Кинооператор, меломан и звуколюб с детской мечтой обязательно что-нибудь починить рассказал Stereo&Video о пути от советской реплики британского усилителя QUAD к английскому звуку, американской акустике и пониманию, как нужно правильно смотреть «Звездные войны».
— Когда ты обратил внимание на то, как звучит аппаратура?
— Мой отец всегда любил слушать музыку, причем так, чтобы звучало хорошо и громко. Поэтому я как-то сразу начал понимать, что это зависит от колонок и усилителя. Помню, еще в детстве заинтересовался, стал изучать, что-то читать и уже тогда поразился, что какие-то люди говорили, что даже провода влияют на качество звука! Я подумал, что за хрень? Но решил провести эксперимент. Нашел дома все межблочные провода, что у нас были, и стал поочередно ставить их между магнитофоном «Маяк 232» и усилителем «Вега». С каким же удивлением я обнаружил, что ужасные советские провода с пятиконтактными разъемами даже в нашей советской аудиосистеме и то звучали по-разному! В итоге я выбрал самый приличный, оставил его, и с тех пор, видимо, покатилось... Лет 14—15 мне тогда было.
— А какой был первый собственный аппарат?
— Это был отцовский катушечник, который дал мне не столько представление о Hi-Fi, сколько о звукозаписи в целом. Вообще все мое общение со звуком идет параллельно с моим увлечением радиотехникой и переделкой аппаратуры. Тот первый магнитофон был полуразобран и работал без крышки. Помнится, я отпаял провод от стирающей головки и делал записи с наложением, это давало невероятный эффект.
— Это были музыкальные эксперименты?
— Нет, это был именно технический эксперимент, но меня он поразил. А дальше был период с самодельными колонками и усилителем. Дело в том, что я никогда не был готов тратить на Hi-Fi деньги. Во-первых, их не было, а во-вторых, все время у меня были какие-то детали, которые можно было использовать, и желание паять.
Собрать усилитель из конструктора за 1500 рублей мне было несложно, это было увлекательно и недорого, да и играло не так плохо. К усилителю нашлись какие-то старые колонки, в корпуса которых я вставил автомобильные динамики, причем после дома эта система перекочевали в мою первую машину, усилитель-то был автомобильный и прекрасно играл от 12 В. Колонки лежали в багажнике и машину разрывали, а источником служил переносной CD-плеер Panasonic. И кстати, колонки были активные. Потому что усилитель я для компактности засунул внутрь корпуса.
— Передовая разработка!
— А если говорить о полноценной аудиосистеме, то, наверное, до появления у меня компьютера я все слушал на отцовской. А вот уже используя PC, я задумался о звуке, сначала купил аудиокарту, потом усилитель «Орбита», а колонки «Радиотехника С30» отдал мне отец, так как обновил систему и купил колонки, усилитель и двухкассетник «Вега» значительно крупнее и новее. Меж тем я занялся «Орбитой», которую приобрел по объявлению за 1500 рублей. Там было три блока: усилитель, эквалайзер и пред. Причем эквалайзер я тут же сам продал за 500 рублей, без него система играла в 100 раз лучше.
— И как вела себя «Орбита»?
— Она мощно играла, конструктив был интересный, регулятор громкости оказался построен не на переменном резисторе, который с возрастом скрипит и хрипит, а на реле с посеребренными контактами, которые замыкали постоянные резисторы в предварительном усилителе, — практически High End! Но, естественно, я тут же все это разобрал, выкинул советские разъемы, которые напрочь убивали звук, поставил помощнее конденсаторы в блок питания, поменял все конденсаторы в тракте, обновил проводку. Мне хотелось получить мощный чистый звук с хорошим низом. И сменил разъемы — сразу чище, поставил конденсаторы — сразу мощнее. Короче говоря, прогресс был налицо и стоил смешных денег и горстку усилий.
— Коррелировали музыка и звук каким-то образом?
— Чем лучше система, тем более разнообразную музыку можно слушать. Колонки из машины хорошо играли дэнс-рок типа Franz Ferdinand, потому что их искажения подходили этому стилю. А музыка, в которой нюансов много, требует большего. С нынешней системой я стал больше слушать классики, академической музыки, стараюсь найти что-то интересное в ней, потому что на предыдущих аппаратах это слушать было сложновато, я не мог получить ни удовольствия, ни столько аудиоинформации, сколько есть сейчас.
— Но до того как эта система у тебя сложилась, было же что-то еще?
— Конечно. Дальше было второе потрясение в аудиожизни после осознания, что важны провода. Мой приятель привез из Москвы — я жил тогда в родном Смоленске — свою аудиосистему, позвонил и позвал послушать. Я пришел, мы завели Кассандру Уилсон, и я просто присел, потому что в той комнате эта система играла просто офигенно. «Вот это да! — подумал я, — все мои потуги с «Орбитами» просто чушь... На самом деле может все быть настолько лучше, что словами не передать!»
А система была из компонентов Marantz c колонками Tannoy. И тогда я уже стал думать, что надо переходить на что-то менее русское и более качественное, и нашел первым делом себе колонки Tannoy Mercury F2. Купил их по случаю с отличной скидкой, и это был огромный скачок в качестве. «Радиотехника», конечно, рядом не стояла, а Tannoy и сейчас стоит у родителей и прекрасно играет.
— Твой взгляд на звук как-то менялся с течением времени?
