Этот аппарат относится к линейке интегрированных усилителей немецкого производителя Octave, и интересен в первую очередь тем, что при относительно скромных габаритах он обладает приличной мощностью, ну и кроме того — не самой обычной схемотехникой в классе А. Вообще говоря, усилители Octave славятся тем, что могут достаточно легко работать с совсем «не ламповой» акустикой — и это совсем не обязательно история про чувствительность под сотню и всяческие рупорные конструкции.

Для начала стоит сказать, что Octave, в принципе, не совсем типичные усилители. Да, они ламповые, но по многим характеристикам, в первую очередь звука, на архитепично-ламповые аппараты они не похожи, и похожими никогда не были.

Андреас Хофманн, основатель и главный разработчик, видит свои аппараты иначе. Меньше окраски, меньше той нарочитой ламповости, которой известны многие винтажные, да и не только усилители. А лучше когда ее вообще нет — искажения звук не красят. Плюс к этому, обычно достаточно большая мощность и возможность работать со сложной акустикой. Вот такие исходные данные.

А теперь перейдем к изучению конкретной модели — Octave V70 Class A.

Внешне аппарат совсем не громоздкий — пожалуй, он даже поменьше по габаритам, чем многие одноклассники. При массе в 23 кг большая часть веса приходится на трансформаторы, которые у производителя собственные — и гордиться их качеством производитель имеет все основания.

Octave V70 Class A в тестовой системе

Лаконичный корпус категорически не ассоциируется с какой-либо винтажной техникой. Скорее наоборот, здесь присутствует некий технический минимализм без какой-либо временной или стилистической привязки.

Из специфических особенностей упомяну только защитный кожух ламп — с ним аппарат смотрится гораздо брутальнее. Если же его убрать — визуально конструкция станет легкой. Зато есть один существенный плюс — кожух, крепящийся на нескольких винтах, действительно защищает во всех смыслах.

Пуш и пул

В конструкции, схемотехнике и функционале аппарата заложено несколько необычных, далеко не часто встречающихся решений. Во-первых, аппарат может работать с разными типами ламп. У пользователя есть выбор режимов: переключатель на задней панели «Power High» или «Low».

Положение переключателя выбирается в зависимости от типа используемых ламп. С лампами KT88 или 6550, то есть в режиме «Power Low», аппарат будет выдавать около 15 Вт (25 Вт в пике). А если поставить лампы KT 120 или KT 150 и переключиться в «Power High», то на выходе уже будет 50 Вт долговременных или 70 Вт в пике — на 4 Ома при использовании опционального конденсаторного модуля Super Black Box.

Акустика Penaudio Serenade Signature (в качестве основной) и T+A Talis S 300. И та и другая — весьма не простая нагрузка, особенно для лампового усилителя

По схеме и принципу Octave V70 Class A — пентодный пушпульный усилитель, работающий в классе А. Ну и логически напрашивается динамическое автосмещение токов ламп. С точки зрения задумки все более или менее ясно — производитель хотел совместить возможности выходной мощности пушпульного аппарата с уровнем искажений однотактника в классе А.

Подчас подобные идеи встречаются и у производителей ламповой техники и даже у некоторых производителей транзисторной техники — при совмещении возможностей разных классов с низким уровнем искажений. Как получилось в этом случае — послушаем в паре с совсем «не ламповой» акустикой и хорошим хайрезным источником.

Опциональная конденсаторная батарея

Сразу видно, что функционал аппарата шире, чем у среднестатистического лампового усилителя. Есть балансный вход — судя по всему полноценный трансформаторный, а не просто распайка под XLR-разъем.

Также присутствует возможность установки опциональной платы ММ- или МС- (транзисторного) фонокорректора, есть сквозной канал для интеграции аппарата в многоканальную систему и выход предварительного усилителя, который производитель предлагает использовать для подключения сабвуфера.

Плюс к этому — четыре линейных входа, не считая опционального корректора. Предусмотрен и пульт ДУ крайне простой конструкции — у него только две кнопки, предназначенные для регулировки громкости.

Octave V70 Class A и конденсаторный блок Octave Black Box

Из совсем необычных возможностей — разъем для подключения модуля Black Box или Super Black Box. По сути это конденсаторная батарея: у Super Black Box емкость побольше, а у Black Box — поменьше. В нашем случае установлен блок помладше.

Также предусмотрен эко-режим работы. Судя по описанию, он уменьшает потребляемую мощность в режиме простоя. Однако мне кажется, если это критически важно, логичнее поискать аппарат с другой схемотехникой. Если же нужен именно ламповый аппарат — я отключаю все «оптимизаторы».

Лампы в нашем аппарате установлены штатные. В данном случае это лампы производства JJ. На выходе у усилителя — лампы типа KT 120.

