На этой неделе в России вышел мюзикл «Ла-Ла Ленд» (La La Land), уже успевший установить новый рекорд премии «Золотой глобус», победив во всех представленных семи номинациях. Итак: лучший фильм в категории комедия/мюзикл, лучший режиссер и сценарий (Дэмьен Шазелл), лучшие музыка и песня (Джастин Гурвич), лучшие исполнители заглавных ролей в своем жанре (Эмма Стоун, Райан Гослинг).

Объективны ли оценки критиков и действительно ли фильм настолько хорош — собственно два вопроса, с которыми я пришла на просмотр. Признаюсь, изначальный настрой был скорее скептический. Во-первых, мюзикл — отнюдь не мой любимый жанр, а во-вторых, вся эта шумиха немного раздражала. Казалось, непременно набьется полный зал сентиментальных, слезливых дев и домохозяек с латте и носовыми платками наготове — кино ведь, судя по всему, очень женское.

Сюжет

В основу картины легла история любви начинающей актирсы Мии (Эмма Стоун) и джазового музыканта Себастьяна (Райан Гослинг). Миа работает в кафе на территории голливудской студии, а в перерывах бегает по кастингам. Себастьян музицирует в ресторанах.

Характеры и образ жизни героев во многом схожи: оба цельные, страстные, увлеченные любимым делом. Она мечтает стать актрисой (несмотря на то, что многочисленные походы по кастингам безрезультатны). Он, играя примитивные мелодии для жующих посетителей и едва сводя концы с концами, — открыть собственный джазовый клуб.

Идея

От рождения идеи до ее воплощения прошло довольно много времени. Сюжет «Ла-Ла Ленда» был придуман Дэмьеном Шазеллом вместе с другом (композитором Джастином Гурвичем) еще во времена его студенчества в Гарварде, сценарий же написан только в 2010. А в промежутке между рождением сценария, отвергнутым голливудскими продюсерами много-много раз, и воплощением его в киноисторию, была «Одержимость» . Фильм, забравший три «Оскара» из пяти номинаций (монтаж, звук и мужская роль второго плана (Дж. К. Симмонс)), полностью изменил взгляд боссов киноиндустрии на молодого режиссера Шазелля, дав таким образом зеленый свет на съемки «Ла-Ла Ленда».

Актеры

Изначально главные роли должны были сыграть звезда «Одержимости» Майлз Теллер и Эмма Уотсон. Уотсон с ее типажом, опытом участия в мюзиклах и, соответственно, прекрасной хореографической подготовкой, была идеальной претенденткой на роль Миа, но выбрала роль в другом мюзикле — «Красавица и Чудовище». По забавному стечению обстоятельств Райан Гослинг, наоборот, отказался от роли Чудовища в пользу проекта Шазелла, заменив выбывшего Теллера.

Эмма Уотсон и Майлз Теллер

Глядя на фото первоначальных претендентов на роли после просмотра, невольно ловишь себя на мысли: а все-таки здорово, что не они. Как-то совсем не вяжется крепкий и основательный типаж Майлза Теллера с мечтательным бедным музыкантом. А Эмма Уотсон кажется слишком рафинированной, в отличие от своей тезки Стоун — простушки в самом хорошем смысле. Ее сложно назвать красивой в общепринятом понимании красоты: бледна, худовата, угловата. Да кроме глаз там и посмотреть не на что. Ровно до того момента, пока она не включается в игру. И кстати, эти глаза: в них во-о-о-от такая палитра эмоций! Сейчас мне сложно представить на этом месте кого-то, кроме нее.

Райан Гослинг и Эмма Стоун

Глядя на игру Гослинга и Стоун, невозможно не заметить искру между актерами. А без этой самой искры, скажите, пожалуйста, какой может получиться фильм о любви? Для Гослинга и Стоун «Ла-Ла Ленд» стал третьим совместным проектом после «Эта дурацкая любовь» и «Охотники на гангстеров».

