Снявши голову по волосам не плачут. Один из главных вопросов магнитофоновладельца: ресурс у блока головок магнитофона исчерпан, что делать?
Есть варианты...
Реальный срок жизни головок катушечных магнитофонов до полной потери рабочих характеристик разный. На Revox Deutschland Gmbh куратор программы реновации заявляет срок в 2 500 часов до 50% износа, далее возможна полировка, срок работы после полировки — вопрос открытый.
Что такое 2 500 часов работы для нового комплекта головок? Магнитофонная лента 1 100 метров — это примерно 48 минут записи. То есть за 2 500 часов вы можете прослушать 5 200 альбомов/лент. Даже если одну-две каждый день — лет на десять жизни головок хватит минимум. Ниже фото того, как выглядит головка Revox B77 после примерно 30 лет активной эксплуатации ( и ещё как-то играет)
В теории головка выше имеет 25% оставшейся жизни. К фото выше — нужно ловить момент, так как расширение до 5 мм уже не лечится. Полируем?
Что в итоге: мастер, полировавший голову, считает, что срок жизни сокращен на 8-10%, то есть часов на 250-300, но на пару лет жизни хватит и характеристики почти оригинальные. Да, это про головы Revox/Studer.
Ожидаемо придут слесари-ремонтники с тапочками и комментариями типа: «тут один "браза" спилил головы в хлам за три года...» Я исхожу из собственного опыта и опыта людей, с которыми общаюсь по теме.
Но нужно учесть, что ваш лентопротяжный механизм идеально правильно настроен и вы пользуетесь исключительно новыми лентами.
Для наглядности — простой рисунок «умирания» головок.
Этой бедный Otari всё... Уже зазор поехал.
Процесс приведения в рабочее состояние изношенных головок — тема, многократно обсуждаемая в «узких кругах», однако эту процедуру я не освоил и не советую вам: ищите профессионалов.
Но в свое время у Studer были даже наборы «умелые руки» и инструкции по шлифовке.
Иногда на вторичке счастье улыбается: для Studer A807 A812 A816 A820.
Блок новых головок по цене рабочего Revox. А что делать? При этом есть элемент лотереи: на поверку «новые» могут оказаться вовремя и качественно шлифовано-полированными. Вы спросите: а сколько жизни у головок для профессиональных Studer? Специалисты называют такие цифры, в том числе для аморфных головок:
316-я серия — 5 000 часов
317-я серия — 10 000 часов
318-я серия — 15 000 часов
Однако документального подтверждения этим цифрам я нигде не нашел. Да и я не претендую на широкий обзор всех типов головок для наиболее популярных аппаратов.
Что делать, если вы не хотите искать новые комплекты на вторичке и не играете в лотерею? Есть варианты...
ATR service, которая работает с Ampex, реализует головки Flux, производимые Грегом Ортоном state-of-the-art analog professional audio tape heads по оригинальным спецификациям.
Не только для Ampex, но и для Revox - Studer. Варианты на четверть дюйма:
Quarter-Inch
ERP – Mono – “Full Track”
ERP – 2-Track NAB Stereo – “Half Track”
P – Bidirectional Stereo – “Quarter Track”
P – Slow Speed Optimized
Головы от Flux активно использует на своих магнитофонах Smart Audio. И, кстати, у Михаила Мамонова Flux стоит в студии на мастер-машине Ampex ATR 102. С его слов за пять лет визуально и аппаратно практического износа не видно при активной эксплуатации.
Известный производитель, с его головками работает Ballfinger. Материал — Mu-metal или Vitrovac. Но проблема с ними одна: оптовые партии, индивидуальных заказов нет. Недавно выяснилось, что AM Belgium серийно выпускает головки и для новых Revox B77 mkIII.
Поэтому едем в солнечную Италию...
Компания основана очаровательной Федерикой Галантино (Federica Galantino). Здесь широкий выбор головок практически для всего, даже для Mechlabor STM, и индивидуальные заказы принимают и выполняют оперативно.
Профессиональные изделия для мастер-магнитофонов тоже делают.
Головки от Photovox используют Metaxas и Analog Audio Design на новых магнитофонах.
Для всех модификаций Revox делают тоже.
Ниже приведу профессиональный отзыв о Photovox, любезно предоставленный Metaxas (перевод мой):
«Головка Photovox, которую мне прислал Костас, прибыла сегодня, и у меня было время ее осмотреть. Завтра я отправлю более подробный отчет и также попробую работу с повышающими трансформаторами, но я пришел к выводу, что, по-моему, трансформаторы здесь не понадобятся. Я сравнил головку Photovox для А820 со стандартной головкой воспроизведения Studer A820.
Хотя индуктивность головки Photovox примерно вдвое меньше,
чем у Studer, выходной сигнал почти такой же (точно такой же на одном канале, на 1 дБ ниже на другом канале). Кажется, это очень
эффективная головка. Из-за низкой индуктивности резонансная частота
очень высокая — порядка 40 кГц. Конечно, зазор (размер его) будет означать,
что она на самом деле не достигнет 40 кГц при воспроизведении ленты, но это очень хорошая отправная точка. Я впечатлен электрическими
характеристиками.»
Удачной охоты...
tape heads, reel to reel