В современной музыке интересно даже не то, как меняется джаз — а ведь меняется он драматически, до неузнавания. Интереснее, как к нему приходят из разных направлений. Из электроники, попсы, рока — бог знает чего еще. Да и все эти обозначения, в сущности, условны.
Ну и правильно. Люди выбирают музыку по настроению, а не по названию. Нижеприведенные релизы так или иначе соотносятся с джазом: гармония, импровизация и т.п. Хотя и совсем не схожи по «вайбу». Люди свободно творят везде: от американских лофтов до клубов Новороссийска.
Grüt «Work Week»
Джаз-группа, которая косит под угрюмую электронику. Тут как блюдо китайской кухни: не поймешь, что из чего сделано, вкус одного продукта в другом. Сэмплы это или живаго? Или сэмпл, нарезанный live? Все эти пачки духовых, сбивки барабанов — звучит то механически, то слишком живо.
На самом деле в основе своей это нормальное джаз-комбо. Тромбонист Дэниел Уайтанис, гитарист Патрик Артур, басист Брендон Бун и барабанщик Морган Герин собрались в 2015 году в Атланте, да не введет вас в заблуждение название с «умляутом» над U.
Быстро вошли в околоджазовую-авангардистскую тусовку. Выступали, в частности, с Биллом Лоуренсом из модной группы Snarky Puppy. Вот такой вот джаз — все современно, виртуозно, с перфекционизмом, но также с грувом и энергией. А такого мало!
Roosevelt Collier «Exit 16»
Давненько мы ничего не слышали о джем-бэндах. А ведь в начале нулевых целый тренд: Medeski, Martin & Wood, Soulive, молодежные проекты Джона Скофилда, всякие агрессивные скандинавы и тому подобное. Но вот напоминание. На фестиваль в подмосковные Горки Ленинские приглашен Рузвельт Кольер.
А у него как раз в марте вышел очередной альбом. Вот это уже похоже на возвращение нормальной жизни! Рецензия пишется за четыре дня до приезда музыканта, и я бормочу: только б все срослось…
В любом случае, ценная находка. В прямом, техническом смысле Рузвельт — оригинальный гитарист. Играет на педальной слайд-гитаре как шреддер. Обычно с таким инструментом тянут что-то блюзовое, психоделическое, а-ля Дэвид Гилмор, а тут пассажи — огонь. И в разном стиле, с характером. Да и звук группы в целом яркий и разнообразный. Органчики с разными тембрами и туше, барабанчики со сбивками, в общем — современность с привкусом вечности.
«Sun Up Sun Down» начинается с такого громокипящего органа, что думаешь: ничего себе у них там восходы и закаты — асфальт, наверное, плавится. В «Make It Alright» бешеное соло на слайде, перемешанное с хрипящим органом, и мясорубящая бас-гитара внизу. Хардроковые завывания в «Spike», а еще и изобретательные джазовые барабаны по всем трекам — и всего так много, так много!
Sergey Korenev Project «Frankness»
Вот мы тут сидим в Москве-Петербурге и думаем, что только у нас процветает джаз, а за МКАДом — пресловутая страна шансона. В каждой шутке есть доля шутки. Но все-таки в России есть такие джазовые кластеры, что диву даешься: везде свое, особенное, свой «акцент».
С гитаристом, композитором и продюсером из Новороссийска Сергеем Кореневым я познакомился в Рыбинске, где он играл на фестивале «Джаз на родном языке». Оказалось, в родном городе он просто «центровой человек». Он там организует концерты, чуть не каждый месяц привозя иностранца или столичного музыканта или кого из других городов. Ну, и своя сцена в городе процветает. Здорово!
А как музыкант — класс! Гитарный звук — на акустике, нейлоне, в электричестве. Очень красивый, чистый и прозрачный. С аккуратной атакой. Точно! Как будто человек отошел от классики и пришел к джазу/фьюжн/нью-эйдж.
«Frankness», записанный расширенным комбо с духовыми — хороший настоящий, отлично записанный smooth jazz. В первом же треке саксофонист Артем Голышев голосит, что твой Дэвид Сенборн!
Greg Abate «Magic Dance: The Music of Kenny Barron»
Одни только имена музыкантов говорят о том, что это суперпроект. И еще: они играют музыку пианиста Кенни Баррона, который в свои 78 почти что уже живой классик.
Всеми востребованный Джонатан Блейк на барабанах, молодой модный басист Дезрон Даглас, 74-летний Грег Абате и сам Кенни Баррон. А что, так можно было? Даже нужно!
Припоминаю выступление пианиста с трио в Московской консерватории. Такое не забудешь! Кстати, Абате тоже выступал в Москве лет 10 назад, в клубе, но его концерт прошел несколько незамеченным — правда, одна деловая газета откликнулась очерком, в котором сравнила внешность саксофониста с персонажами «Клана Сопрано».
Шутки шутками, но за трибьют Кенни Баррону Грег Абате и вправду взялся основательно, по-деловому. Про состав я уже сказал, а про материал — кратко: его много!
Композиции — из разных лет, у Баррона десятки альбомов. Воспользуюсь подсказкой всезнающего портала allaboutjazz: «Альбом открывается одной из самых привлекательных мелодий Баррона — «Sunshower», которая в конце 70-х была умеренным хитом, в то время, когда пианист играл в квартете Рона Картера… и <записана> на альбоме Ron Carter Quartet «Piccolo» (Milestone, 1977)».
В версии Картера основная тема и львиная доля импровизации — смычком на контрабасе; здесь — долгий и четкий монолог тенор-саксофона. Абате жжет: здесь он решил устроить шоукейс всех язычковых духовых. Играет на теноре, альте, баритоне, флейте, делая кучу наложений — получается духовая секция оркестра!
Флейта его нежна и прекрасна; 9-минутная «Water Lilly» – прямо-таки флейтовый бенефис! На фоне упругого грува — отличное контрастное сочетание. А еще хрустальный звук и скоростные пробежки Баррона-виртуоза. И так весь альбом.