Перо дрожит в руке… Ну наконец то… Не верю своим глазам… Долгожданное и многострадальное отдельное интервью с Николаем Казанцевым и Завалинка Рекордс.

Многострадальность, равно как и долгожданность данного опуса началась год назад на прошлом ВинилДжеме. Когда автор наконец то удосужился подойти к Николаю Казанцеву с блокнотом и пером – он уже полностью собрался и во всю уходил. Договорились отложить интервью на ближайшую выставку – Хай-Энд Шоу в Аквариуме. А я туда для репортажей приехал в воскресенье – последний день.

Подошел к Николаю, поздоровался, пообщался с его очаровательной дочкой и отчалил – обещая вернуться позже. И пошел дальше бродить по выставке. А в один прекрасный момент, я вышел на перекур, а обратно меня просто не пустили.

- Выставка закрылась, Вы не участник – Вам там делать нечего.

- Но у меня там дела остались, в конце концов, вещи.

- Вещи – позвоните, пускай Вам сюда спустят. Внутрь мы Вас не пустим.

Вот и проинтервьюировали…

Но, видимо, Бог любит троицу. Поэтому – крепче зажмем перо и помолясь, приступим. Перечислим тракт:

Источник. Студийный, бобинный магнитофон . Sony APR-5000 поддерживающий 76-ю, 38-ю и 19 скорость. На ВинилДжеме крутились студийные мастер ленты, записанные на 38 скорости в две дороги во всю ширину ленты. То есть, у бобины нет второй стороны. Километровая катушка отыграла 45 минут – всё. Ставь следующую.

Усилитель : Tarim Audio Flat House

Акустические системы : Reezoldini.

Выделю Резолдини. Вот классные пацаны – даром что Питерские. На крайнем Хай-Энд Шоу в Аквариуме просто умирал с них от счастья. Притащил свою сорокопятку с лютым бухалом – просто инфразвуки там записаны. Парни зарядили свои топовые АС на такой громкости – что аж кишки в животе зашевелились. Хорошо, что я не завтракал.

 Но те то были двухметровые шкафы, а эти - как раз самые маленькие АС на ВинилДжеме. Но играли – просто из кожи вон лезли. На канале Ютуба NewArtVinyl есть ролик о ВинилДжеме на котором хорошо видно и слышно, как они надрываются. Прошу обратить внимание – на ролике звук не ретушировался – как играло, так и записано, все по-честному. Я разглядел АС по внимательнее – у них на задней панели еще два излучателя. Но какой из них активный, а какой пассивный – я не понял. В любом случае – для таких размеров – эксклюзивный звук. Владельцы малогабаритных комнат для прослушивания – возьмите на заметку!

На второй день ВинилДжема, стоящие рядом стенды Завалинки Рекордс и Гонг АВ объединились и завели бобинник Казанцева через свои огроменные колонки. Да! Справедливость восторжествовала!!! Не может самый крупный источник играть через самые маленькие АС – так не честно! Специально подошел поближе чтобы это запечатлеть и осязать так сказать на собственной шкуре. Но вскоре пожалел об этом. Как бы это описать… Такое впечатление, что меня за грудки схватил огромный Амбал и стал трясти меня так – как будто хотел душу вытрясти. Потрясясь так пару минут под пассажи балалаек мне сплохело.

- Ой, что-то мне нехорошо… Пойду ка я отсюда.

Вот с противоположного конца зала – от стенда NewArtVinyl было хорошо – комфортно слушать. А рядом – как-то уж слишком проникновенно балалайки «Бряц» стали заходить. Прям ранними клипами Литл Биг повеяло.

Одним словом – что и говорить! Безусловным лидером ВинилДжема 2020 объявляем Завалинку Рекордс. Поздравляем коллеги!

Основное место на стенде Казанцева занимал стеллаж с мастер лентами Завалинки Рекордс, а также винилом. Разумеется, больший интерес у меня вызвали грампластинки. Это современные издания американского лейбла  Analogue Productions/ Acoustic Sounds. Как то, они особым аналоговым образом записи обрабатывают и получается весьма и весьма недурно. Казанцев тут же предложил мне на выбор пластинки для демонстрации. Я выбрал Дюка Эллингтона и Дорз – сорокопятку. Отменно звучащие, но на Дорз мы перепутали скорость. То есть включили как 33, потом догнали что это 45 и на ходу переключили. «Виски Бар» Дорз с завыванием и с разгончиком так получилась. Но публике – все равно понравилось. Еще бы – Виски Бар на сорокопятке. Что может быть лучше?

Впечатлился лейблом  Acoustic Sounds и рекомендую всем любителям хорошего аналогового звука. Ну и бобины Завалинки Рекордс – само собой.

Конечно, бобины имеют неоспоримое преимущество перед винилом – простота эксплуатации и полное отсутствие каких бы то ни было настроек. То есть – буквально как сидюк. Достал из коробки, поставил куда угодно как попало, подключил к розетке и преду, заправил ленту, нажал на плэй и погнали! Всю процедуру, с перекуром – за пол часа сделаете не спеша. Ну и стоит это – с большим запасом и дюжиной бобин – четверть ляма.