В нетипичных условиях

Что касается тестовой системы, ее собрали так, чтобы создать нетипичные условия для лампового усиления. Акустика — Penaudio Serenade Signature в качестве основной пары и T+A Talis S 300 в качестве дополнительной. В обоих случаях чувствительность составила 87 дБ, а паспортный импеданс — 4 Ома.

Источник — ЦАП T+A Dac 8 DSD и цифровой плеер Aurender N100H для комплекта. Впрочем, в процессе теста я пользовался стримингом Tidal и знакомыми релизами из его списка, а в качестве программного управления использовал Roon (с отключенными коррекцией и дополнительной программной обработкой). Кабельная обвязка в системе — Van den Hul, уровня ближе к верхней трети модельного ряда.

Буквально с первых тестовых треков можно заметить достаточно четко обрисованный характер звучания. Упор здесь не столько на масштаб — все же для него нужно помещение меньшего объема — сколько на скорость и детальность. Поначалу даже нет никакого намека на теплоту в звуке или некую вальяжность подачи — все быстро, подчеркнуто-нейтрально и очень разборчиво.

Первый альбом в тесте — Pat Metheny «Road to the Sun». С динамикой ровным счетом никаких проблем, когда нужна скорость — она есть. Но и плавность тоже присутствует: основные звуки не спотыкаются и не перекрывают нужную протяженность послезвучий.

Воздуха хватает, и локализация сцены весьма точна. По характеру подача весьма аналитична, точна и детальна. Хотя я не заметил подчеркнутой голографичности, колючести или яркости. Вроде бы детально и даже местами строго, но это не становится основной, доминирующей характеристикой.

Очень неплохо передаются эмоции: напряженные моменты сменяются отчетливо читающимся расслаблением, выдохом. Но все это вполне соотносится с музыкой, а не диктуется почерком тестовой системы. Все в целом воспринимается и эмоционально, и сдержанно в равной степени.

А еще присутствует неплохо выраженная «тактильность» звуков. При не самом глубоком басе и в целом ровной нижней части диапазона даже небольшие второстепенные звуки получаются фактурными, объемными и осязаемыми.

Со снятой крышкой Octave V70 Class A выглядит намного изящнее. Также стоит обратить внимание на основной дисплей — за счет сочетаний светодиодов он показывает и выбранный вход, и режим работы, и состояние выходных ламп

Следующая запись — Willie Nelson «That's Life». Здесь ощущается хорошая наполненность сцены, пространственная раскладка, воздушность, приличное разрешение. При умеренном общем масштабе сцена в целом и вокальные партии вполне соразмерны — нет ни раздутости, ни миниатюризации.

В звуке преобладает не густота или плотность, а детальность, воздушность и хорошая проработка послезвучий. Бас не доминирует, но присутствует на удивление уверенно — это важно, учитывая конструкцию акустики и размеры помещения — и нет ни ощущения резкого спада, ни проблем с контролем.

Серединка у звука ровная, не выпяченная, нет никакого намека на недостаток или явную сглаженность верхних частот. Всего в достатке и в приличном качестве. Эмоционально звук не зажат, но сдержан и аккуратен. И никакого явного тепла. Впрочем, и холодности тоже — ближе к нейтральному.

Octave Black Box

На пробу я отключил блок Octave Black Box и обнаружил примерно то же самое, что и с другими усилителями Octave. Меньший масштаб звука, чуть сглаженная атака и легкий акцент на среднечастотном диапазоне. В общем, дополнительная конденсаторная емкость здесь явно не лишняя.

Впрочем, это очень сильно зависит от акустики. Если на раскачку взять что-то более легкое, с большей чувствительностью и более высоким импедансом, то вполне можно не испытать никакой дополнительной потребности.

Сдержанность и соразмерность

Далее поставил альбом Chromatics «Closer to Grey». Тут можно делать выводы буквально с первой вещи. Кавер на «The Sound of Silence» сыгран с басами, больше подходящими для танцпола, чем для прослушивания в привычном смысле. Вязкие, перегруженные басовые пики, которые могут создать определенные сложности для многих систем.

В нашем случае «объем» баса несколько уменьшен, но зато с контролем все в полном порядке. Эта тягучесть баса в принципе соответствуют авторской задумке, но технически проблем не слышно.

И главное — все части диапазона соразмерны, везде есть неплохая детальность. Нет остроты или яркости, но тут ее и нет на записи. Звук немного затемненный и мрачноватый.

Передается все довольно точно и аккуратно. Может, чуть более сдержанно по эмоциям, чем хотелось бы, но в данном случае уместнее говорить обо всей системе — тот же используемый ЦАП T+A Dac 8 DSD уж точно не играет тепло или окрашено.

Переходим к следующему альбому — Korn «The Nothing». Очень прилично по детальности и динамике, но недостаточно зло и жестко в целом. То есть вроде бы и жесткость есть, и тональный баланс передан честно, но эмоционально все несколько более сдержано, чем лично мне бы хотелось. При этом формальная разборчивость музыки очень хороша — и с этой точки зрения слушать откровенно интересно.

