Говорить, что музыкантам что-то там навеяло начало сентября — чистая конспирология. Альбомы ведь не за один день до выхода записываются! И тем не менее — почему-то все более или менее интересные/громкие релизы финала лета — начала осени какие-то такие... уж слишком спокойные. По большей части. Хотя и не без исключений. Итак, от Москвы до Сан-Франциско — новый джаз. На круглых дисках.
Alexey Kruglov, Anna Chekasina «Metonymy»
Грустная задумчивость осенней поры — самое время для всякой, как это раньше называли, «собачатины». То есть для трудных стилей: фри, нойза, экспериментов и всего такого прочего.
Московский саксофонист Алексей Круглов — главный у нас по всяким экстремальным жанрам. «Metoniny» — его дуэтный альбом (на московском независимом лейбле Fancy Music) с отменной скрипачкой Анной Чекасиной, не чуждой свободной импровизации. Сам Круглов играет на альт-саксофоне (и мундштуке от сакса) и препарированном дудуке, что бы это ни значило, но от разнообразия тембров не заскучаешь. Вместе Круглов и Чекасина истошно голосят в верхнем регистре и... и вот тут-то рождается своеобразная хрупкая красота.
Жутковатый первый трек «New Blood», но в середине Круглов ударяется в настоящую скупую лирику. Или Чекасина контрапунктом дыханию Круглова в мундштук и щелканьем клапанами сакса выводит нежно-изломанную песнь. Да, слушать такое с непривычки, наверное, тяжело — жанр такой, порог входа высокий, но оно того стоит. И вообще: очень кинематографично — как будто такой черно-белый фильм-саспенс!
Apple.Music, Яндекс.Музыка, FancyMusic
Tord Gustavsen Trio «The Other Side»
Тем, кто пристально (и не очень пристально) следит за деятельностью лейбла ECM, не надо представлять пианиста Торда Густавсена. Известный норвежский музыкант, джазмен среднего поколения — из главных современных звезд лейбла. И, конечно, стопроцентно «исиэмовский» персонаж, ибо кредо его — модальный джаз с размышлениями, вкраплениями классики и фольклора... Не могу сказать, что я лично его большой фанат, но персонаж он заслуженно культовый и заметный. Так что пропускать новый альбом в любом случае не стоит.
«The Other Side» — выдержанная в привычной холодновато-интравертной манере смесь фольклорных мелодий, оригинальных и баховских. Это, конечно, никакой не кроссовер — мелодии вы все равно не узнаете/не угадаете, но есть тут такая своеобразная и пестрота, и теплота, и лиризм народный-корневой... И, конечно, стоит отметить интеллигентный «кач» крутой ритм-секции Густавсена: контрабасист Сигурд Холэ и барабанщик Ярле Веспестад.
Erik Jekabson «Sextet»
Надеюсь, откроем сейчас российской публике новое имя.
Итак, Эрик Джекабсон — американский трубач, композитор, преподаватель, в чьем резюме — работа с массой знаменитых джазменов, включая модного сейчас Камаси Уошингтона. На первый взгляд довольно традиционный пост-боп — все эти авторские композиции сложной формы, но — со своим почерком, сыгранные ярко и горячо. Без зауми!
Джекабсон говорил в интервью, что хотел отразить дух города и, гуляя по своему Сан-Франциско, напевал пришедшие в голову мелодии на диктофон. А позже разрабатывал их на фортепиано. И тут действительно такие симпатичные мелодии, напевные, с мягким вайбом. Прям действительно — ритм теплого приморского города. Ансамбль довольно пышный — гитара, плотная ритм-секция; саксофоны — Дейв Эллис из трио экстравагантного восьмиструнного гитариста Чарли Хантера (Москва его видела на одном из фестивалей «Усадьба. Джаз»), выше всяческих похвал.
Kandace Springs «Indigo»
Второй альбом на Blue Note недавней звезды вокального джаза.
Вообще это лейбл не очень культивировал вокальный джаз, даже женский, но уж если представляют они народу поющую даму, то это такие sophisticated ladies типа Кассандры Уилсон или Норы Джонс. Благодаря последней в детстве Кенденс Спрингс, дочь бэк-вокалиста, решила заняться музыкой профессионально. Теперь певице/пианистке/автору песен 27, и она вполне встает в ряд этих правильно-странных блюноутовских див. Ее материал — смесь джаза, блюза, современного аренби, соула и попсы даже. И, конечно, главное — голос: с пикантной горчинкой, на высоких — как труба (вспомним Билли Холидей). Нежный сдержанно-чувственный. Как и музыка: в общем, хорошо обработанная стильная попса для взрослой аудитории. Светлая и позитивная, но не тупо-радостная. Дебютный альбом «Soul Eyes» (заглавная — знаменитый стандарт Мэла Уолдрона) представлял собой набор песен разной степени интересности, с маленьким шедевром «Leavin’» (Арета Франклин не постыдилась бы).
«Indigo», спродюсированный прославленным в джаз- и аренби-мире Каримом Риггинсом, представляет Кендес скорее как умного артиста, которому есть что сказать. Посему он практически везде томительно-замедленный, с минималистичными разреженными аранжировками и голосом на первом плане. Для первого сингла выбрали «Don’t Need the Real Thing», но она не хуже и не лучше остальных. В заглавной «Indigo» — романтичная труба Роя Харгроува; «Love Sucks» — ритмичный шлягер, как и «Fix Me». В «6 8» минимализм и разреженность доведены — или не доведены? — до абсурда: она как будто недописана и недозаписана... На десерт кавер соул-классики 70-х «People Make the World Go Round», которую кто только не перепевал, включая Маркуса Миллера.
Mark Turner & Ethan Iverson «Temporary Kings»
Еще одно изделие фирмы ECM — альбом, который легко ожидать от данного лейбла, но трудно именно от этих музыкантов. В типичном для ECM прохладном разреженном саунде саксофонист Марк Тернер и пианист Итан Айверсон (ex-The Bad Plus) словно впали в анабиоз, настолько все медленно и в пастельных тонах. «Unclaimed Freight», как сообщается, навеяна «Симфонией псалмов» Стравинского. Если так, то уж очень отдаленно: остинатной фигуре фортепиано вторят простые шепчущие подпевки саксофона.
А вот заглавный трек — действительно как какой-то потерянный мотив из «Весны священной»! Я понимаю, что подобное определение граничит с шизофренией, так что просто послушайте.