Предмет нашего теста — вторая, обновленная, версия фонокорректора iFi, пришедшая на смену micro iPhono. Первая версия собрала немало наград и похвал в своем классе, да и новый корректор уже успел неоднократно отличиться. Но чем же так примечательна эта модель? Разберемся в ходе нашего теста, куда дополнительно попало еще одно необычное устройство — Bluehorizon RIAA Filter, предназначенное для ускоренной приработки корректора.

Вторая версия

У меня давно сложилось впечатление, что iFi Audio у многих больше ассоциируется с цифрой и даже с портативом. Действительно, основная их продукция весьма миниатюрна и, большей частью, предназначена для работы с компьютерами и плеерами в качестве цифровых источников. Фонокорректор на этом фоне выглядит несколько неожиданно, однако напомню, что это уже вторая версия корректора, причем неплохо себя зарекомендовавшего.

Комплект поставки iFi Audio micro iPhono2: сам аппарат, блок питания, коротенький межблочный кабель, переходник для подключения заземления, инструкции и самоклеящиеся силиконовые ножки

Этот фонокорректор — весьма необычен и внешне, и внутренне, и по функционалу. Внешне — совсем небольшая коробочка в фирменном алюминиевом корпусе. Двести грамм веса, если не считать внешний блок питания, сделанный в виде вилки-адаптера.

Компоновка сквозная: с одной стороны — два небалансных входа, для ММ- или MC-головок, плюс клемма заземления. Что удобно, сама клемма заземления — миниатюрная, но для тех, у кого фоно-кабель укомплектован земляной «лопаткой» покрупнее, в комплекте есть очень удобный переходник.

С другого торца корпуса — небалансный выход, разъем для подключения блока питания и тумблер переключения кривых коррекции. Если бы мне нужно было разместить такой аппарат в системе, я бы вероятно пристегнул его к задней ножке аппаратной стойки или поместил бы за каким-нибудь прибором. Смотреть на эту коробочку ведь необязательно. Хотя в ряде случаев можно и нужно, но об этом позже.

Входы для ММ и МС отдельные. Неиспользуемый вход можно оставить закрытым силиконовыми колпачками. Алюминиевый корпус скручен очень жестко, даже, пожалуй, слишком — разобрать корректор без повреждений не удалось

Дальнейшие «необычности» видны сразу, при первом внешнем осмотре. У фонокорректоров таких габаритов обычно имеется переключатель MM/MC, иногда еще несколько переключателей импеданса для головок МС, и если повезет — некоторый выбор емкостей для ММ-головок. Тут же настроек намного больше — даже больше, чем у многих корректоров классом сильно выше.

iFi Audio micro iPhono2 может работать и с MM-, и с MC-головками. Для MM есть пять позиций выбора емкости, от 100 до 500 пФ, с шагом в 100 пФ. Для МС — семь положений импеданса, от 22 Ом до 1 кОм, ну и 47 кОм для ММ. Кроме этого регулируется коэффициент усиления, можно выбрать 36, 48, 60 или 72 дБ. Неплохо? Весьма! Но и это еще не все.

Маленькая коробочка — большие возможности

На мой взгляд, главная особенность настроек этого фонокорректора — в выборе кривых. Тут всего доступно шесть вариантов: RIAA / eRIAA / IEC / eRIAA+IEC / Decca / Columbia. Отличный выбор, вполне достаточный для большинства случаев. Единственное, что не очень удобно — быстро переключать настройки. Вот для этого уже нужно иметь корректор в доступности, а не прятать его куда-нибудь подальше, как я писал раньше. Но вариант с частыми переключениями понадобится только тому, кто часто меняет головки.

Выходные разъемы, переключатель кривых коррекции и разъем блока питания

Во всех же остальных случаях настроиться достаточно один раз, и если чем и пользоваться, так только тумблером выбора кривых. На тумблер вынесены три типа — Columbia / RIAA / Decca, а «подвиды» того, что будет выполнять аппарат в положении RIAA выставляются микропереключателями на нижней стороне корректора — там же, где выставляются параметры для работы с головками. Таким образом, учитывая функционал и размеры корректора, нужно признать, что в имеющихся рамках эргономика близка к идеальной.

Тут же в плюс нужно поставить присутствующую индикацию — на верхней поверхности через крошечные, буквально как игольный прокол, дырочки светят три зеленых не едких светодиода. Что аппарат работает — понять можно, в остальном же такая индикация не мешает. Кстати, индикация у фонокорректора постоянная и выключателя в конструкции нет — разве что вытаскивать сетевой адаптер из розетки. Но с точки зрения схемы и работы выключатель тут как раз и не нужен: потребление у аппарата незначительное, а вот тот факт, что ему лучше постоянно быть включенным, легко определяется на слух.

Логично, что деталей внутри корректора не много — больше бы просто не поместилось — но сделано все очень прилично. Качественная плата, отличный монтаж и сами детальки ни разу не проходного уровня. Да и о теории кратчайшего пути сигнала на примере этого корректора очень даже можно говорить.