— Прежде всего, у меня наконец сформировалось какое-то представление о правильном звуке. Раньше было нравится/не нравится, а тут я стал анализировать. Начал читать, разбираться, понимать, регулярно приезжать на выставки набираться опыта.
— Ты вывел для себя какие-то критерии?
— Критерий всегда был у меня один — максимум звука за минимум денег. Цена и качество аппаратуры коррелируют, конечно, но не в прямую. Для меня есть уровень достаточного. Я слышу приличный звук, и если он адекватно стоит, этого мне достаточно. Я слышал прекрасно звучащие системы за неадекватные деньги, в таких я смысла не вижу.
Цена/качество — суровый критерий, и по нему очень мало что проходит отбор. Просто хорошо звучать — это не такой уж трюк. В этом смысле та система, которая у меня, — чемпион, потому что тут все куплено за минимальные деньги с максимально возможным звуком.
Типичный пример: однажды по знакомству на какой-то очень удачной распродаже, типа «ликвидации склада», мне предложили усилитель мощности QUAD 909 чуть ли не за треть его цены, и я, кстати припомнив, что «Орбита» была сделана как раз по образцу QUAD 405, одолжил денег и купил. Тут сомнений не было никаких. Уважаемая английская фирма со звуком и подходом, даже копия которого мне нравилась...
— Причем его ты уже не ломал?
— Нет, я понял, что на определенном уровне аппаратуры уже мало что можно сделать с нею своими руками за разумные деньги, чтобы кардинально улучшить звук. То есть апгрейд того же QUAD будет стоить как еще один QUAD. Смысла я в таких плясках не вижу, это нарушает мою концепцию. Одно дело апгрейдить разваливающуюся «Орбиту» за 1500 рублей, а другое — аппарат, который не требует очевидных вмешательств. Зачем?
— А когда система окончательно сложилась?
Главный последний апгрейд — это акустика. До этого были исключительно полочники, и я в какой-то момент стал понимать, что мне не хватает именно масштаба звука. Большой инструмент можно воспроизвести маленьким динамиком, но не до конца. И я смотрел на напольники, но все, что нравилось, было для меня дорого, а тут попался вариант — JBL 4312, по цене и количеству звука вне конкуренции. Главное достоинство здесь, кроме масштаба, то, что они могут играть очень тихо. До 2 ночи могу сидеть слушать музыку на минимальном уровне — в большинстве колонок, что я слышал до этого, в такой ситуации звук «сворачивается», а эти даже тихо играют со сценой, глубиной и объемом.
Сейчас уже почти все, что я хотел, у меня есть — это две системы. Одна — аналоговая, винтажный проигрыватель винила, фонокорректор и пластинки, конечно, тоже старые, еще с аналоговых фонограмм, а не современные. И вторая система — цифровая с медиаплеером Versus Audio.
— При этом акустика и усилитель один, а системы две?
— Да, чтобы перейти от одной к другой, нужно переткнуть один провод от мощника. Это лучший пока вариант. Любые попытки включить какой-то предусилитель для коммутации меня не устроили — звук был хуже. Вот разве что хочу попробовать сделать ламповый корректор с коммутатором, тогда это станет чем-то вроде предусилителя.
— Но кроме винтажного проигрывателя, у тебя в системе еще и винтажный проектор?
— Да, это отдельная история! Во-первых, я ненавижу жидкокристаллические телевизоры, потому что они ужасно показывают. Смотреть кино на телевизоре с ЭЛТ было неплохо, но маловат экран, это проблема. Плазменный телевизор с действительно качественной картинкой опять же слишком дорог, и вообще я никогда не хотел смотреть кино по телевизору. Я в силу профессии знаю, как должно выглядеть кино, и телевизор к этому отношения не имеет. И вот как-то обнаружил в одной конторе, с которой связан по работе, объявление о продаже CRT-проектора SONY, причем очень серьезного для своих лет. А ему лет 30 уже. И весит 30 кило. Зачем он мне? А затем, что самые топовые кинотеатры строятся именно на таких проекторах, у них цвет правильный и правильный черный, никакой засветки нет.
— Но он же стандартного разрешения?
— Да, к сожалению, аналогичный проектор Full HD хоть и старый, купить можно только в Америке, и весит он уже 90 кг... Короче говоря, это пока неподъемно. А современный проектор я не хочу, по контрасту и цветопередаче мой мне нравится больше.
— И каков же итог твоих аудиовидеоизысканий?
— Сам удивляюсь, но в итоге я пришел к тому, что все оказалось собрано либо из винтажных компонентов, либо из того, что было придумано и разработано в золотой век Hi-Fi — 60—70-е годы. Либо это реплики классических решений, как JBL 4312, либо развитие тех идей, как QUAD 909, да и проектор ведь тоже из 80-х.
— Как живется со столь концептуальной системой?
— Утром я встаю, и перед тем как идти умываться, включаю музыку, а через час обнаруживаю, что не умыт, а сижу в кресле и слушаю. Мне кажется, это говорит о том, что система сложилась. Это самое главное в аудиофилии — не перетыкать провода и паять, а слушать.
Ну а вечером я смотрю кино, когда темнеет, потому что затемнения я еще не сделал. Вот недавно с друзьями пересматривали «Звездные войны». Крутое кино 1976 года, и особенно круто смотреть его на большом экране и с аутентичным способом вывода картинки, так как его и положено было смотреть тогда. Вот ради таких ощущений все это, наверное, и затевалось.