За 3-4 недели до проведения Хай Энд 2022 Валери меня спросил

- На выставку пойдем?

- Ну не знаю… У тебя желание есть? А то у меня как-то не особо…

Ежегодно посещаю Хай Энд выставки лет 20-25 начиная с Коровинского шоссе и последние лет десять становилось все хуже и гаже. Соответственно резюме от таких посещений было негативное – ну вот, в этом году еще хуже чем в прошлом, хотя уже тогда я думал, что хуже некуда. Оказывается – есть куда! И это печально. В общем – не хотел идти на выставку, чтобы не расстраиваться…

- Пойдем сходим! Людей посмотрим, себя покажем. По иголочкам посмотрим – какие предложения имеются, а то что-то давно иглотеку не пополняли.

- А, не – если по иголочкам, так это мы завсегда с удовольствием! Регистрируйся.

И Валери зарегистрировался. Через пару дней позвонил многоуважаемый Игорь Анатольевич, напомнил про выставку и предложил пригласительные. Я поблагодарил, сказал, что придем и уже зарегистрировались.

Вот какой же милейший, тактичный и заботливый у меня однокашник – всем бы таких! И, кстати – понимаю, откуда у многоуважаемого Игоря Анатольевича столько злопыхателей. Люди такого масштаба, помимо своей воли, вызывают сильные эмоции и, к сожалению – не только положительные…

Итак – без особого желания мы все же решили сходить на выставку. По четвергам и пятницам Валери преподает в Строгановке и договорились, что в пятницу он освободится после двух и мы рванем на выставку. И вот он мне в пятницу звонит, говорит, что не фига он не освободился и надо ли нам ехать на выставку и хочу ли я?

- Я тебе сразу сказал, что не хочу.

- Ну все, тогда на выставку забили – отбой! Ребята верстаки тащите вон туда…

Но это оказалась не та неделя и на выставку в следующую пятницу мы все-таки попали. По той же схеме – после двух. Игорек спросил, что так поздно приехали? Работали, трудимся на благо Родины. Валери в Строгановке преподавал, а я ювелиркой занимался – вальцы крутил, проволоку тянул. Приносим пользу, по мере сил и возможностей… Но и про аудиофилию не забываем!

Стенд у многоуважаемого Игоря Анатольевича представлен во всей своей красе! Все в красных лампочках!!! Аппаратура и контент подобраны с большим изяществом, пониманием и вкусом, ну а сама акустика Allabs заслуживает самого пристального внимания ценителей хорошего звука. Что и говорить! Сам Лёня!!! Участвует в разработке и производстве данных АС. А это, согласитесь – выше всяких похвал!!! Весьма, весьма достойно выступили соотечественники и земляки – искренне рад за них! Россия вперед!!!

Хай Энд 2022 просто поразил своим размахом, бурлением и наполненностью! Как в самые лучшие времена! Ну просто изумлялся и умилялся!!! Никакого уныния и запустения – все движется, кипит и валит через край! Откуда взялось это второе дыхание? Не постигаю… Экономически, видимо какие-то причины. Но – не будем портить удовольствие докапыванием причин, просто констатируем факт – выставка удалась на славу, давно такого не было, а я уж думал, что больше никогда и не будет! Огромное спасибо всем организаторам и участникам – Гранд Мерси!

С большим удовольствием посетили стенд Завалинки Рекордс и пообщались с Казанцевым. Он сообщил, что Завалинка Рекордс смело и решительно идет к светлому будущему не меняя курса. Посетовал, что в связи с обстоятельствами затрудняется международное сообщение и участие в международных выставках сильно усложняется. Но с большим оптимизмом высказался о наших внутренних выставках – тот же РосХайЭнд например. И наградил нас за посещение выставки уникальным аудиофильским винилом, записанным аналоговым способом с двух микрофонов. Мерси!

И еще одного соотечественника хочу упомянуть – Сёмин, стенд СаЛаб. Зашли в его комнату и удивились – где здоровенные моноблоки то по 400 кг? Валери говорит – ну, наверное, поленился такие тяжести на выставку таскать. Оказалось – не поленился. Просто экспозиция СаЛаб была представлена в двух комнатах и во втором они как раз и располагались. Поздоровался с Семиным и в его приветливой улыбке и светлым взоре так же почувствовал и увидел твердое намерение, несмотря ни на что, четко следовать курсом на светлое завтра! Ну и чудно, другого я и не ожидал!

Дважды заходили к Резольдини, но так и не послушали. Впрочем, не сомневаюсь, что их стенд и без моей рекламы пользовался огромной популярностью. Много чего еще было красивого и интересного на этой выставке, но плавно переходим к следующей части нашего правдивого повествования.