Верхний бас — та часть диапазона, которая в основном «молотит» — отыграла правильно, подробно и с почти тактильным ощущением атаки. Но все же подача на примере этой записи более консервативная, чем хотелось бы. Зато аналитичная, но без попытки разобрать музыку на звуки и послезвучия. Так что в целом — все весьма интересно, особенно с поправкой на ламповое усиление.

Задняя панель. Коммутационный функционал тут куда шире, чем среднестатистический для многих ламповых аппаратов набор небалансных входов

Еще одна смена жанров — послушал запись Cecilia Bartoli «Maria». Безусловно, очень приличная детальность, хорошая точная динамика, высокая естественная правильная раскладка сцены. Эмоционально сдержанно. Не зажато, но именно сдержанно. Это на уровне нюансов «прочтения» записи техникой — но опять же, здесь есть вклад и других участников системы.

Для эксперимента я заменил акустику на T+A Talis S 300, хотя общая «ментальность» обоих пар акустики схожа. После замены я услышал чуть более напористо-силовую подачу, выраженную строгость звука, отчетливо и, может быть, даже чуть жестко прорисованные верхние частоты и большую атаку на верхней середине.

А разница по расстановке в нашем случае не существенна: все-таки главный вопрос тут — в усилении и способности усилителя работать со сложной нагрузкой. А также не перекрывать своим характером особенности других компонентов в системе. Вот это первостепенно. И здесь все достаточно очевидно.

Пульт управления Octave V70 Class A позволяет только регулировать громкость — ничего больше

Напоследок включил запись некоторых произведений Бетховена в исполнении на двух роялях двумя музыкантами. Пожалуй, именно эта запись мне понравилось более всех прочих.

Соразмерность, чувство ритма и чувство такта, хороший ритм и баланс между основными звуками и их затуханием. Слушаешь — и буквально прослеживаешь две партии в одновременном исполнении Martha Argerich и Theodosia Ntokou.

Стройность и строгость тут тоже к месту. Но кроме того — по всему диапазону звучания результат был равномерно уверенным. Условный масштаб инструментов на записи не перекашивался — все звучало ровно и естественно.

Выводы

Лично для меня ламповая природа усилителя вторична: если аппарат выдает честный точный звук без явной окраски — какая разница, какая у него схемотехника. В нашем случае — это безусловно удачный аппарат. А уж как этого добились его создатели — другой вопрос.

Сочетаемость, на мой взгляд, тоже важнее формальных моментов вроде наименований ламп. В нашем случае сочетаемость с формально весьма проблемной для лампового усиления акустикой оказалась весьма неплоха. И это всего лишь небольшой интегрированный усилитель массой в 23 кг, а не увесистые моноблоки. В более простых условиях можно получить и другой звук — усилитель не был замечен в какой-либо окраске, что особенно похвально для лампового аппарата.

Напоследок — небольшое практическое замечание. Стоковые лампы лучше сменить — в первую очередь лампы входного каскада. Дальше — все по вкусу. Аппарат способен откликаться даже на незначительные изменения в системе.

Музыкальный материал

Pat Metheny — Road to the Sun / Modern Recordings

Willie Nelson — That's Life / Legacy / Sony Music

Chromatics — Closer to Grey / Italians Do It Better

Korn — The Nothing / Roadrunner Records

Cecilia Bartoli — Maria / Decca

Beethoven — Symphony No. 6, Piano Sonata No. 17 «Tempest» — Theodosia Ntokou, Martha Argerich / Warner Classics

Octave V70 Class A

901 710 рублей; опциональный конденсаторный блок Octave Black Box — 105 390 рублей.

Выходная мощность на 4 Ом: 2 х 50 Вт (продолжительная), 2 х 70 Вт (пиковая)

Частотный диапазон: 20 Гц — 70 кГц на 50 Вт (-1/-3 дБ)

Коэффициент гармоник: менее 0,1% на 10 Вт / 4 Ома

Разделение каналов: 55 дБ

Разделение входов: -105 дБ

Соотношение сигнал/шум: 100 дБ / 50 Вт

Сопротивление нагрузки: 4–16 Ом

Демпинг-фактор: 5 на 8 Ом

Входы: 3 х RCA, 1 х XLR, опционально — фонокорректор 1 x RCA, сквозной канал 1 x RCA

Выходы: 1 x RCA линейный, 1 x RCA выход предусилителя

Входная чувствительность: 300 мВ

Входной импеданс: 50 кОм RCA, 25 кОм XLR

Выходной импеданс предусилителя: 240 Ом

Входные лампы: ECC83, 2 x ECC81

Выходные лампы: 4 х 6550 или КТ88 (до 25 Вт) или 4 х КТ120, КТ150 (до 70 Вт)

Потребляемая мощность: до 500 Вт

Габариты (ШхВхГ): 451x175x405 мм

Масса: 23 кг