За крошечными отверстиями спрятаны светодиоды

Из технологий заявлены: сочетание J-Fet и биполярных транзисторов в классе А, выходной каскад без конденсаторов, а также фирменный, «не шумный» блок питания iPower. Очень впечатляют цифры паспортных данных: например, динамический диапазон для MC-головки при коэффициенте усиления 60 дБ > 106 дБ, или соотношение сигнал/шум для тех же параметров > 85, и много других, приятных глазу, цифр, зачастую явно превышающих те параметры, которые на деле вполне достаточны для винилового тракта.

Bluehorizon RIAA Filter

Теперь посмотрим, что же такое Bluehorizon RIAA Filter. Комплект состоит из самого устройства и диска IsoTek Full System Enhancer CD. Диск этот хорошо известен — на нем записаны «прогревочные» треки на разные случаи жизни. Проверено, что на случай новой акустики, только что вынутой из коробки, этот диск может быть весьма полезным.

Остальное — менее очевидно. Хотя я соглашусь с рекомендацией IsoTek о более-менее регулярном использовании в тех случаях, когда система стояла без дела недели две или больше. Впрочем, каждый владелец сам должен знать свою систему и то, как она реагирует на разный по длительности простой.

Bluehorizon RIAA Filter и комплектный диск IsoTek Full System Enhancer CD

Bluehorizon RIAA Filter, в основном, согласовывает параметры входа корректора и выход среднестатистического CD-плеера. Смысл здесь очень прост — раз новый корректор требует приработки, то почему бы не ускорить этот процесс?

Берем CD-плеер с небалансным выходом, подключаем RIAA Filter, выбрав на нем переключение ММ или МС в зависимости от входа/настройки корректора, ставим в CD-плеер прилагаемый диск от IsoTek и зацикливаем 3-й трек на два-три дня. Эффект точно есть, проверено.

Но и вопросы тоже есть. RIAA Filter рассчитан только на один канал. Соответственно, нужно «греть» сначала один канал, потом другой. Почему нельзя было сделать разветвитель или сразу двухканальное устройство? Ведь начинка-то там не самая сложная. Просто понизить сигнал или сделать инверсный RIAA-фильтр — понадобится лишь несколько дополнительных деталек. А греть каждый канал отдельно — ну неудобно это, и к тому же в два раза дольше.

С другой стороны, видел я фонокорректоры, которые сменили пару владельцев, так и не успев прийти в чувства. Вот только в таком случае у меня возникнет другой вопрос — если человек и так редко включает свою систему, чтобы послушать музыку, будет ли он ее в условиях такого же количества свободного времени включать, чтобы «погреть»? Не уверен.

Так что скорее Bluehorizon RIAA Filter будет полезен, например, мне, на тот случай, когда на тесты приходят разные фонокорректоры, а «пилить» вручную пластинки и головку, чтобы привести в чувства корректор, кажется расточительным. Но тут же нужно добавить, что и без этого устройства я знаю способы дать приработаться корректору: без необходимости загонять CD-плеер, а просто заменив его линейным выходом портативного плеера.

Впрочем, результаты работы Bluehorizon RIAA Filter совместно с IsoTek Full System Enhancer CD мне понравились. Греть iFi Audio micro iPhono2 особого смысла не было — он на тест приехал уже не новым, но для чистоты эксперимента я и его погонял в таком режиме. Хотя именно для этого аппарата актуальнее просто быть постоянно включенным, как это и предполагалось разработчиками.

Итак, для теста берем фонокорректор, явно уступающий по уровню прочим компонентам системы. Запасаемся несколькими приличными головками и начинаем прослушивание.

Настройка и подключение iFi Audio micro iPhono2 занимают буквально пять минут. Параметров согласования формально достаточно практически для любой головки, за редкими исключениями. Благодаря же инструкции, в том числе и нанесенной подробно на сам корпус аппарата, с настройками разберется даже не очень опытный пользователь.

Впечатления от теста

Первое впечатление после включения появилось еще даже до прослушивания. Тихо. Собственного фона нет совсем. Система у меня выстроена так, что внешние фоны и наводки не появляются никогда и ни при каких условиях, да и тракт очень тихий, но различные фонокорректоры ведут себя неодинаково. Этот же — полностью бесшумный, что очень приятно.

Звук чистый, детальный, без заметных перекосов тонального баланса. И, что отдельно понравилось — без потери качества на сложных записях. Подача аккуратная, может быть, даже подчеркнуто-аккуратная, чуть-чуть формально-механистичная в деталях и нюансах, но в целом слушается приятнее и естественнее, чем звук многих других фонокорректоров на операционных усилителях.

