Представители авангардизма в музыке: Рихард Вагнер и Игорь Стравинский - в классике, Майлз Дэвис и Джон Колтрейн - в джазе. В Hi-Fi-отрасли назовем два имени: Хольгер Фромм и Матиас Руфф.
Первых двоих из приведённого очень неполного списка знает каждый, кто интересуется музыкой. Следующая пара известна любому поклоннику джаза. А вот имена, замыкающие список, упоминаются гораздо реже, их не найдешь в музыкальной энциклопедии, но к «авангарду» они имеют прямое отношение…
Хольгер Фромм (Holger Fromm) частенько посещал концерты рок-групп, несколько раз был на выступлениях Pink Floyd - в тогдашней ГДР это не было заурядным фактом. И уже тогда заинтересовался: отчего подача музыки домашними колонками так отличается от концертного исполнения? Потом в каком-то Hi-Fi-салоне он попал на демонстрацию акустики Klipschorn, испытал нешуточное потрясение и заинтересовался рупорами, как выяснилось - навсегда. Надо сказать, что у рупорной акустики в Германии давно существовали крепкие традиции и прочные корни. В университетах велись исследования рупорных излучателей, а рупорная акустика Klangfilm производства 50-60-х годов прошлого века (Мюнхен) до сих пор почитается аудиофилами всего мира. Кстати, идея так называемого сферического рупора (Kugelwellentrichter) была подробно описана именно специалистами фирмы Klangfilm. Словом, Хольгер обзавёлся соответствующей литературой и начал рассчитывать собственные рупора. Возможно, это хобби не переросло бы в нечто большее, если бы ему не встретился инженер Матиас Руфф (Matthias Ruff), который, как оказалось, тоже интересовался рупорной акустикой.
Первые образцы создавались вручную, в полном смысле слова. В мае 1991 года единомышленники зарегистрировали компанию Avantgarde Acoustic, и к Рождеству выпустили первые серийные громкоговорители Avantgarde. Это была очень необычная по меркам отрасли акустика из трех блоков-рупоров (в теперешнем модельном ряду эта модель обозначается как Trio). На 1995 год в компании было 3 человека постоянного состава, производство было размещено в городке Bad Camberg в окрестностях Франкфурта на Майне. Позже производство разместили в самом Франкфурте, а с 2011 года Avantgarde Acoustic располагает собственной фабрикой в городском предместье в местечке Lautertal. В 2002 году появился первый «авангардный» усилитель, сейчас фирменную электронику представляют предусилитель XA Pre и «мощник» XA Power. В настоящее время на фирме работает 17 человек, а годовой оборот составляет 3 млн. евро.
В чём состоит основное преимущество рупорных излучателей? У них чувствительность (попросту говоря - кпд), значительно выше, чем у головок прямого излучения. Оттого их так любят использовать с ламповыми усилителями. Но со слов Хольгера, ему всегда мешает расхожий тезис, что акустику Avantgarde рассматривают, как «громкоговорители для лампы». Эффективность, это существенная, но не единственная особенность «рупора». Для воспроизведения музыки едва ли не важнее специфика построения звуковой сцены. Дело в том, что в концертном зале, и даже в музыкальной студии ушей слушателя достигает практически плоская звуковая волна, тогда как динамики прямого излучения испускают сферическую или цилиндрическую волну со всеми промежуточными формами фронта. А от этого напрямую зависит точность звуковой сцены. Наверное, можно сказать, что масштабную звуковую сцену умеют правильно строить только «рупора» и «электростаты». Правда, как первые, так и вторые, мало эффективны в басовом диапазоне, потому их чаще всего дополняют сабвуферами прямого излучения.
Все характеристики рупорного излучателя зависят от геометрии рупора и даже (!) от шероховатости поверхности. По мере распространения волны внутри рупора, её фронт может оказаться не перпендикулярен к стенкам, а значит, возникают дополнительные отражения, которые искажают амплитудную и фазовую характеристику. Этим искажениям обычные рупора обязаны характерной окраской в нижней половине частотного диапазона. В сферическом рупоре образующая практически перпендикулярна фронту звуковой волны, а потому отражения отсутствует и звучание на нижней середине свободно от окраски. Далее, в узкогорлом (то есть, обычном) рупоре давление в предрупорной камере оказывается настолько высоким, что возникают специфические нелинейности, которые есть только у рупоров. В рупорах Avantgarde Acoustic горло делается несколько шире оптимального, рупора пищалок делаются вовсе без горла, поскольку здесь не требуется ограничивать полосу сверху. Следствием этого является несколько пониженная чувствительность (103-107 дБ/Вт против максимально достижимых 109 дБ/Вт), при том, что пищалки снабжаются магнитами попросту циклопических размеров. Но зато по минимальности уровня нелинейности рупорные излучатели Avantgarde Acoustic не отличаются от высококачественных головок прямого излучения. Кроме того, при производстве среднечастотных драйверов тщательно выдерживается верхняя частотная граница излучателя, на этой частоте начинается естественный спад 6 дБ/окт. Вкупе с частотным ограничением рупора поверху формируется спад с крутизной 12 дБ/окт. Ограничение понизу также даёт сферический рупор (18 дБ/окт.). В результате системы Avantgarde Acoustic могут обходиться вовсе без кроссовера, однако простейший кроссовер всё же ставится для повышения надёжности. В частности, ВЧ-звено подключается через конденсатор, на который подаётся постоянное напряжение, позволяющее свести к минимуму так называемый эффект «диэлектрической памяти», что повышает прозрачность звучания. Поляризующее напряжение извлекается из звукового сигнала с помощью фирменной системы CPC.
