«Большой звук — без больших колонок» — таков девиз создали в компании Polk Audio для линейки Blackstone. Действительно ли это так и как это достигается, я и расскажу в этой статье.

Мал золотник, да... дорог?

Идея получить серьёзный звук от «милипусечных» колоночек не нова, многие производители делали и продолжают делать попытки (к сожалению, далеко не все успешные) подружить бобра с ослом. Следствием этого в аудиомире устоялся чёткий стереотип, что для серьёзного звука подходят исключительно большие мощные напольники, а сателлитам оставили скромную с точки зрения аудио дизайнерскую роль. Не спорю, многие компактные АС способны только на такое, однако нередко встречаются и исключения. Замечу, что не в последнюю очередь звук (а, точнее, визуально-тактильная составляющая) является показателем крутизны для несведущих людей, мол, «пришёл я к другану, а у него такие агромные калонки, он должно быть в этом понимает». Как объяснить гостю, что такой серьёзный звук дают вон те две крохотульки? Сразу уважение ж упадёт :). Впрочем, любителям потроллить общественность хорошо звучащие сателлиты должны попасть в масть. Перейдём к делу.

«Чёрные камни»

Blackstone... Мне сразу вспоминается классика отечественного кинематографа «Бриллиантовая рука» и сюжет с рыбалкой: «Клёв будет такой, шо клиент забудет обо всём на свете!»(с)

Чем же так хороши сателлиты? Если взять в общем, то наибольшее приближение к так называемому «точечному источнику» (круче них только широкополосники или коаксиальные динамики), прекрасная передача среднечастотного диапазона за счёт небольшого размера НЧ/СЧ-динамика , минимум отражений звука от передней панели, да и просто лёгкость в размещении и вытеснение минимума жизненного пространства. А вот что касается именно Blackstone, то тут есть и собственные ноу-хау, которые есть у всех моделей линейки.

Технологии

Например, акустическая линза (Acoustiс Lens) у твитера. Напомню, что инженеры Polk Audio имеют собственное программное обеспечение для создания акустических систем любого типа и сложности. Так вот, эта акустическая линза была рассчитана таким образом, чтобы излучение твитера было оптимальным не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной.

Сюда же можно добавить и такую технологию, как создание оптимального акустического центра АС (Time Aligned Tweeter). Т.е. фазовые, частотные, временные и громкостные характеристики скомпенсированы и рассчитаны так, что акустический центр находится ниже НЧ/СЧ-динамика (см. картинку). Смысл? При воспроизведении звуковая картина воспринимается как единое целое без разрыва на полосы и частоты. Корпус сателлитов сделан по технологии Baffle Edge — ни одной параллельной поверхности. Эта технология успешно борется со стоячими волнами. В двух старших линейках (а всего их в производственной программе три) применяется и фирменный Power Port, работающий не только как фазоинвертор, но и как настольная подставка.

При выходе воздуха из порта фазоинвертора, не создаётся паразитных завихрений, которые имеют серьёзное влияние на звук.

Power Port — фирменная технология Polk Audio, направленная на улучшение качества и увеличение количества баса при сохранении габаритов АС. Система Power Port состоит из тщательно настроенного порта фазоинвертора и специального рассеивателя перед ним. Такая конструкция позволяет получить ламинарный поток воздуха из фазоинвертора, положительным побочным явлением от этого представляется меньшая критичность в установке акустических систем, например, при тыловом размещении порта Power Port, АС можно располагать вплотную к стене. Эта технология успешно применяется много лет в 2/3 корпусных акустических системах Polk Audio

Как бы ни смешно звучало бы, но эта технология реально работает на количество баса у сателлита: к примеру, у старшей TL3 заявленная нижняя граница — 90 Гц (уже почти полочник!), а в реалиях небольшой комнаты весьма уверенно слышно и 60 Гц (понятное дело, не как у огромных напольников). Динамики, используемые в сателлитах, разработаны (я б даже сказал «просто уменьшены») на базе классических АС серий TSi, RTi A и LSi. У всех моделей грили съёмные, а на задней стенке есть отверстие (или два) для настенного монтажа. С цветовой гаммой всё весьма интересно: сателлиты доступны в чёрном и белом цветах (причём материя грилля на белом цвете заметно плотнее, чем радиоткань на чёрном), а вот центральные каналы все сплошь исключительно чёрные. Производитель мотивирует это тем, что подавляющее большинство телевизоров сейчас чёрного цвета. Конечно же никто не мешает купить пять белых сателлитов, один из которых будет выполнять роль центрального канала. Кстати, тоже интересный момент: сателлиты продаются поштучно, но в чёрном цвете можно купить и комплекты из 4 сателлитов и одного центрального канала.

What is...?

Линейка Blackstone подразделяется на три «подлинейки», которые называются TL1, TL2 и TL3. Каждая линейка состоит из собственно сателлита, центрального канала (к названию добавляется СС - Centre Channel) и комплекта 5.0 (4 сателлита TL и 1 центральный канал TL хСС). На сайте производителя есть ещё и три комплекта 5.1, но по результатам проведённых нами тестов и исследований, в Россию они не поставляются. Причина проста: сабвуфер во всех трёх комплектах оказался слабым звеном, а замена его на вменяемый в условиях производства приводил к росту цены до невменяемой. Поэтому я рекомендую тот или иной сабвуфер для конкретных условий уже непосредственно на месте (о рекомендациях ниже). Несмотря на то, что корпус пластиковый, он абсолютно невосприимчив к резонансам. Секрет не только в сложной форме, но и в том, что боковые стенки усилены стальными пластинами толщиной в несколько миллиметров. Сопротивление всех моделей - 8 Ом, поэтому по этому параметру выбирайте абсолютно любой ресивер.