В виниле, за пол часа Вы вертак даже из коробки не достанете полностью. Дальше его настройка по горизонту, установка тонарма, настройка его – по горизонту. Еще дальше – инсталляция фонокатриджа и как Вы уже наверное догадались – установка его по горизонту. И вот когда, через пару дней Вы всю эту механику по горизонту выставили – можно приступать к электрической части.

 По стоимости. Весь заявленный на ленту бюджет в четверть ляма уходит на одну только иголку. А их напомню, должно быть – как минимум две… Далее пару длинных тонармов и вертак – еще четверть ляма. Ну и под конец – фонокабели и фонокорректоры – еще четверть. Сколько там четвертей получилось? На ведро – 10 литров ?

 И наконец, самое главное! Тонармы нужно уметь настраивать правильно и по шаблонам, а фоники под иголки – подбирать с умом; а не как-нибудь. Вот, видимо, на третьем пункте все и сыпятся. Так что магнитная лента является хорошей альтернативой для ленивых или не слишком рукастых аудиофилов. Ну и потом личные симпатии тоже никто не отменял. Кому-то – винил ближе, а кому-то лента по сердцу. У меня вон кореш – вообще кассетами фонатеет. Да и не только он. У Павла Санаева прекрасно кассетник звучит на его роскошных винтажных Диатонах. Так что, уважаемые аудиофилы предлагаю не ссориться, выясняя какой из аналоговых носителей лучше и правильнее. А сосредоточить совместные усилия по тыканью пальцами и улюлюканьям над цифровиками. Ату их! Ату!!!

Вернемся к Завалинке Рекордс. Так же, на стенде Казанцева я заметил очень интересные грампластинки лейбла  Studio Konzert. Немецкая аналоговая записывающая компания из Штутгарда. В небольшом, прекрасно акустически оформленном зале, они делают концертные записи на Штудер 820. Оригинальность в том, что пишут они не многоканально, а потом сводят, а сразу в две дороги. То есть – стерео. Выпускают современных джазовых исполнителей. Записи зальные, стерео, полностью аналоговые. И хороши эти записи настолько, что Казанцев сравнивал их с легендарными японцами TBM. Если кто не знает «Три слепых мышонка» студия звукозаписи 70-х годов считающаяся вершиной аналоговой записи. И, кстати, выпускавшая тоже преимущественно джаз. Что их всех так в джаз тянет – не пойму? Нет, чтобы Панков записывать!

Вот и Казанцев тоже так считает. Нашел в сети интересных ребят – «Бряц». Спродюсировал, записал и выпустил сначала их дебютный альбом, а в прошлом году – «Бряц 2». На ВинилДжеме я с огромным удовольствием ими насладился – чего и всем желаю. В связи с «Бряц» Казанцев рассказал при забавнейшую и к тому же поучительную историю. В сентябре на выставке в американском Денвере, он демонстрировал свои записи с бобинника через наушники. Подошла одна дама и стала слушать как-то прям чересчур долго. А сняв наушники подошла к Казанцеву и сказала, что испытала Goosebumps .

- Что Вы испытали? – растерялся Николай. Поняв, что он не знает такого слова, она пальцами стала его пощипывать, имитируя мурашки. А слово это – буквально значит «гусячья кожа».

Прервемся, для объединенного аудиофильского улюлюканья над цифровиками.

- Все врут они! Нету там ничего особенного, да тем более за такие космические деньги! Слушал я этот их Хай-Энд – теплый ламповый звук на виниле – ничего особенного. Реально рулит – усилок класса Д и бесплатные хай резы из сети! Вот это прогресс и эволюция. А аналог – архаизм! Бобины с лампами и транзисторами – пережиток прошлого века, а винил – позапрошлого. Так что, все это разводилово на бабки – антиквариат собирают. А то, что они, типа с этого аналога так тащатся – конечно, столько бабок с них слупили – нечто они скажут, что плохо играет. Будут изо всех сил претворяться – что тащатся! Врут все они!!!

Позволю себе – как автору, первому кинуть камень в этого наглеца.

- Сынок, ты что же думаешь – что врать и претворяться можно до бесконечности? Ну давай попробуем! Врубай свой усилок класса Д с бесплатными хай резами и претворяйся, что тащишься так, что у тебя мурашки побежали. Приступай! Предъяви обществу Goosebumps . Что? Не выходит?!! Ну вот так, вот оказывается жизнь то устроена! Не везде можно притворяться!!! И главное – не надо в принципе врать. Мы ищем Правду, а не Победу. Зачем притворяться? Эмоции льются естественно – главное создать условия. Вот наша героиня из Денвера слушала себе всю жизнь цифру – у нее мурашки не бежали. Она и знать не знала, что это такое. А тут услышала мастер ленту «Бряц» – и у нее побежали Goosebumps . Ну как это можно с имитировать – никак.

