Широко жил партизан Боснюк — все аудиозаписи тогда были аналоговыми и никто этим счастьем не тыкал в лицо. Легким алюминиевым вилкам радовались, а пластмассовым и подавно. Современный потребитель, наоборот, хочет надуть щеки и опереться на что-то почтенное и малоудобное вроде бабушкиного сундука.

На фото: классика магнитной записи: репортерский катушечный магнитофон Nagra IV — S.

Принадлежность аудиопродукта к миру аналога сегодня принято подчеркивать с плохо сдерживаемой гордостью. Мол, знай наших: у «них» там — искусственное оплодотворение, а нас — «всюду жизнь», как на одноименной картине передвижника Ярошенко. Иногда это стремление очевидно пахнет банальным мерчандайзом, а не аудиоизысками. Таковым, безусловно, является воскресший тренд на кассеты, которые продаются вместе с футболками и бейсболками с лого любимого исполнителя. О более-менее «хай-файных» носителях — хромовых Type II или металлических Type IV лентах — в таких релизах никто не заикается. В ходу остался только самый примитивный вариант Type I на гамма-окиси железа — с узким динамическим диапазоном и частоткой до 12 кГц. Это даже ниже, чем умеют МР3. Да и вообще, все, кто пытался переслушать отечественные «магнитоальбомы» перестроечных времен, знают, что на нормальной аппаратуре это делать попросту страшно. Каша, которая долбит на одном уровне громкости. Идем дальше, к более серьезным средствам звукозаписи на магнитной ленте.

Открываем мануал классической модели рекордера Tascam 38. Его, например, можно встретить в списке оборудования молодых Depeche Mode. Восемь каналов — т.е по четыре в обе стороны полудюймовой магнитной ленты. Итого на один канал приходится 0,8 мм полезной ширины носителя. Запись ведется со скоростью протяжки 38 см в секунду. Это в два раза быстрее бытового стандарта катушечных магнитофонов: и здесь чем выше «битрейт», тем выше потенциал качества. Посмотрим, чего мы сможем добиться от Tascam 38 в цифрах.

Итак, искажения 0,8% при полном уровне сигнала в 1 кГц, частотный диапазон — с ума сойти! — от 40 Гц до 20 кГц с неравномерностью, как у колонок, плюс-минус 3 дБ. Еще одна легенда — Revox A77, на которой Pink Floyd записали свои «монетки» — до сих пор ними брякают по аудиосалонам и выставкам старые мальчики. У Revox A77 неравномерность более сдержанная —«всего» 1,5 дБ, а нижняя граница опустилась до 30 кГц, зато искажения аж 2%. Ну, неудивительно, все-таки техника 1967 года.

Да уж, в бесстрастных цифрах получается увечное какое-то волшебство, по современным-то меркам. Конечно, в аналоговых магнитофонах после 20 кГц жизнь не заканчивается и сам спад имеет более пологую характеристику, в отличие от жесткой цифровой фильтрации. Но это выглядит преимуществом разве что по сравнению с форматом 16/44. Любой рекордер в режиме 24/96 предоставит чистое поле для любых высочайших гармоник. Но люди молятся на аналоговую запись и повторяют, как зачарованные, «плотность», «подвижность» и, в конце концов, та самая «теплота»! Значит, мы смотрим не туда, не в те цифры. Изучим же остальные.

Кто с трепетом вчитывался в спецификации первых CD-плееров, вероятно, обращал внимание на параметр Wow and Flutter, который неизменно оказывался Under Measurable, т.е. ниже возможностей измерения. Да, с цифровой синхронизацией данных детонация скорости стремится к микроскопическим величинам. Другое дело, лентопротяжные механизмы. У Tascam 38 отклонения от скорости по паспорту допускались до 0,8%, а сам Wow and Flutter составляет 0,1%. В самых последних «штудерах» — 0,04%. Детонация обогащает, а точнее, унавоживает паразитной модуляцией исходный сигнал — Wow колдует в инфрабасе до 10 Гц, а Flutter — в слышимом диапазоне. Каждая процедура аналогового микширования мультитрека добавляет и добавляет этого добра; некоторые мастера, говорят, для «мяска» любили перезаписать туда-сюда бобину с рекорд-сессией. Фактически натянутая лента при трении о ролики и головки рекордера ведет себя как контрабас. Народ любит, когда механические узлы подмурлыкивают любимой мелодии. Тот же самый эффект возникает и при сравнении виниловых вертушек с пассиковым приводом против «бездушного» директ-драйва, у которого стабильность вращения диска гораздо выше.

Я слушал и современные фонограммы, принципиально выполненные силами аналогового оборудования. Да, их можно назвать и «плотными», и «теплыми», и «плавными», но к достоверности звучания бабушкино повидло никакого отношения не имеет. Да, и по сравнению с хорошей цифровой записью на магнитофоне обязательно будут убиты высокие частоты. Причем убиты на вполне законных основаниях. Из-за магнитного насыщения ленты высокочастотные транзиенты (короткие участки резкого изменения характера звука) не в состоянии корректно прописаться. Кто-то считает неяркий, мягкий саунд признаком хорошего хай-эндного тона. Я таким любителям рекомендую послушать вблизи инструмент у музыканта. Можно даже бродячего.