Polk Audio Blackstone TL1

Самые младшие и доступные по цене сателлиты приятно удивляют всем. Это и винтовые клеммы, и качество изготовления, и дизайном. Но самое замечательное свойство этих сателлитов — это способность показывать достоинства и нивелировать недостатки недорогих AV-ресиверов. Только в этой модели не имеется фирменного Power Port, но и нижняя граница тоже высока — 120 заявленных Герц.

Polk Audio Blackstone TL1

Впрочем, учитывая их размеры (165х124х95 мм и НЧ/СЧ-динамик в 63,5 мм) и особенно цену, это более, чем нормально, рекомендуемая частота среза при использовании в системе домашнего кинотеатра — 150 Гц, а дополнить их лучше недорогим сабвуфером с претензией на музыкальность, например, таким, как Morel Sub 8. Так что если Вы имеете скромные городские апартаменты с залом в 15-25 кв.м, недорогой AV-ресивер (примерно до 20-25 тыс.рублей на март 2014 года) и жёсткий скромный бюджет, то рассмотрению в первую очередь подлежит именно этот комплект.

Polk Audio Blackstone TL2

Что можно получить, доплатив совсем немного за каждый сателлит или чуть побольше за комплект? Ха! Весьма немало. Во-первых, уже упомянутый Power Port. Вкупе с ним динамики диаметром 82,6 мм, в корпусе размером 185х132х105 мм способствуют получению более глубокого баса (заявлено 95 Гц). Сами динамики не увеличенная копия младших, а совершенно другие. По конструктиву и материалам они ближе к динамикам от полноценной серии RTi A.

Polk Audio Blackstone TL2

Они явно лучше согласованы и у этих сателлитов очень хорошая микродинамика. Звучание их лишено лёгкой окраски младших, скорее сильно тяготеет к нейтральности. Идеальный вариант для AV-ресиверов ценовой категории до 50 тыс. рублей (на март 2014) не только в качестве кинотеатральной системы, но и для воспроизведения музыки. Рекомендуемая частота среза - 120 Гц, идеальный партнёр под названием сабвуфер тоже должен уметь играть музыку, например, вот такой Polk Audio DSW PRO 440wi. Комплектом можно озвучить те же 25 кв.м., хотя мне известны случаи беспроблемного использования таких АС в комнате 40 кв.м.

Polk Audio Blackstone TL3

Топ... нет, не так. ТОП-модель линейки. Эти сателлиты безжалостны. Они безжалостны к качеству записи, к качеству сведения и к качеству звукового тракта. Самые крупные — они способны конкурировать с компактными полочниками в закрытом корпусе не только по количеству и качеству баса, но и по качеству остального диапазона. TL3 способны удивить размахом, но — только при условии подходящих партнёров. А им может стать ресивер от 50 тыс. рублей (на март 2014) и музыкальный сабвуфер, например, Morel PSW8. Не возбраняется работа TL3 и в трифонике.

Polk Audio Blackstone TL3

Лично я нередко использую этих малышей и в стереосистеме 2.1 — эффект впечатляет, если грамотно отстроить и не видеть того, что играет. Для непосвящённых разрыв шаблона гарантирован! Басовые возможности — лучшие в линейке: заявка в 90 Гц обеспечивается длинноходным НЧ/СЧ-динамиков 82,6 мм, Power Port и корпусом 197х150х115 мм. Тем не менее, в кинотеатре рекомендуемая частота среза составляет 100 Гц, а площадь помещения — до 30 кв.м. Здесь же применяется и твитер с кольцевым радиатором.

Общие рекомендации

Правильно приготовленный продукт, неважно, будь то «камни», «шары», «груши» или просто классические АС, позволит получить максимум качества от него. Поэтому сейчас я поделюсь некоторыми советами, которые помогут раскрыться «камешкам» по полной. Итак, установите сателлиты на твёрдую и крайне желательно тяжёлую поверхность (лучше конечно на стойки, но оригинальных не существует, а универсальные надо тщательно выбирать) на такой высоте, при которой твитеры АС будут на уровне ушей сидящего слушателя или чуть ниже. Постарайтесь сделать так, чтобы слушатель и два сателлита образовывали виртуальный равносторонний треугольник. Тыловые АС разверните и направьте на слушателя. Центральный канал по возможности установите прямо под телевизором или экраном. Обратите внимание, что крайне желательно устанавливать сателлиты (кроме центрального канала) строго вертикально.

А у Вас есть такой же, но без крыльев? (с)

Конечно же, полное мнение об этих «камешках» можно получить лишь после прослушивания. Но теперь подготовленный читатель знает, каким путём достигается такой эффект и не отмахнётся при предложении продавца послушать малышей. Но всё же не будет преувеличением сказать, что Polk Audio не просто написали громкие слова, а подтвердили свой девиз делом. Поэтому бегом в магазин, чтобы по совету друзей и меня приобрести свой комплект «камней» для создания «аудиосада».