Ознакомившись с основами теории, можем перейти к практике. Примером послужит модель Avantgarde Uno Fino. Две модели из младшей группы - Uno и Uno Fino отличаются лишь басовой секцией: в первой используются две НЧ-головки размера 10 дюймов, а в модели Uno Fino задействованы 8-дюймовые динамики. Соответственно и корпус у Fino (что значит, «тонкий») компактней, и площадь опоры меньше, хотя ширину колонки определяет 500-мм рупор среднечастотного диапазона. Акустика трёхполосная, среднечастотный рупор покрывает диапазон от 290 до 3000 Гц, дальше работает твитер. Переключатель Range даёт возможность подобрать частоту сопряжения СЧ и ВЧ полос в соответствии с вашими предпочтениями.
Басовая секция активная, как и во всех моделях Avantgarde, с коррекцией, построенной на электромеханической обратной связи. Частота среза фильтра НЧ регулируется от 60 до 350 Гц, в случае с системой Uno Fino, регулятор устанавливается поблизости от верхней границы. Помимо того, можно задействовать подтональный фильтр, и, в зависимости от акустических свойств помещения, выбрать граничную частоту 20, 30 или 40 Гц. Для согласования уровня баса предусмотрен регулятор громкости. Как и положено современному активному устройству, акустика Uno Fino оснащена входами триггера, что позволяет управлять включением басовой секции дистанционно. На вход усилителя может подаваться сигнал от балансного (XLR) входа, либо же он передаётся внутренним образом от входных зажимов рупорной СЧ-секции.
Как было сказано, раскрыв (диаметр) среднечастотного рупора 500 мм, у твитера размер рупора 130 мм. У среднечастотного драйвера 130-мм кевларовый конус дополнен 100-мм куполом из целлюлозы, диаметр горла рупора 75 мм. Высокочастотный компрессионный драйвер имеет 25-мм мембрану из алюминиевого сплава. Входных зажимов две пары, в исходном состоянии они соединены между собой, но если перемычки удалить, можно подключить ВЧ- и СЧ-секции по способу би-ампинга или би-вайринга.
По поводу звучания акустики Avantgarde набралось немало восторженных отзывов. Среди них встречаются и такие: «попросту лучшая акустика из всех, что мне доводилось слышать». Правда, последнее высказывание относилось к модели Trio, а у нас идёт речь о младшей Uno Fino. Но, в любом разе, говорить о лучшей акустике примерно то же самое, что о лучшем автомобиле. Что лучше: Gelandewagen или Ferrari? Сразу возникает вопрос - для чего? То же и с рупорами. Avantgarde’ы, которые мне доводилось слышать, действительно, отличаются непривычным масштабированием, которое по ассоциации с видеотехнологиями, можно назвать «скейлингом»: звуковая сцена ясная, несколько придвинута к слушателю и при этом наполнена воздухом. Исключением (и то лишь в малой степени) является контрабас, на некоторых нотах он как бы отступает к линии громкоговорителей. Барабаны подвижные, их динамика передаётся столь естественно, что отпадают вопросы. Ударная медь искристая, насыщенная и «вкусная», хотя на некоторых записях она может привлекать к себе излишнее внимание (похоже, твитер слегка переигрывает СЧ-излучатель). Раздел между полосами НЧ-звена и рупорами надо настраивать особенно тщательно, по моему мнению, желательно установить небольшой «разрыв» полос, тогда нижние ноты женского вокала передаются более свободно. Сибилянты естественные, интонационная проработка надёжная и естественная. Вообще, вокал и музыкальные акустические инструменты в этой интерпретации впечатляют открытостью и общей гармонией. Пожалуй, лишь «взрывные» оркестровые пассажи Uno Fino передаёт чуть скромнее, чем гораздо более дорогие старшие модели. И опять возвращаемся к звуковой сцене - она крупная, но однородная, ее восприятие практически не зависит от положения слушателя. Лично меня это особенно подкупает.
Будучи в модельном ряду Avantgarde самой доступной по цене, система Uno Fino, тем не менее, заслуживает самого пристального внимания аудиофильской общественности. Ее не назовешь «бедной родственницей», она скорее претендует на роль всеобщей любимицы в «авангардной» семье рупорной акустики. Все при ней – и благородство форм, и узнаваемые фамильные черты, и, что греха таить – захватывающая красота звучания музыки практически любых жанров. Трудно поверить? Вспомните сказку про Золушку, а лучше найдите возможность послушать Avantgarde Acoustic Uno Fino с фирменными компонентами XA Pre и XA Power.