Я, конечно, никогда от аналогового звука не от выкал и не понимаю – как это? Но зато отчетливо помню момент, когда лет в 40, впервые попробовал играть на скрипке – четвертинке. Ох друзья мои – она так приятно щекочется – вот я весь был в мурашках с ног до головы. И даже прекратил попытки извлечь из скрипки мелодию – потому что весь сосредоточился на том приятном щекотании, кое издает дека при звучании струны.

Не знаю, что именно и как там происходит, но аналог - это приятное щекотание передает, а цифра – нет.

Вернемся к Завалинке Рекордс. И разумеется, основной продукцией стенда были магнитные ленты. Переходим непосредственно к интервью с Николаем Казанцевым.

- Ты принципиально пишешь ленту на 38 скорости? Я на своем Олимпе даже и не смогу их послушать.

- Принципиально, я пишу в две дороги. А вот скорость – как раз неважна. Если просят, на заказ могу записать на 19 – пожалуйста! У меня стоят головки – бабочки, пишущие во всю ширину ленты. Так что и на Олимпе ты можешь их заслушать. Только, конечно, в одну сторону. Перевернуть ее не получится. Но я лично, не вижу смысла экономить на скорости. На 38 – звучит лучше.

- Да кто бы спорил! Какую ленту ты используешь?

- Завалинка Рекордс пишется на современной французской ленте RTM.

- Хорошая?

- Лучшая… Только дорогая уж очень… И недавно еще подорожала... Да еще кризис… Да еще курс… Но лента – хорошая. Они ее делают на старом оборудовании Basf.

- Ты сам пишешь?

- Что-то пишу сам, что-то продюсирую, привлекая сторонних инженеров и студии, а что-то просто покупаю готовое по лицензии.

- Расскажи, что ты сам писал?

- Ну «Бряц», например. Очень талантливые ребята – харизматичные и трудолюбивые.

- Технические какие-нибудь подробности расскажи.

- Запись студийная, мультитрековая. На одни барабаны только дюжина микрофонов ушла.

- Какие микрофоны ты используешь?

- Микрофоны все винтажные 50-60-х годов Neumann, AKG… Мне нравится писать – получаю удовольствие от этого процесса…

- Это видно и слышно. Посмотрел критику – ты в цене! Все тебя расхваливают – причем не только у нас. Ихние то, они – глазастые – разглядели, вишь – твоей, золотую души жилу. У тебя в каталоге Маргулис, Шевчук и два Чай Ф. Это, я так понимаю, лицензия. Расскажи, как происходит этот процесс – музыканты тебе дают мастер ленту?

- Если бы! Нет конечно. Нету у Музыкантов, как правило, никаких записей. Они вообще к носителям относятся пренебрежительно.  Им надо – они ещё сыграют. Им не сложно. Музыканты просто правообладатели. А больше, как правило, у них вообще ничего нет. Они ж – Музыканты! Ну, ты знаешь…

- Мне ли не знать! Но тогда откуда берутся мастер ленты?

- Ооох… Это тяжелый изнурительный труд – поиск мастер ленты.

- Отсюда множество мрачных легенд о поисках безвозвратно утерянной единственной копии последнего «Черного» альбома Лед Зеппелин?

- Не знаю, но эпитет «мрачный» – очень хорошо описывает ситуацию.

- Что еще помимо классики Рока выпускаешь?

- Просто классику… Рахманинов, Гайдн и Шостакович (здесь нельзя ошибаться! * ) . Выпустил запись современного проекта «Два Сибиряка» Two Siberiabs , ранее известный как «Белый Острог» из Иркутска. Очень интересные ребята и самобытные. Пианист Иван Соколов. Выпустил два его альбома – один студийный, другой зальный – «Лайф».

- Из импорта есть что?

- Имеется! Два релиза британской певицы Римы ( Reema  Не склоняется ** ).. Девушка красавица – сама музыку пишет, сама играет, и сама альбомы оформляет. Я выпустил два – светленький и темненький.

- Что поет?

- Я бы, с некоторыми натяжками и оговорками охарактеризовал ее как Инди Фолк. Безусловно, очень яркая талантливая и самобытная исполнительница.

Мы с Николаем еще много говорили и о звукозаписи, и о музыки в целом. Необыкновенно приятный собеседник с широчайшим кругозором, желанием и умением погружаться в процесс глубоко – гораздо глубже нежели барахтающиеся на поверхности обыватели. Но уж больно Николай скромный. Это конечно хорошо – отчасти поэтому с ним так и приятно общаться. Но как интервьюер – это чрезвычайно неудобно. Для него произнести фразу «я это сделал» или «я это записал» - категорически невыполнимая задача. Приходилось окольными путями выведывать интересующую меня информацию. Однако! Интервью состоялось, и я выражу скромную надежду, что Николаю Казанцеву, равно как и почтеннейшей публике оно понравится так-же как и мне.

  *  и ** примечания Н. Казанцева