Как говорится, весна вступила в свои права. И если продолжать штампами, то невероятно теплая зима растопила у джазменов сердца, души, умы... и что-то там еще.
Вот уж правда — чем случайней, тем вернее... Обзор собирал почти что наугад — искал в пандан к великому Джону Маклафлину нечто конгениальное. Но ничего подобного нет. Есть другое. Поэтому получилась такое вот пестрое одеяло. Вопрос: джаз это вообще или не джаз? В общем — джаз. А что касается частностей — читайте, смотрите и слушайте.
John McLauhlin, Shankar Mahadevan, Zakir Hussain «Is that so?»
Очередной «индийский проект» гитариста Джона Маклафлина. На сей раз трио с его давним соратником — исполнителем на табла Закиром Хуссейном. И более молодым певцом, автором индийской киномузыки по имени Шанкар Махадеван. Такой вот странный микс. Но результат еще неожиданнее.
В нулевые Маклафлин выпускал альбомы с периодичностью примерно раз в два год, включая альбом с необычным стилем и названием «Industrial Zen» (2006). А новый «Is That So» — первый аж за пять лет. Само по себе событие.
Маклафлин и два индуса из противоположных музыкальных лагерей сотворили нечто: не фьюжн, не гитарная виртуозность (Маклафлин — «гитарист гитаристов») и даже не world music. Индийские ароматы присутствуют, но Индия здесь тоже какая-то условная. Это не Shakti и даже не Remember Shakti. Так что же это? Я бы сказал — «будда-эмбиент». Не было такого термина? Так и музыки такой не было. Все бывает в первый раз. А Маклафлин на то и гений, чтоб быть оригинальным всегда.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Christian McBride «The Movement Revisited: A Musical Portrait of Four Icons»
Вот что ваш обозреватель никогда терпеть не мог — это джазовые альбомы с нарративом. То есть музыканты играют, а кто-то там что-то поверх еще и рассказывает. Умные вещи всякие. Якобы. Особенно бесят всякие банальности типа «spread your wings and / fly high to the sky / so high / you’re free / fly with me»… Да какой «free»? От чего, от кого? Текст слов...
На самом же деле, положение в отношении «новаторский джаз — литературное слово» изменилось. Грегори Портер, Донни Маккаслин, Джей Ди Уолтер — эти джазмены давно заморочились на интересных песнях с настоящими стихами.
Крисчен Макбрайд слишком велик, чтоб служить просто концертмейстером. Или делать просто озвучку. Но на его новом альбоме роли, конечно, распределены не так. Хотя при первом прослушивании альбом просится в разговорный жанр. Аудиокнига с музыкой.
Посвящен альбом четверым борцам за общественные права в Штатах полувековой давности: Мартину Лютеру Кингу, Малькольму Иксу, Розе Паркс и Мухаммеду Али. Неслабо, да? Отрывки из их речей — образчики высокой риторики — их сентенции, ставшие афоризмами... Такой вот аудиоучебник по истории. А музыка — все равно качает. И никаких тебе противоречий.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Lonnie Plaxico «Rhythm and Soul»
Музыкант-призрак. Поиграл в 90-е со многими великим (Арт Блейки) и современными. Записал несколько сольных альбмоов отменного качества и дикого разнообразия. Дебют на лейбле Blue Note под названием «Mélange», где смешались пост-боп, фанк, джаз-рок и много чего еще, вызвал легкий ажиотаж. Но и про него почти нигде ничего не написано. Будучи еще юным, я написал о «Mélange» восторженно-фанатскую заметку в журнал Play, но что я тогда понимал...
По слухам, Лонни Плаксико плотно забил на свою сольную карьеру и просто катает по миру в группе одной известной певицы. Беда, конечно, но, видимо, таков его выбор.
А между тем на потоковых сервисах появился «Rhythm and Soul» — альбом начала 2000-х. Переиздание. И это — бомба! Сейчас самое оно для такой музыки — фанки, соул, плотный ритм. Музыканты как на подбор. Например, на теноре — Уэйн Эскоффери (о котором пойдет речь ниже), на теноре и сопрано — Маркус Стрикленд, фоно — Джордж Коллиган. Молодые тогда — не устаревшие и сейчас.
Пьеса «The Time» — это прямо-таки шоукейс всех музыкантов: витиеватое сопрано, потом виртуозная труба Джереми Пелта (или Алекса Сипягина?), сольный кусок контрабасовой импровизации и так далее.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Andy Bianco feat. Wayne Escoffery «NYC Stories»
Люблю американского тенор/сопрано-саксофониста Уэйна Эскоффери. В наших краях известен по сотрудничеству с трио Олега Бутмана. Плодотворное, надо сказать, сотрудничество — два отличных альбома. Ну Олег Бутман сам с усами, чего о нем говорить. А Эскоффери — будто бы тень тезки, Уэйна Шортера. Особенно на сопрано — он фанат своего тезки, это известно.
В альбоме гитариста Энди Бианко Эскоффери не дает жести, но все равно своим напором противостоит романтичным гитарным кружевам. А в целом — атмосфера такого ненапряжного вневременного джаза.
Число Пи «A Love…»
Московская супергруппа из молодых джазменов. И джазледи.
Названия треков что-то напоминают. Точно: оказывается, что весь альбом — версия великого альбома (даже сюиты) Джона Колтрейна «A Love Supreme». Название тоже понятно откуда.
Просто нет слов! Переписать «Love Supreme» — вот это наглецы!!! А впрочем, так и надо. Джаз любит смелых. А альбом удался. Трейн — он ведь как Бах джаза: что хочешь, вноси, уноси, прибавляй, вычитай — все равно получится нечто изумительное.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Sam Paglia «Live in Italy (Live)»
Наконец, просто приятный и мастерский альбомчик без особых наворотов. Главное там — орган «Хэммонд», хрустящий и теплый. Возбуждает прямо-таки гастрономически — это чтоб не использовать дебильный эпитет «вкусный», но слюнки текут, никуда не денешься. И гитарка приятная.
И сбивочки барабанные — четкие, аккуратные. В принципе, в 90-е такое сошло бы за эйсид-джаз.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer