История и культура не знают сослагательного наклонения, а люди его очень любят. «А что, если бы?..» — любимая игра нашего разума. Что если бы песни Queen играли The Beatles — и наоборот? Забава профессионалов: перепевать песни одной группы в стилистике другой. Дело сложное, ювелирное, эффект иногда забавный, иногда — не очень.

Сейчас кажется, что с пандемией и бесконечными софт-локдаунами будут развиваться камерные концерты и местные трибьютные группы. Потому что народ хочет слушать знакомое и давно любимое. Скорее всего, все наши чаяния удовлетворят, причем на самом высоком художественном уровне. Потому что рок — уже классика. Даже в чисто техническом смысле: на нем учатся, его играют — по нотам и с правильными штрихами. 

В 60–70-е, на пике славы рок-музыки, звезды этого стиля казались неподражаемыми. Уникумы. Качали стадионы и толпы на аэродромах, играя будто бы непрофессионально и сочиняя по-своему, вне канонов, в режиме импровизации.

Ах, и все эти до сих пор живые установки: Джаггер врет ноты, а Кит Ричардс с вечно расстроенной гитарой, вопль Яна Гиллана и луженая глотка Роберта Планта, 20-летнего юноши, которого на слух принимали за пожилую негритянку. Рок-н-ролльный цирк.

И полуимпровизированные концерты. Нечто неповторимое по определению. Прошло полвека, сменилось несколько поколений музыкантов, и все вышеперечисленное — уже канон. Его надо изучать, снимать и тренировать.

Расслабленно-кумарные слайд-гитары Харрисона и Клэптона, навороченные мелодии баса Пола Маккартни, «грязь» «хэммонда» Джона Лорда и тому (бес)подобное — не баг, а фича.

Знаем истории, как вокалисты-копировщики из трибьютных групп попадали в настоящие группы — например, Judas Priest. Или что Queen сделали трибьют самим себе, пригласив на роль вокалиста официального трибьюта Марка Мартеля — гениального самоучку, поющего партии Фредди подчас лучше самого Фредди! То есть получается такая самовоспроизводящаяся классика. Вечная? Возможно.

Находятся энтузиасты, которые ради шутки скрещивают репертуар одной группы с саундом/манерой другой. Потом мы все — да и они тоже — обалдевая, слушаем, как знакомейшая песня наполняется… другим содержанием!

Конечно, это вопрос пресловутых культурных кодов. Вау-эффект — через их нарушение. Например, какой-нибудь вариант «Песни Курта Кобейна, как будто сыгранные группой Weezer» меня лично не интересует совсем, ибо Weezer воспринимаю как эпигонов Nirvana. Да и группа Weezer у нас никто и звать никак, клип по телевизору показывали — и только. Гораздо любопытнее, когда скрещиваются условно меломанско-народные группы. 

Здесь есть действительно интересные примеры столкновения разных эстетик. Вроде бы близких, но оказывающихся далекими. «Ганзы» против «Мэйдена»? Почему бы и нет — все это рок-н-ролл! 

Вот здесь Брюс Дикинсон перепел «ганзов». Стопроцентное попадание, оцените:

Личный пример

Ласло Беринг — 25-летний гитарист и автор песен из Нидерландов. На его YouTube-канале — песни, которые он играет в стиле Марка Нопфлера. Взорвал же «ютьюб» этот его клип: «Лейла», как если б ее сочинил Нопфлер.

Там еще много других фантазий — например, как бы звучала та или иная песня в другой тональности или какое соло в «Sultans of Swing» исполнил бы Дэвид Гилмор, если б это была его песня.

Мне стало интересно, почему такой молодой, мастеровитый и явно талантливый человек прицепился именно к Нопфлеру и как он вообще видит себя в этой теме ютьюбовских каверов и приколов. 

— С чего началось твое увлечение гитарой? Как ты учился?

— Я начал играть в 2010 году. Под влиянием Марка Нопфлера, Джона Майера, Стиви Рэя Воэна и Джона Фрусчанте. 

В Dire Straits я начал «врубаться» где-то на третьем году занятий. Дело в том, что папа мой всегда включает их в машине, и мы вместе много их слушали. Я захотел выучить «Sultans of Swing», но никак не мог добиться настоящего звука, как на записи. Потом выяснил, что Нопфлер играет без медиатора, пальцами. Так что я тоже стал учиться играть пальцами — на это ушло несколько месяцев, и это стало для меня вроде как манией. 

— Эту песню ты, как говорится, «пригвоздил», а дальше?

— Дальше у меня пошли другие: «Lady Writer», «Money for Nothing», «Once Upon a Time in the West». Эти я все снимал, смотря тысячи концертных видео. А потом стал анализировать: какие именно ноты играет Нопфлер, как он их использует, для чего. У него очень особенный подход к соло. Так что я стал использовать его технику, играя поверх бэк-треков или моих собственных «лупов». Я записывал, переслушивал, старался определить: а МН так бы сыграл? Именно из этого у меня родилось такое чувство — играй, как Нопфлер!

— Если о чувствах: МН сам бы что про твои экзерсисы сказал, как думаешь?

— Ну, хочется надеяться, что он бы увидел в них именно то, что в них заложено. То есть дань уважения его гитарному мастерству и тому огромному влиянию, которое его музыка оказала на меня и на тысячи других гитаристов. Ну и еще, надеюсь, если он когда-нибудь это услышит, то посмеется от души, потому что я все это играл ради прикола и развлечения. 

— Меня лично очень зацепило твое «нопфлеровское» прочтение соло из «Stairway to Heaven». Да и многих на ютьюбе… До этого ты как додумался?

— Случайно! Как-то заиграл аккорды «Лестницы» под «лупер», а гитара еще была с тоном МН. Я начал джемовать и рассуждать: так, а на эту прогрессию аккордов он бы что сыграл? И так я приступил к оригинальному соло, но — так сказать, с «нопфлеризмами». То есть игра пальцами, сильное вибрато, хроматические/блюзовые ноты и вообще такой расслабон. 

И трек явно получался — и получался прикольным. Так что я сделал простенький аккомпанемент, выложил в интернет. В YouTube и Reddit видео стало демонстрировать достойные результаты просмотров. Неплохо «зашло», так что я продолжил делать такие треки.

А несколько месяцев спустя я залил «Лейлу» — и вот она-то просто взорвала Интернет. Тут я окончательно убедился в том, что такого плана видосы народ обожает. А я люблю их делать. Так что буду продолжать до тех пор, пока такое кажется свежим и интересным!