Это только так кажется, что всякие джазы-блюзы суть архаичные жанры, в которых ничего не происходит. Но релизы осени удивляют. Так, один известный гитарист, повредивший руки, вернулся в великолепной форме. Академический струнный квартет заиграл музыку африканских гриотов. Соратник Эрика Клэптона по Blind Faith ударился в соул. А прошаренные европейские джазмены вдруг начинают играть романтично, как для кино новой волны. Слушаем.
Mike Stern «Trip»
В этом альбоме самое главное — то, что он вообще записан. Год назад Майк Стерн в результате неудачного падения на улице Нью-Йорка сломал обе руки, и хотя музыканта сразу же начали лечить надлежащим образом, пальцы правой потеряли чувствительность. Теперь выдающийся гитарист, игравший даже с самим Майлсом Дейвисом, вынужден приклеивать медиатор к указательному пальцу (в прямом смысле приклеивать, клеем, безвредным для человеческой кожи).
Короче говоря, теперь у нас есть новейший альбом «Trip», и, слава богу, это не просто возвращение музыканта. Это настоящее, триумфальное возвращение. «Гнусавый» звук и своеобразная вскрикивающая фразировка Стерна узнаются сразу! Кажется, что он стал «чесать» еще энергичнее и быстрее (может быть, из-за этого своего приклеенного медиатора?). Но в общем, если вы собирали альбомы Майка Стерна, то нет повода пропустить «Trip». А если не знаете, кто это такой — то с этого альбома и знакомство начать можно. Тем более тут играют такие сайдмены, которые сами звезды: Ренди Брекер и Уоллес Руни на трубе, Дейв Уэкл на барабанах, Билл Эванс на теноре и еще человек десять, включая жену гитариста, Лени Стерн.
Steve Winwood «Winwood. Greatest Hits Live»
Продолжим гитаристами. Вот Стив Уинвуд не так у нас горячо любим, как его друг юности Эрик Клэптон, с которым они играли в Blind Faith, второй супергруппе после Cream. Широкой публике вообще известна только одна песня Уинвуда — «Valerie», да и то потому, что припев из этого дэнс-хита 80-х взял для своего хита «Call On Me» шведский диджей Эрик Придз.
Но это все, конечно, смешные казусы. На самом деле Уинвуд — интереснейший музыкант, который одинаково круто поет и играет на «хаммонде» и гитаре. Его музыка — на стыке белого соула, джаза, блюза и рока — это свободный дух, который творит, что хочет. Особенно это чувствуется в концертных записях.
Новая компиляция из «лайвов» разных лет — это прям джаз-фанк: пачки духовых, заливистые саксфонные соло, пряные соул-гармонии и сочный хруст «хаммонда». Только Уинвуд фразу из трех нот сыграет так, что все — все сказано, ничего больше не нужно. Но помимо этого в данном конкретном альбоме есть много всяких находок, придумок и переделок.
Известные песни — сольные и краткого периода Blind Faith — сыграны по-новому: темп «посажен», посему тут все такое расслабленное. «Back in the High Life», хит 1986 года, приобрел легкий латинский оттенок. «Хаммонд» в «Dear Mr Fantasy», как у Deep Purple — тут и там мелькает цитата из «Child in Time» (последние тоже плагиат, как мы знаем).
Trio Da Kali and Kronos Quartet «Ladilikan»
Американский академический струнный квартет Kronos Quartet не испытывает дефицита новых произведений. Для этой популярной команды («The Beatles классики» их раньше называли) специально пишут произведения лучшие композиторы современности. От Терри Райли и далее… Дэвид Харрингтон сотоварищи то и дело ввязываются во всякие кроссовер-проекты. Не успел выйти их предыдущий альбом, где «кроносы» играют американские фолк-песни, как теперь — проект с африканскими музыкантами.
Kronos Quartet уважает всяческую музыкальное экзотику, но — серьезную. Альбом «Ladilikan» они сделали вместе с малийскими музыкантами, работающими в традиционном стиле гриот. Это певцы такие, и их напевы «кроносы» реально разложили на струнные.
Малийцам понравилось, они добавили свои голоса, ударные, балафон (на котором, к слову, играет Лассана Диабате — наследник известной во всем мире музыкальной династии). Альбом посвящается Сунджату Кейта, основателю империи Мали в начале XIII века.
Blue Note All-Stars «Our Point of View»
По традиции в нашем обзоре — джазовая супергруппа. Эта «Все звезды Blue Note», правда, состоит не из стариков, решивших умножить гонорар на количество участников, а из вполне себе молодых звезд. Роберт Глеспер, Амброуз Акимнушире, Маркус Стрикленд, Лионел Луэке... Ну и спецгости из великих: Уэйн Шортер и Херби Хэнкок. Коллектив, созданный к празднованию какого-то очередного юбилея лейбла Blue Note (75 лет в 2014 году), оказался жизнеспособным безо всяких поводов.
Альбом — пестрый, разнообразный, и при этом выстроенный как история, как эволюция стиля — от чего-то к чему-то. Начинается нормальным современным пост-бопом: жесткий, хлесткий, блестящий. Изобилует четкими риффами и приятными напевами. В середине, как раз на психоделическом треке с Шортером/Хэнкоком «Masquelero», происходит резкий стилистический сдвиг. Дальше — электрический фьюжн (с почти скофилдовской гитарой!), квазиэтнические напевы, а в финале и не вполне джаз, скорее такая современная композиция, где отовсюду понемножку. Глобализация!
Aldo Romano «Mélodies en noir & blanc»
Наконец, акустический альбом серьезных европейских джазменов, который можно рекомендовать широкому слушателю. Альдо Романо — итало-французский барабанщик, переигравший с многими великими джазменами, работавшими в Европе. Начиная с Дона Черри. «Я играл с пианистами высшего класса, Китом Джарретом и Мишелем Петруччиани, это было великолепно! Так вот Дино у меня вызывает схожие эмоции», — говорит он про участника своего трио, молодого пианиста Дино Рубино, с которым записан этот альбом с киношным названием «Черно-белые мелодии». На контрабасе — давний соратник Романо, басист Мишель Бенита, игравший в группе французского трубача Эрика Трюффаза (поучаствовал в записи, в частности, мощнейшего альбома «Mantis»).
Очень романтичный альбом, именно что киношный. Проникновенные, незатейливо «французские», мелодии (оригиналы и несколько каверов), тонкие импровизации, прозрачный звук и тотальная романтика.