На днях тезка заманил послушать якобы интересную модель как бы трехполосных напольничков "Nota 550" довольно известной в Европе итальянской фирмы Indiana Line (брэнд некой Coral Electronic). Перепали колонки по случаю, ранее пылились без дела в каком-то там Тезенисе - по франшизе должны были звучать на торжественных мероприятиях, а в остальном ordinary пиплам оставалось довольствоваться обычной встроенной потолочной акустикой. Не скрою, скепсиса у меня было предостаточно: ~350 евро за пару неброских внешне "столбиков", и это цена новых без пересылки и т.п. Доставлять же из той же Польши уже накладно, особенно в небогатые российские регионы. Вообще, следует иметь в виду, что продажа малоизвестной акустики (даже отлично звучащей!) - та ещё морока, в том числе на "вторичке", и за смешные деньги покупателя днём с огнём не сыщешь, всем подавай раскрученный шильдик.

Сделаны колоночки аккуратно (хотя и в Китае), на каждой уникальные серийные номера. Разумеется никакого шпона, шипов и бивайринга . Каждая около 11 кило, высота 88 см, ширина 17.5 см, глубина 27.5 см. ВЧ - шёлк, СЧ и НЧ пропилен, причем басовик обещан длинноходный. На простукивание корпуса из не толстой ДВП, вероятно, с распорками.

Диаметр диффузора меньше типового, зато подвес впечатляет
АС разработаны в Италии... Неужто инженер путёвый завёлся?

Увидев воочию размер СЧ/НЧ динамиков хотел было уже разворачивать оглобли, но пощёлкав ноготком по их диффузорам, а так же оценив величину и мягкость хода аккуратным надавливанием, передумал спешить.

Слушали с расхожим чисто транзисторным (класс В) ресивером по "шнурку" от карманного хай-рез плеера. Уп-с, колоночки позволили однозначно различить на слух DIRECT от STEREO с тембром +2 дБ на ВЧ. Дальше - больше. Звучание стопудово по чесноку, АС ничего не преукрашивают, что в записи, то и в звуке. Прямо мониторы какие то!). И сцену чётко строят, а это значит, технологический разброс минимален (попались с серийниками не подряд), и в пары подбирать нет нужды. Глубина сцены могла бы быть и по объёмнее, но давайте не забывать про цену.

Главный недостаток большинства популярных нынче стройных колонок-столбиков - скромный бас и, как следствие, лишь жалкие потуги на утяжелённой музыке. Обычно проверяю колонки на "вшивость" с помощью Deep Purple альбома Who Do We Think We Are, который в японском варианте переиздания в формате SHM-CD записан без перекомпрессии, но заковыристо: не выпятить издержки, передав сам дух музыки далеко не всей акустике по силам. Кстати, почти все исторические альбомы этой культовой группы в плане качества были увековечены посредственно (особенно удручает "In Rock"), а вышеуказанный приятное исключение. Вынужден признать, Nota 550 и тут не сплоховала, хотя огонька без активного саба не хватало. Тогда как джаз, электроника и тп - без ощутимых проблем. Всё ровно!

Альбом вышел в 1973 году, но записан в 1972 на передвижной студии Rolling Stones (как и прославленный Machine Head этого же года, реинкарнированный на DVD-audio в 2001).

Звучание заинтриговало настолько, что не поленился припереть на следующий день компактный китайский цифровой усилитель. Каково же было мое удивление, что "столбики" вдруг запели! Мягонько так и упруго, без каши на НЧ (баса вагон!), и прозрачненько без грязи на ВЧ. Правда, на СЧ на отдельных записях было к чему придраться, но это мелочи жизни. Вникать в нюансы звукопередачи не возникло ни малейшего желания, музыка просто радовала, пусть преподносилась упрощенно, зато в кайф. К тому же, на малой громкости бюджетный усилитель позволил легким движением руки воплотить душевную тонкомпенсацию посредством настроек простяцкого тембра.

Снизу многоамперный трансформаторный БП, сверху сам цифровичок. Тембр выставлен для малой громкости.

АЧХ и импеданс не измерял, таскать всю свою трехомудию не климатило. На слух реальный частотный отклик очень близок с измеренными на стороне АЧХ.

АЧХ под разными углами. У тех экземпляров, что прослушал, подобный провальчик на СЧ отсутствовал. На НЧ странная кривизна из-за специфики методики измерений не в безэховой камере.
Импеданс. Почти как у лучших DALI ! Итальяночки реально должны басить от ~60 Гц, что для "столбиков" редкость
Еще одна АЧХ, явно подсглаженная и "снятая" в помещении. Более похожа на истину для прослушанных экземпляров на СЧ, но без такого подъема на ВЧ.

В продаже сейчас в "европах" (похоже, у нас мало кто отваживается) уже модифицированные версии Nota550 с суффиксными буковками. Интересно, удалось ли сохранить звучание.

Кросс-фильтры Nota 550: в ВЧ звене на кондёре не сэкономили, и это мудро! для НЧ катушки без сердечника получились бы гигантскими, их инженерам пришлось отдать в жертву

Конечно, это не DALI за 1000 евро и выше (про Hi-End вообще молчу), и микродетали подаются с некой вуалью, и макродинамика не сбивает с ног, и тп и тд, но за такие то деньги! "Столбики" а-ля итальяно спроектированы явно толково. На большой громкости не дребезжат, "вставляют", не плодя искажений, а на малой и средней звучат адекватно. А ведь можно еще заменить катушки и кондёры в кросс-фильтрах - затрат на копейки, прибавка в звучании (для тонкого слуха) на рубли. Спору нет, звук законсервированных записей бюджетные итальяночки волшебно не оживляют, однако...

Если кто-нибудь где-нибудь раскопал разумную альтернативу, пишите "письма" тоннами!)))

Понятно, истинный аудиофил сей компромисс даже проевропейской аудио промышленности никогда себе в жилище не поставит. А меломан? А на дачу?) А на запасной аэродром?))) Короче, слушайте сами, решайте сами. Всем удачи!!!

Отделочка под орех... В принципе, внешне ничего нового. Забытое старое?)

PS Уши бы оборвал тому, кто так звук записывает. Вот тут хотя бы ход диффузоров виден.

http://www.sinergy.us/indianaline/nota/nota%20550%20(3).pdf