Настроек у iFi Audio micro iPhono2 гораздо больше, чем у среднестатистического фонокорректора

Здесь нет стерильности и синтетичности подачи, а детальность и динамика более-менее равные в самых разных условиях. Так что сдержанность сдержанностью, а аккуратность и отсутствие явной окраски — это плюс. Даже некоторая формальность, в том количестве, в котором ее можно обнаружить, может понравиться, особенно тем, кто ценит отсутствие подчеркнутой теплоты и навязчивости.

Бас, в целом, получается достаточно глубоким, хотя и не фундаментальным. Качество его весьма неплохое. Без явной фактурности и большого объема, но основа правильная. Серединка подробная, без сверхдетальности, но и без потерь, без раздутости. Верха — аккуратные, не кричащие, вполне разнообразные. Звук — цельный, из него ничего не торчит, ничто не перекашивается, и окраски не слышно. Эмоциональная подача — скорее сдержанная, без теплоты или сиропности. Но и холодности-жесткости тоже не слышно. Все в некоем достаточно здравом балансе.

Сцена — средней ширины и глубины, без подчеркнутой камерности. Раскладка — чуть формальная, но все на своих местах, без ощущения раздувания или слипания образов. Воздух ощущается, разница в подаче атмосферы между студийными и концертными записями хорошо прослеживается, но сверхреалистичного эффекта присутствия нет — всегда понимаешь, что слушаешь запись, и, к тому же, хорошо понимаешь, насколько качественно и с какой спецификой та или иная запись сделана.

Вся схема настройки корректора расписана на корпусе

Слушать можно долго, слушать самые разные жанры с ровным предсказуемым результатом. Если на что и приходится отвлекаться, так это на переключение кривых коррекции в тех случаях, когда переключать нужно. Результат тоже слышен и объективно полезен.

С ММ-головками корректор работает уверенно: все, что я подключал, хорошо знакомое и проверенное, я услышал таким, каким привык слышать. С большинством обычных МС-головок тоже результат получился стабильным и предсказуемым. И только с одной совсем низковыходной головкой получилось так, что оптимальная для нее настройка оказалась где-то между значений. Но на деле ведь сложно представить ситуацию, когда корректор будет работать с головкой, которая стоит в несколько раз дороже самого корректора.

Впрочем, тут и про корректор можно добавить, что в сравнении со многими вариантами, он по совокупности возможностей и звучания работает на большую сумму, нежели стоит. А еще будет полезно и познавательно вновь посмотреть на начинку этой маленькой коробочки и сопоставить ее с получаемым результатом. И сказать себе: бывает и так, что простые решения (простые на первый взгляд) иногда работают лучше сложных.

Выводы

Приятная коробочка, явно способная на большее, чем можно вообразить изначально. При скромных размерах функционал очень радует. И в звуке есть здравый баланс. Заметного упрощения или окраски, часто свойственной недорогим корректорам, нет, способность на любой музыке держать уровень — тоже хороша. И нельзя не отметить минимальный собственный шум устройства.

iFi Audio micro iPhono2

Конечно, существуют корректоры более детальные, с более точным звуком, но и ценник на такие устройства — минимум, втрое больше. При этом мало кто может похвастаться функционалом крошечного iFi micro iPhono2.

В целом, этот корректор подходит не только для самых разных аудиосистем (ведь собственного капризного характера у аппарата нет), но и для тех пользователей, которые занимаются любительскими оцифровками.

Очень многое из того, что заполняет сеть — явно плохого качества и нередко по вине красящих звук, шумящих и слабо настраиваемых фонокорректоров. Выбор-подстройка кривых не будут лишними и в домашних условиях, а уж при оцифровке — это, в моем понимании, вещь обязательная.

iFi Audio micro iPhono2, Bluehorizon RIAA Filter

iFi Audio micro iPhono2: 53 000 рублей, Bluehorizon RIAA Filter: 9200 руб.

Частотный диапазон: 10 Гц — 100 кГц (±0.5 дБ), 20 Гц — 20 кГц (±0.2дБ)

Динамический диапазон: MM (36 дБ): > 111 дБ (A-взвеш.), MC (60 дБ): > 106дБ (A-взвеш.)

Соотношение сигнал/шум: MM (36 дБ): > 85 дБ (A-взвеш. 5 мВ), MС (60 дБ): > 85 дБ (A-взвеш. 5 мВ)

Перегрузочная способность: MM (36 дБ): > 26 дБ (5 мВ, @ 1% КНИ), MС (60 дБ): > 22 дБ (0,5 мВ, @ 1% КНИ)

Перекрестные помехи: <–70 Дб (1 кГц)

Выходное напряжение (без искажений): 6 В (Нагрузка >= 600 Ом, КНИ <=1%)

КНИ: <0.0007% (MM 36 дБ 1 В на выходе при 600 Ом нагрузки)

Выходной импеданс: <100 Ом

Блок питания: переменного тока 100–240 В, 50/60 Гц

Потребляемая мощность: < 5 Вт

Размеры: 158х59х28 мм

Вес: 200 г.