Чтобы понравиться слушателю исполнители идут на самые разные ухищрения. Один хочет удивить эпатажем рифм и нарядов, другой собирает в группу товарищей с громкими именами, третий старается и изо всех сил вкладывается в мастеринг треков. Проще всего тем, кто прошел все этапы, заслужил себе репутацию, имя — и теперь спокойно, размеренно выпускает альбомы, которые тут же разлетаются крупными тиражами. Но такое полудремное состояние тоже чревато: посмотрите, сколько молодых талантов сейчас на сцене. В их арсенале эпатаж, громкие коллаборации, а кое-кто уже и свое место под солнцем нашел.
Так что олдскульному джазу тоже стоит шевелиться, дабы не растерять былой шарм. А мы пока посмотрим-послушаем, какие еще уловки готовят слушателям джазовые коллективы, чтобы завладеть нашим вниманием и одобрением.
Jonathan Butler «Ubuntu»
Джонатан из тех, кто не растерял былой шарм — его музыкальная карьера насчитывает несколько десятков лет. Этот альбом уходит корнями в детство Батлера, которое прошло в Южной Африке. Для того, чтобы записать этот альбом максимально аутентично, синхронизировать перкуссии души с мелодиями треков, Джон уехал на родину.
В результате мы имеем где-то меланхоличный, где-то драйвовый, а где-то просто классический smooth jazz, с вкраплениями фанка и регги. Удивляет здесь то, что в треках не стали использовать всегда так откровенно читаемые африканские мотивы, хотя они напрашивались сами собой, учитывая историю Батлера.
Похоже, что местный колорит нашел выход в колеровке обложки альбома: яркая, нетипичная, она действительно цепляет и бросается в глаза.
Но это не все: есть другая часть, не такая очевидная, но все же важная. Джон акцентирует внимание на том, что «Ubuntu» — это не просто очередной его альбом, а квинтэссенция мира, братства, единства и доброты, которые всегда лежали в основе его творчества и так или иначе находили отголоски в его треках. «Я — это я благодаря тебе. Ты — это ты благодаря мне. Мы не разделены. Мы связаны», — скорее всего, лучшего старта для нашей подборки придумать не получится.
Samara Joy «Linger Awhile»
Говорят, что этот альбом способен удовлетворить самых изысканных ценителей джаза. Спорить с этим утверждением не станем, лучше разберемся чуть подробнее: за какие такие заслуги он получил столь высокую оценку?
Самый первый и самый очевидный примечательный момент — это вокалистка Самара Джой, она же изображена на обложке альбома. Этой девушке 22 года. Дальше нужно просто включить любую ее композицию и замереть в недоумении: как так? Вокал Самары — это зрелый, состоявшийся и полностью определившийся голос, с широчайшим диапазоном от полновесного баритона до звенящих альтов. Обладая такими способностями, она смогла покорить не одно аудиофильское сердце. Даже все знакомые, привычные, классические джазовые композиции она смогла освежить, добавить полноты, бархата и нежности вибрато. Действительно талант!
Выбор треков в альбоме не случаен: Самара, несмотря на свой возраст, увлечена музыкальной историей. В то же время она не прочь примерить новые музыкальные стандарты в своем творчестве. Хотя, прослушав альбом, можно задаться вопросом: а где они, эти новые музыкальные стандарты, Самара? Это же классика чистой воды!
Но этим и прекрасен "Linger Awhile". Самара не пытается навязать классическим трекам какое-то свое видение, ведь все, что нравится широкой публике, давно уже придумали и спели. Все, что было нужно, это молодая певица и ее сногсшибательный вокал, который сам по себе способен завоевать титул нового джазового стандарта.
Слушать можно здесь и на Яндекс.Музыке
Paolo Fresu, Omar Sosa «Food»
Здесь, как говорится, встречают по одежке. В нашем случае — по обложке: миловидная дама с аппетитной прической из пасты. Что же там за музыка такая? О еде? Отчасти — да, в некоторых треках встречаются названия блюд, не менее аппетитных, чем прическа барышни. Видимо, для всех 12 треков не нашлось подходящих соответствий среди кулинарных шедевров. Но не будем делать на этом акцент, потому что музыка в любом случае получилась вкусная.
Паоло и Омар — почти случайный дуэт. Тем не менее, после знакомства и начала общего творчества музыка в их исполнении буквально льется рекой. Легкая труба Паоло сформировалась под основательным влиянием Майлза Дэвиса, но все же сохранила в себе изюминку в виде средиземноморского колорита. Омар — тоже весьма колоритный персонаж. Выходец из солнечной Кубы с африканскими корнями, он приложил много усилий, чтобы в конце концов выработать свой джазовый стиль, немного приземлить и урбанизировать латиноамериканский джаз.
Такой дуэт был обречен на успех. Каждый их релиз сопровождается лестными комментариями критиков в тематических издательствах. Виной тому — достаточно своенравная манера, в которой играют музыканты. Их музыка не отличается подвижностью, а больше целит в эмоциональную наполненность. Естественно, что основой всего стали труба и фортепиано. Дальше — грамотная работа с перкуссией, дозированным вокалом и электронными семплами. По итогу имеем достаточно размеренного темпа, но насыщенные тембрально композиции, которые порой требуют некоторой перестройки восприятия слушателя. Но аппетит приходит во время еды, а кушать же подано, как оказалось.
Martina DaSilva, Dan Chmielinski «Milky Way»
Это современная история, которая началась в духе нашего времени. Первую популярность эти ребята нашли в соцсетях, когда начали выкладывать свои видео с аранжировками и интерпретациями классических джазовых композиций. Взрослое поколение может сказать: «Ах, какие пустяки! Не может быть ничего серьезного в этих ваших соцсетях». Но посмотрите теперь, послушайте теперь этот альбом — здесь все более, чем серьезно.
«ЧимиТина» — так называют дуэт Мартины и Дэна. Мартина ответственна за вокал, и надо признать, что это у нее хорошо получается. А вот Дэн — маэстро контрабаса, который неизменно сопровождает вокал Тины в каждом треке. Уклон больше в классическое американское джазовое звучание, здесь без сюрпризов. А вот что действительно вызывает интерес — это сам подход к исполнению и способ записи.
Контрабас наедине с вокалом всегда звучат особенно, а вот отсылки к DIY (или lo-fi) музыке в наше время встречаются не так часто. В эту тему мы уже углублялись, поэтому, если вкратце — это музыка, записанная без особых изысков. Имея в виду опыт прошлого века, ожидаешь от альбома какого-то ретро-звучания, без акцента на качестве. Но — нет, lo-fi в наше время перешагнул далеко за рубежи хайфая прошлого века, и слушается такая запись налегке.
Будоражить ритмами альбом не будет, даже наоборот — в духе такта, привычного ритма, он окутывает теплом контрабаса и виртуозного вокала. Удивительного здесь, на самом деле, не так много, не будем лукавить. Но если любимый напиток в бокале еще не закончился — смело запускайте альбом. Это просто красиво.