Эффект буженины

На время отвлечемся от выставки на гастрономию. Купил тут по акции буженину, но так как дело было в пятницу – есть ее не стал. Хотя буженина и манила аппетитным видом, предполагаемым ароматом и воображаемым вкусом. Ничего, сглотнул слюну и убрал буженину в холодильник до завтра. Вечером полез перекусить и опять кусок буженины пытался меня соблазнить своими несомненными прелестями и многочисленными достоинствами. Я повторно полюбовался его округлыми боками, сглотнул слюну и закрыл холодильник. А вот в субботу… Предполагаемый аромат полностью подтвердился, а воображаемый вкус даже и в подметки не годился настоящему – реальному вкусу вожделенной буженины! Это была самая вкусная буженина, купленная по акции! Неземное наслаждение!!!

 На второй день ем эту же буженину и никакого неземного наслаждения не чувствую – просто вкусно, да и все. А на третий – ну мясо и мясо, чем тут наслаждаться? А уж тем более неземным наслаждением? И тут я призадумался – в самом деле, не могла же буженина за пару дней потерять свой вкус? Очевидно, что изменились не внешние, а внутренние обстоятельства. Видимо, в первый день я уж очень вожделел этой бужениной и именно оттого – она и показалась мне такой вкусной. Получается, что неземное наслаждение доставлял не физический вкус буженины – а его вожделенный образ, который я за день до этого создал и обильно увлажнил слюноотделением. Следовательно, на вкусовые ощущения можно довольно сильно влиять психологически.

Меня изумляла манера японцев не сразу есть поданное блюдо, а длительное время его перед этим созерцать. Типа повар обидится, если смотреть на блюдо меньше получаса. Ну вот даже и не знаю – меня это как-то смущает… Да и потом, пока ты пол часа это блюдо лицезреешь – оно же остынет… Это потом, когда налицезреешься его еще раз разогревать? Но в любом случае – методика безусловно эффективная. Пока ты полчаса блюдо пролицезреешь, пока его потом заново подогреют – так его вожделеешь, так вожделеешь, что оно по любому покажется вкусным.

Я, собственно это все к чему? Со вкуса и гастрономии возвращаемся к аудиофилии и выставке. Раз психологически можно изменить вкус, так уж тем более можно изменить и слуховые впечатления, и музыкальные образы. Осталось только разработать соответствующую методику. Есть над чем работать!!!

Почему звук на выставке г-но?

Хороший вопрос, очень хороший – насущный, животрепещущий и актуальный для всех без исключения проводимых Хай Энд выставок.

Несколько лет назад профессионально занялся акустической обработкой помещений и волей не волей стал в комнатах для прослушивания, в первую очередь оценивать именно акустическую обработку помещения, а не детальность иголки или настройки фоника. Ну вот как-то так, помимо моей воли получается… Этому есть объяснение – в хорошо подготовленной КДП музыку слушать приятно и легко, а в заставленной буфетами с посудой гостиной – тяжело и противно.

Ну вот гостиничные номера – это и есть гостиная, только без буфетов. И чтобы слушать музыку было приятно и легко, надо эту гостиную превратить в КДП – то есть акустически подготовить помещение. Бас ловушки, отражатели, диффузоры – все надо задействовать. И само собой – отдельное внимание расстановки АС в помещении. Ну и кто на выставке этим заморачивается? Кто двигает АС в поисках оптимального решения? Кто ставит по углам бас ловушки? Кто вешает на стену диффузоры? Никто. Точнее почти никто. 5-10% экспонентов уделяют акустическому оформлению номеров должное внимание. Итак, к сожалению, было всегда и везде. И не вижу я, чтобы эта тенденция как-то менялась… Печально! Вот поэтому – звук на выставке г-но! Гудело почти в каждом номере. В некоторых – вот прям очень сильно гудело…

Теперь про исключения. В номерах, где акустическое оформление проводилось, прям сразу это было слышно вне зависимости от системы. Один экспонент был отлично оформлен – вот прям как надо. Кто был на выставке, прекрасно понимает о ком я говорю. Я за ними не первый год наблюдаю, они всегда отлично оформляют свою экспозицию, еще с Аквариума. И забавно, что рулит на этом стенде дама. Кто бы мог подумать? Мужики не догадались акустически оформить номера, а дама это делает на постоянной основе. Выразил ей свое восхищение её вдумчивым подходам к экспозиции.

Заглянул к киношникам и приятно удивился. Они весь номер тупо задрапировали – и это сработало великолепно! У них был самый лучший звук на этаже!

Рассказы о долгом и мучительном двигании колонок воодушевляют, но и вызывают недоумение – а чего все другие-то экспоненты по ночам АС не таскают? Получается, вот тот один который таскал радивый, а все остальные нерадивые? Остальным плевать, что комната гудит? Тщательнее надо, тщательнее.

Еще один животрепещущий вопрос от выставки к выставке. Почему половина экспонентов не подключена? Ну ладно винил – с ним надо заморачиваться, иголку настраивать, фоник подбирать по сопротивлению, допустим персоналу это сложно. Но АС то подключить большого ума не надо – главное полярность соблюсти. Стоят топовые Джубиэли не подключенные. Попроще модель подключена – а топовые не демонстрируются.

- Почему позвольте узнать?