Райану, с детства танцующему и музицирующему, пришлось брать уроки игры на фортепиано. Шесть дней в неделю по несколько часов в течение трех месяцев актер тренировался, чтобы сыграть все партии самому. Вдохновленный его примером Джон Ледженд, также занятый в съемках, освоил гитару.

Джон Ледженд, Райан Гослинг и Эмма Стоун

Стоун училась танцевать. Кстати, все вокальные и музыкальные партии были исполнены непосредственно актерам, что не может не вызывать искреннего восхищения. А в этом маленьком танцующем мальчугане вы узнали бы Райана Гослинга?

А мюзикл ли?

К слову, некоторые критики придирались к вокалу Гослинга, характеризуя его как недостаточно сильный. Возможно, это и так. Но ведь и «Ла-Ла Ленд» никак не назовешь классическим мюзиклом — размах его отнюдь не муленружевский, а блеск не чикаговский. Танцевальные и вокальные сцены местами несовершенны, но несовершенны осознанно и очаровательно. Ведь для того, чтобы достучаться до сердца зрителя, вовсе не обязательно голосить, как иерихонская труба. Как часто гораздо большими эффектом и выразительностью обладают нюансы, полутона — где-то голос дрожащий, где-то чуть срывающийся, с вкраплениями смущенного смеха.

В этом весь «Ла-Ла Ленд», и ценен он прежде всего своей индивидуальностью: свежим взглядом молодых создателей на жанр мюзикла, а также попыткой совместить яркое зрелище с тонкой нитью психологии. Попыткой чрезвычайно удачной, недаром картину отметили еще до Глобуса на летнем Венецианском фестивале — там она получила рекордное количество положительных отзывов от именитых кинокритиков. «Нам хотелось сделать акцент на вот каком аспекте мюзикла, — рассказывал Шазелл. — Эмоции диктуют реальность. И если чувства переполняют, то хочется петь». Не удивляйтесь, если петь вам захочется прямо во время сеанса. Мне, например, захотелось. Еще и ножкой пристукивать в такт.

Съемки, атмосфера и настроение

На съемки «Ла-Ла Ленда» ушло два месяца: снимали на различных локациях в Калифорнии, и город в картине становится абсолютно равноправным, характерным действующим лицом.

Вот знаменитая автомагистраль в Лос‑Анджелесе, Century Freeway I-105/Harbor Freeway I-110 Interchange, где в неимоверной «танцующей пробке» происходит первая эпизодическая встреча Себа и Мии.

А вот холм Гриффит‑парка, где на фоне огней большого города, в свете уличных фонарей мы видим первый танец наших героев.

А это — арочный мост Колорадо‑стрит в пригороде Лос‑Анджелеса. Именно по нему Миа и Себастьян совершают свою первую прогулку.

При просмотре обязательно обратите внимание на локации, смену сцен и комбинации цветов. Все эти компоненты создают непередаваемое словами настроение «Ла-Ла Ленда» — фильма, на первый взгляд, об избитой американской мечте. Но только на первый.

Совсем не женское кино

Чем глубже погружаешься в мир картины, смотришь на то, как меняются цвета, декорации и времена года, как трансформируются отношения героев — тем больше понимаешь всю его многослойность. Роль человека в жизни человека, и что важнее — самореализация или простое человеческое счастье. А могут ли они сосуществовать или чем-то приходится жертвовать в итоге. Невероятно сильна эмоционально заключительная сцена. (СПОЙЛЕР!) По прошествии пяти лет Миа (уже популярная, узнаваемая актриса) заходит в клуб «У Себа» с другим мужчиной, и Себастьян, увидев ее, проигрывает на рояле всю их жизнь с момент первой встречи, но совсем по другому сценарию. Жизнь, которую они, так любя друг друга, не прожили и никогда не проживут.

Мужчина, сидевший рядом со мной на сеансе, выходил из зала с мокрыми глазами. Только задумайтесь об этом! Ну а лучше — сходите в кино.