson или Led Zeppelin, ну вы, мол, понимаете, о чем речь. Весьма, я полагаю, потребительский и хамоватый подход. Предпочитаю тех, кто прекрасно осознает, что хочет и если не по названию, то по обложке способен быстро сориентироваться и указать желаемое. У музыки всегда есть автор и исполнитель. Также, я полагаю не слишком обременительным помнить названия любимых композиций.
Уважение вызывают люди, которые приносят пластинки. По моему мнению, они взяли на себя труд подумать и выбрать то, что хотелось бы услышать у меня. Разомкнуть круг доступного в повседневности звучания и переосмыслить привычное восприятие. По моим наблюдениям это, как правило, что-то из рока или классики, очень интересные жанровые композиции, на которые и я, внезапно, обращаю внимание. Благодаря таким посетителям, за эти годы, я открыл очень много нового для себя. Буквально вчера приходил молодой человек с пластинкой, выпущенной Машина рекордс, группа NRG. Канувший в лету отечественный постсоветский проект. В исполнении акцент сделан на гармонию вокала и достаточно примитивных синтезаторов Парастаев. И как же мне было приятно, что мои подопечные KlipschHorn озвучили релиз так, что человек даже дышать перестал. Он просто сидел и смотрел в какую-то точку, пока шла композиция. Смотрел и «видел». Наверное, это и есть тот эффект, которого мечтает добиться любой производитель акустических систем. Это то, что декларировал Paul Wilbur Klipsch, создавая свои первые колонки. Музыка затрагивает наши чувства и разум, инициирует создание образов. У каждого человека они разные для одного и того же произведения и совершенно различные переживания…
Продолжение следует…
Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!
Fishmerchant