- Приезжайте в салон, там послушаете.

- Зачем куда-то ехать? Я уже здесь, и колонки здесь и усь с источником у вас тоже имеются – давайте послушаем!

- Нет, не давайте. Приезжайте в салон…

Так и не послушали топовые Джубиэли, я расстроился…

Ну хорошо! Аппарат не подключен, но щас мне про него все расскажут и объяснят!!! Подзываю сотрудника и оказывается, что кроме того, что я сам вижу, он ничего добавить не может.

- Сколько весит вертушка?

- Не знаю.

- Какой подшипник использован?

- Не знаю.

- Какой двигатель в приводе?

- Не знаю…

- Зашибись…

Получается, что его выставили только для того, чтобы на него смотрели – типа аппетит нагуливали, как в эпизоде с бужениной. Ни послушать, ни узнать конструктивные особенности – не получится. Только внешний вид с округлыми боками. Звук домышлять, а конструктивные особенности воображать на свой вкус. Умно! Похоже эффект буженины уже во всю используется…

Еще из не подключенного. АС из стекла – причем напольные! Красивая – сил нет! Все динамики наружу, провода торчат, фильтры как на ладони. Стоит эта красотень – за лям. Я понимаю, почему их не заводят, но мне интересно было, что менеджер скажет. Ничего он не сказал. Приезжайте в салон – все заведем. Причем там две модели стояли стеклянных колонок и обе – не демонстрировались. Я спрашиваю

- Слушай, а если кто с дуру на них пару киловатт навалит – они не взорвутся? Ну типа так ПУХХХ и осколки по всей комнате разлетятся?!!

- Нет, не взорвутся – они из каленого стекла. Динамики вылетят из корпуса да и все.

- Ну хорошо, что хоть не взорвутся колонки за лям.

На одном этаже увидели сначала вертушку с относительно тонким в 3-4 см диском, вращаемым тремя моторами, а в другой комнате вертак с толстенным 12-15 сантиметровым диском с одним мотором. Конструктив второго вертака мне понятен. Там, скорее всего, стоит магнитная развязка подшипника и облегченный таким образом диск легко раскручивается одним мотором. А вот зачем на тонкий диск три мотора – совершенно не понятно. Решили узнать. Возвращаемся в комнату с трехмоторным вертаком, спрашиваем.

 С менеджером, можно сказать, повезло. Бывают и хуже, причем намного. Не то, чтобы он ответил на все наши вопросы – ни о весе диска, ни о подшипнике он ничего не сообщил, но зато довольно понятно объяснил идею конструктора. Изюм в том, что конструктор считает – не столько важен вес диска, сколько крутящий момент. И вот он тремя моторами этот крутящий момент организует изо всех сил. Менеджер даже приводил конкретные цифры крутящего момента. Мне эти цифры ни о чем не сказали, и я попросил включить вертак. Стартует он – действительно молниеносно и кстати, также молниеносно останавливается. Аж с пробуксовкой. На этом – всё. Не завести его, не уточнить детали менеджер не смог. Дальше разговор перетек в теоретическую плоскость.

Ну я, кажись, понял замысел конструктора. Видимо, тремя моторами и бешеным крутящим моментом, он хотел поймать эффект ролика – когда звучание становится более живым и динамичным. Ну может быть… Но почему он считает, что вес диска не важен?!! Не постигаю!

Есть мнение, что если чуть не к любому вертаку поставить роликовый привод, то он заиграет волшебно! Если криво это мнение истолковать, то получается, что ни диск, ни подшипник, ни плинт особой роли не играют. Главное – роликовый привод. На что угодно его ставь – и будет волшебный звук!

Что на самом деле имел в виду автор этой фразы? Если конструкция вертака позволяет подключить к нему роликовый привод, то звучание заметно изменится в лучшую сторону. И даже, можно назвать эти изменения «волшебными» ни чуть не покривив против истины. Но «волшебными» они будут только по отношению к тому, как звучал этот вертак на родном приводе.

Мы много экспериментировали с автономным роликовым приводом «Меджик Драйв», подставляя его к различным вертушкам. Да, звук менялся на всех вертаках. Но он на всех менялся по-разному. И толщина диска, и конструкция подшипника, и плинт имели огромное значение. Но! Это мои доводы, у конструктора – свои доводы, думаю, что не менее аргументированные. Спор могло бы разрешить прослушивание, но инсталляторы такой возможности не предусмотрели. Опять явно просматривается эффект буженины. Но вообще хорошо – что конструкторская мысль винилостроения развивается, ищет новые технические решения и реализует новейшие технологии. Разнообразие – это всегда хорошо!!! Плохо, когда на эти новинки только и можно что – посмотреть…

Однако, достаточно конструктивной критики – напоследок еще раз похвалим Хай Энд 2022. Второе дыхание – во всей своей красе! Никто не жаловался и не ныл. Все бодры и веселы. Гостиница просто ломилась от участников и посетителей! Фейерверк эмоций, хоровод знакомых лиц – пир души!